Во всех развитых странах строительная отрасль относится к числу главных отраслей национальной экономики, т.к. участвует в создании основных фондов для всех других отраслей и отражает уровень развития страны в целом. Несмотря на то, что строительный сектор больше подстраивается, чем влияет на развитие экономики, вклад отрасли в развитие общественных процессов крайне важен.

В данном материале мы даем анализ рынка Российской Федерации, поскольку там существует системная потребность в белорусских специалистах, особенно в инженерно-техническом персонале.

Объем экспорта строительных, инженерных и архитектурных услуг в РФ в 2023 г. вырос по сравнению с 2022 г. на 8,5%, с 660,968 млн до 716,957 млн долларов.

Таким образом, более 95% от всего объема экспорта приходится на Российскую Федерацию.

Развитие строительного сектора в Российской Федерации

Итак, основным макроэкономическим показателем, позволяющим оценить состояние конкретного сектора экономики, является валовой региональный продукт (ВРП). При оценке стоимостных показателей на протяжении временного отрезка объективную ситуацию могут отразить только показатели в сопоставимых ценах.

В Российской Федерации ВРП по виду экономической деятельности «Строительство» в 2022 г. по отношению к 2021 г. в сопоставимых ценах 2016 г. увеличился на 409,2 млрд российских рублей и составил 5,2 трлн российских рублей, темп прироста – 8,5%.

В 2019–2022 гг. динамика по данному показателю в среднем демонстрировала прирост на уровне 3,9% с тенденцией к наращиванию. Отрицательный прирост в рассматриваемом периоде наблюдался только по итогам 2020 г., когда для достижения показателя предыдущего года не хватило лишь 0,3 процентного пункта.

Важным фактором не только экономического, но и инновационного развития государства является эффективная инвестиционная деятельность, которая способствует обеспечению высокого экономического роста национальной экономики и повышению благосостояния общества. Инвестирование в основной капитал (ИнвОК) закладывает основу стабильного функционирования организации любого вида экономической деятельности.

Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации за 2023 г. составили 34,0 трлн российских рублей, прирост к 2022 г. – на 5,6 трлн российских рублей, или 9,8% в сопоставимых ценах.

Как и в случае с ВРП, объем инвестиций в основной капитал в период 2019–2023 гг. не достиг показателя предыдущего периода лишь по итогам 2022 г., отставание составило 0,1 процентного пункта. Средний темп прироста составил 5,4%.

Еще одним показателем, характеризующим состояние строительного сектора, является объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» (ОРС).

Это стоимость строительных работ, выполненных организациями собственными силами:

  • работы по строительству новых объектов,
  • по капитальному и текущему ремонту,
  • по реконструкции жилых и нежилых зданий и инженерных сооружений.

На протяжении периода 2019–2023 гг. динамика данного показателя также характеризуется устойчивой тенденцией к росту.

Средний темп прироста к предыдущему году в сопоставимых ценах составил 5,3%.

За 2023 г. выполнено работ на сумму 15,1 млрд российских рублей в фактически действовавших ценах, прирост к предыдущему году – 7,9% (в сопоставимых ценах).

Объемы ввода в действие общей площади жилых домов (ЖС) также ежегодно увеличиваются.

В 2023 г. построено рекордное количество жилья – 110,4 млн кв. м.

Положительная динамика объемов жилищного строительства в последние годы частично обеспечена реализацией с августа 2019 г. в полном объеме нормы Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в рамках которого в общем вводе жилых домов учитываются жилые дома, построенные населением на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства.

Что касается среднегодовой численности занятых в Российской Федерации по виду экономической деятельности «Строительство», то данный показатель также увеличивался на протяжении 2019–2022 гг., за исключением 2020 г. Средний темп прироста в рассматриваемом периоде – 0,7%, в 2020 г. – минус 4,0%.

Представим на графике динамику прироста (%) рассмотренных выше показателей за период 2019–2023 гг.

