Поэтапная схема выхода на строительный рынок Туркменистана приведена на рисунке ниже.

Поэтапная схема выхода на строительный рынок Туркменистана, заключения и реализации внешнеэкономического контракта на строительство объектов на данной территории белорусской подрядной организацией

Поэтапная схема выхода на строительный рынок Туркменистана, заключения и реализации внешнеэкономического контракта на строительство объектов на данной территории белорусской подрядной организацией

Этап 1: Принятие решения о возможности экспорта строительных услуг на территорию Туркменистана

Информацию о проводимых в Туркменистане тендерах на строительство объектов, как и доступ к законодательной базе Туркменистана получить весьма проблематично.

Информацию о проводимых тендерах можно получить на следующих электронных площадках:

  • на сайте Министерства строительства и архитектуры Туркменистана;
  • на информационном портале Туркменистана;
  • на сайте PARAHAT.INFO;
  • на сайте «Туркменистан. Золотой век»;

В объявлениях о проводимых тендерах чаще всего содержится:

  • наименование предмета тендера;
  • адрес для подачи заявок на участие в тендере;
  • срок принятия заявок и тендерных предложений;
  • телефоны для справок.

Заявка на участие в тендере должна быть составлена в письменном виде и содержать полное наименование участника, его правовой статус, страну регистрации,
банковские реквизиты и информацию о деятельности организации.

Найдя заинтересовавший тендер, следует детально изучить условия его проведения, поскольку законодательством Туркменистана предусмотрен ряд требований к
участникам тендера, одним из которых является наличие лицензий на право осуществлять определенные виды деятельности на территории Туркменистана. В случае
наличия такого условия в тендерной документации необходимо оценить возможность участия в данном тендере с учетом сроков получения соответствующих лицензий
и для открытия филиала/представительства на территории Туркменистана. Осуществление вышеуказанных процедур требует значительных затрат времени.

В случае, если условия тендера позволяют принять участие в тендере без наличия необходимых лицензий, то этапы выхода на строительный рынок Туркменистана
могут немного варьироваться. В данном случае возможно участие иностранного участника в тендере, и только после победы ему необходимо будет открыть на территории
Туркменистана филиал/представительство и получить необходимые лицензии.

Этап 2: Получение визы на въезд на территорию Туркменистана

Иностранные граждане, в том числе и граждане Республики Беларусь, вправе въехать, и находится на территории Туркменистана на основании визы.

Выдача виз осуществляется:

  • на территории Туркменистана – через региональные отделения Государственной миграционной службу Туркменистана;
  • за пределами Туркменистана – через дипломатические представительства и консульские учреждения Туркменистана в иностранных государствах.
    Для граждан Республики Беларусь — это Посольство Туркменистана в Республике Беларусь, находящееся по адресу: г. Минск, пр-т Победителей, 69.

На сегодняшний день в Туркменистане действуют следующие категории виз, которые могут быть однократные, двукратные либо многократные:

  • водительская виза – DR;
  • выездная виза – EX;
  • деловая виза – BS;
  • дипломатическая виза – DP;
  • лечебная виза – HL;
  • рабочая виза – WP;
  • служебная виза – OF;
  • студенческая виза – ST;
  • транзитная виза – TR;
  • туристическая виза – TU;
  • частная виза – PR.

Перечень документов, которые необходимо предоставить для оформления визы напрямую зависит от ее вида.

Этап 3: Открытие филиала/представительства белорусской строительной организации на территории Туркменистана

Правовые, организационные и экономические основы создания, функционирования и прекращения деятельности предприятий в Туркменистане, определяются Законом Туркменистана
от 15.06.2000 № 28-II «О предприятиях» (далее – Закон о предприятиях).

Законодательством Туркменистана предоставляется возможность юридическим лицам-нерезидентам осуществлять на территории Туркменистана различные виды экономической деятельности,
путем создания нерезидентами юридических лиц или обособленных подразделений, таких как:

  • представительство – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и
    представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия (п. 1 ст. 56 Гражданского кодекса Туркменистана от 17.07.1998 № 294-I);
  • филиал – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе
    функции представительства (п. 2 ст. 56 Гражданского кодекса Туркменистана).