Динамика изменения ключевых показателей, характеризующих строительный рынок Российской Федерации, за 2019–2023 гг.
Рисунок 1 – Динамика изменения ключевых показателей, характеризующих строительный рынок Российской Федерации, за 2019–2023 гг.

Как было указано ранее и отражено на рисунке, отрицательные значения темпов прироста по рассмотренным показателям зафиксированы лишь в 2020 г. Ситуация обусловлена последствиями пандемии коронавируса, которая нанесла ущерб экономике большинства стран мира.

Несомненно, драйвером строительной отрасли являются инвесторы государственного и корпоративного сектора, осуществляющие промышленное строительство, связанное с производством, хранением и транспортировкой нефти и газа, а также с атомной энергетикой.

Ключевым макрорегионом Российской Федерации является Центральный федеральный округ (ЦФО). Территория ЦФО составляет лишь 3,8% всей площади РФ, при этом по данным Росстата ЦФО является крупнейшим в России по численности населения, на его территории проживает более 39 млн человек (по данным за 2021 г.), что составляет 26,9% от всего населения России. Округ вносит значительный вклад в экономику Российской Федерации, здесь производится 36,3% всего ВВП (в постоянных ценах 2016 г.). Другими лидирующими регионами по макроэкономическим показателям и привлекательности строительной отрасли для экспорта строительных услуг следует назвать Северо-Западный, Приволжский и Южный федеральные округа.

Обзор представленных показателей позволяет сделать вывод, что, несмотря на санкционные меры и давление ряда западных стран, строительная отрасль РФ продолжает наращивать темпы по всем важнейшим макроэкономическим показателям. По имеющимся оперативным данным Росстата можно судить о сохранении положительной динамики в будущем.

Это указывает на достаточный потенциал для наращивания экспорта строительных услуг белорусскими подрядными организациями в данные регионы.

Поддержка белорусских подрядчиков в Российской Федерации

Все вышеприведенное способствует увеличению количества двусторонних визитов и договоренностей между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, в том числе на высшем уровне.

Вследствие этого острым вопросом становится необходимость своевременного информирования руководства страны и отечественных подрядных организаций о ситуации на строительных рынках регионов РФ, о планируемых к реализации на территории Российской Федерации инвестиционных проектах, а также создание площадки для участия в переговорах всех заинтересованных.

Для поддержки отечественных подрядных организаций на зарубежных строительных рынках, в том числе на российском, была разработана информационно-аналитическая система BUDexport.

Для решения поставленных вопросов по активизации выхода именно на российский строительный рынок  Минстройархитектуры поставило задачу по модернизации системы BUDexport, и в 2023 г. в его структуре была разработана Интерактивная карта экономической эффективности оказания экспорта строительных услуг на территории федеральных округов России (Интерактивная карта).

С учетом обширности территории Российской Федерации и большого количества регионов в ее составе, информация показана в разрезе федеральных округов. При этом для понимания общей картины привлекательности строительных рынков регионов РФ дополнительно создан подраздел с общей картой Российской Федерации.

Модуль «Интерактивная карта» отражает привлекательность регионов РФ для следующих, наиболее привлекательных для участия белорусских подрядных организаций, видов строительства: гражданское, промышленное и дорожное.

Расчет рейтинговой оценки для каждого региона РФ произведен на основе оценки средних значений отдельных макроэкономических и внутренних показателей региона за три года:

  • объем инвестиций в основной капитал;
  • объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство»;
  • объем жилищного строительства;
  • среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по виду «Строительство»;
  • средняя фактическая стоимость строительства одного квадратного метра общей площади жилых помещений) и с применением весовых коэффициентов (рассчитаны по данным анкетирования ключевых подрядных организаций).

Такая классификация позволяет визуально определить степень экономической привлекательности региона для оказания экспорта строительных услуг и возможного перспективного сотрудничества без дополнительного детального изучения показателей его экономической деятельности.

Кроме того, модуль «Интерактивная карта» предоставляет доступ к файлам с обзором состояния строительных рынков регионов и перечнем ключевых инвестиционных проектов, предлагаемых для реализации на их территории. Указаны сроки строительства, контактные данные заказчиков, общая сумма инвестиций и другая информация. Также имеются сведения о рейтинге региона по расчетным данным ОАО «НИИ Стройэкономика» и рейтинговых агентств Российской Федерации, что позволяет более детально оценить экспортную привлекательность региона. Например, по оценке ОАО «НИИ Стройэкономика», кроме Московской области, Москвы, Санкт-Петербурга, большим экспортным потенциалом для гражданского, промышленного и дорожного строительства обладает Республика Татарстан.

Реализуемые проекты и сегодняшние рейтинги

Отечественные организации заключили ключевые инвестиционные проекты в сфере строительства следующих объектов:

  • транспортной инфраструктуры в основном в Республике Татарстан и Краснодарском крае Российской Федерации;
  • гражданской и социальной инфраструктуры (школы, детские сады, стадионы). Порядка 25% от общего количества проектов реализуется в Калужской и Воронежской областях РФ белорусскими инжиниринговыми и строительными организациями.

В оценке экспортной привлекательности среди 85 регионов России Республика Татарстан заняла следующие места (по итогам 2023 г.):

  • для гражданского строительства – 5 место;
  • для промышленного строительства – 2 место;
  • для дорожного строительства – 14 место.

По оценке агентства РИА Рейтинг, среди 85 регионов РФ Республика Татарстан по итогам 2022 г. заняла:

  •  в рейтинге социально-экономического положения – 3 место;
  • в рейтинге по вводу жилья – 18 место;
  • в рейтинге по научно-технологическому развитию – 3 место;
  • в рейтинге по качеству дорог – 19 место;
  • в итоговом рейтинге – 4 место.

По данным Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, первые 15 мест Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации разделили 37 регионов. Республика Татарстан в ТОП-15 заняла 2 место.

Модуль «Интерактивная статистика» позволяет просматривать основные статистические показатели регионов, сравнивать их с соответствующими показателями иных регионов в рамках федеральных округов, а также наблюдать динамику изменений данных показателей во временном периоде с 2018 г. по 2023 г.

Такое представление данных позволяет пользователям просматривать различные сценарии, выявлять тренды развития того или иного региона РФ в динамике.

В модуле «Приоритетные проекты при поддержке республиканских органов государственного управления» публикуются сведения о приоритетных проектах для реализации при поддержке республиканских органов госуправления Республики Беларусь (рисунок 2). На данном информационном портале предусмотрена обратная связь, чтобы оперативно координировать деятельность всех заинтересованных со стороны отечественных подрядных, проектных, инжиниринговых организаций в реализации проектов на территории Российской Федерации.

Модуль «Приоритетные проекты при поддержке республиканских органов государственного управления» на примере Московской области
Рисунок 2 – Модуль «Приоритетные проекты при поддержке республиканских органов государственного управления» на примере Московской области

Модуль «Видеосвязь» разработан для активизации двустороннего взаимодействия между отечественными подрядными организациями и заказчиками со стороны регионов РФ посредством видеоконференцсвязи (ВКС). Планирование ВКС будет происходить на уровне Минстройархитектуры со стороны Беларуси (включая участие заинтересованных областей) и на уровне губернаторов либо иных представителей государственного уровня со стороны Российской Федерации. Данный модуль предоставляет информацию и дает возможность принять участие в ВКС широкому кругу заинтересованных организаций со стороны обеих стран.

Существующие сложности

В рамках анкетирования отечественных подрядных организаций, проведенного в IV квартале 2023 г., были выявлены следующие барьеры, препятствующие экспортной деятельности в Российской Федерации в целом:

  • необходимость регистрации в местной СРО;
  • работа без гарантии 100% возврата выручки за оказанные услуги;
  • отсутствие единой централизованной организации, представляющей интересы подрядчиков из Беларуси, которая обеспечивала бы правовые проработки договоров, гарантировала возврат валютной выручки за оказанные услуги;
  • особые квалификационные требования к работникам, например сварщикам;
  • наличие лицензии. Например, при работе на российском рынке по объектам метрополитена в тендерных документах существует условие для участников – наличие лицензии ФСБ Российской Федерации. В Республике Беларусь ОАО «Минскметропроект» имеет аналогичный документ от КГБ РБ, при этом существуют межведомственные соглашения о признании документов. Однако ОАО «Минскметропроект» по данному признаку отклоняется и не допускается в качестве участника к торгам;
  • отсутствие свободных оборотных средств;
  • наличие ЕИС и др.

Вследствие этого для информационно-аналитической поддержки, выхода и функционирования на российском рынке, от принятия решения о возможности экспорта строительных услуг в том или ином регионе РФ до строительства конкретных объектов, в рамках Интерактивной карты планируется создание «пошаговой» дорожной карты (руководства).

Поддержка государства

Всестороннее содействие экспортерам по выходу и закреплению позиций на рынке Российской Федерации оказывают Министерство иностранных дел и загранучреждения Республики Беларусь.

С 2020 г. экспортеры начали использовать механизмы поддержки по участию в международных специализированных выставках и оценке соответствия продукции техническим требованиям для зарубежных рынков в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 14 ноября 2019 г. № 412 «О поддержке экспорта», принятого по инициативе МИД.

Инструменты Указа № 412 позволяют охватить всю товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности и все виды услуг. Особенность этих мер состоит в том, что возмещение экспортерам осуществляется по факту уже понесенных ими расходов, то есть после их участия в выставках и проведения оценки соответствия экспортной продукции.

По инициативе МИД Главой государства принято решение (Указ от 24 января 2023 г. № 16) о дополнительной поддержке экспортеров в рамках Указа № 412 через компенсацию затрат на соответствие нашей продукции не только техническим, но и ветеринарно-санитарным, фитосанитарным и иным требованиям внешних рынков.

Организации строительного комплекса РБ используют также финансовые механизмы поддержки экспорта, предоставляемые Указами от 25 августа 2006 г. № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» (Указ № 534).

В 2022 г. для совершенствования механизмов финансовой поддержки экспорта Указом от 14 марта 2022 г. № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики» было предусмотрено:

  • – снятие временных ограничений по предоставлению банками экспортных кредитов резидентам и осуществлению ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (далее – Банк развития) финансирования резидентов под уступку денежного требования (факторинг), а также ограничений по совокупному размеру (3 млн долларов в эквиваленте) экспортных кредитов на одного кредитополучателя;
  • – предоставление Правительству права на изменение определенных Указом № 534 условий финансирования.
  • В рамках реализации предоставленных Правительству полномочий принято постановление Совмина от 15 июня 2022 г. № 390 «Об условиях экспортного финансирования», в соответствии с которым:
  • – определена возможность финансирования организаций исходя из особенностей их экспортных поставок (экспорт через уполномоченные организации (спецэкспортеры) или участников холдингов);
  • – увеличены сроки производства товаров (работ, услуг) в рамках предэкспортного кредитования для организаций, на деятельность которых существенное влияние оказали санкции;
  • – коммерческим банкам и ОАО «Банк развития» предоставлено право на осуществление финансирования резидентов под уступку денежного требования (факторинг) при реализации экспортных контрактов в белорусских рублях;
  • – установлены переменные процентные ставки по экспортным кредитам и факторингу в белорусских и российских рублях;
  • – Белорусскому РУП экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант» предоставлено право осуществлять добровольное страхование экспортных рисков с государственной поддержкой на условиях сострахования с БРУСП «Белгосстрах» с передачей данных рисков в перестрахование РУП «Белорусская национальная перестраховочная организация».

Список публикаций

Актуально
Индивидуальный запрос информации в ОАО «НИИ Стройэкономика» на договорной основе
Индивидуальный запрос информации в ОАО «НИИ Стройэкономика» на договорной основе Подробнее
Курсы валют