Регистрация филиала/представительства иностранного юридического лица и их дальнейшая деятельность на территории Туркменистана регулируются следующими основными законодательными актами:

  • Гражданский кодекс Туркменистана;
  • Закон Туркменистана от 19.05.1992 № 698-ХП «Об инвестиционной деятельности в Туркменистане»;
  • Закон о предприятиях;
  • Закон Туркменистана от 03.03.2008 № 184-Ш «Об иностранных инвестициях»;
  • Закон Туркменистана от 25.06.2008 № 202-Ш «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Постановление Президента Туркменистана от 11.11.2011 № 11896 «О совершенствовании государственной регистрации юридических лиц»;
  • иные законодательные акты.

Филиал и представительство регистрируются в Туркменистане сроком на три года, с последующим, при необходимости, продлением регистрации.

В Туркменистане правовой статус филиала иностранной компании выше, чем статус представительства.

Регистрация филиала/представительства состоит из нескольких этапов:

  1. обращение с письменным заявлением для согласования наименования филиала/представительства.
    Наименование филиала/представительства должно содержать наименование головной компании, полное обозначение или аббревиатуру организационно-правовой формы,
    а также, по желанию, указание на государственную принадлежность. Использование слов «Туркменистан» и «Ашхабад» не разрешено, хотя в индивидуальном порядке
    могут обсуждаться аналоги названий, например, приставка «туркмен-».
    Справка, подтверждающая наименование предприятия, выдается сроком на три месяца и является одним из документов, необходимых для дальнейшей
    регистрации филиала/представительства. В случае необходимости, может продлена еще на три месяца;
  2. уплата регистрационного сбора и подача документов для регистрации филиала/представительства.
    В 2018 году сбор за регистрацию филиала/представительства иностранного юридического лица составлял 8 000 манат – приблизительно 2 288 долларов США.
    Перечень документов, необходимых для регистрации филиала/представительства предусмотрен Порядком государственной регистрации и учета юридических лиц, утвержденным
    Постановлением Президента Туркменистана от 11.11.1011 № 11896. Документы предоставляются на языке иностранного участника. К ним прилагаются переводы на туркменский или
    русский языки, заверенные организациями-переводчиками.
    Для белорусских организаций в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в г.
    Минске 22 января 1993 года, не требуется апостилизация и легализация документов;
  3. рассмотрение документов на заседании Межведомственной комиссии по государственной регистрации юридических лиц Туркменистана. Получение временной выписки.
    По результатам рассмотрения документов может быть вынесено решение о государственной регистрации филиала/представительства либо об отказе в государственной регистрации.
    Решение принимается в двухнедельный срок с момента представления необходимых документов.
    После принятия решения о государственной регистрации филиала/представительства оформляется временная выписка из государственного реестра юридических лиц
    Туркменистана, на основании которой субъект регистрации становится на учет в органах статистики и налоговых органах Туркменистана, а также открыть счет в банке.
    Временная выписка выдается сроком на один месяц. Вместе с вышеуказанной выпиской выдаются и учредительные документы;
  4. организация ведения статистического и налогового учетов, открытие банковских счетов.
    Основным нормативным правовым актом, определяющим правовые, экономические и организационные основы статистики, направленным на проведение единой государственной политики
    в области статистики, обеспечение потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной статистической информации, регулирующим отношения, связанные
    с осуществлением статистической деятельности, является Закон Туркменистана «О статистике» от 31.03.2012 № 288-IV.
    Государственное регулирование в области статистики осуществляют Кабинет Министров Туркменистана и Государственный комитет Туркменистана по статистике.
    Что касается налогового учета, то в соответствии со статьями 17-18, 24 Налогового кодекса Туркменистана иностранные юридические лица (нерезиденты Туркменистана),
    а также их постоянные представительства, являются субъектами налоговых правоотношений и подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщиков.
    После постановки на статистический и налоговый учет, филиал/представительство иностранного юридического лица открывает банковский счет в национальной валюте Туркменистана
    – манатах, а при необходимости, и в иной валюте. Для открытия банковского счета филиал/представительство заключает договор с банком в соответствии с Гражданским кодексом Туркменистана;
  5. получение свидетельства о внесении в единый государственный реестр юридических лиц Туркменистана и Выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
    В результате прохождения вышеуказанных процедур постановки на учет в органах статистики, постановки на учет в качестве налогоплательщика и открытия банковского счета субъект регистрации
    получает из Регистрационного управления Туркменистана следующие документы:

    • Свидетельство о внесении в единый государственный реестр юридических лиц Туркменистана, подписанное руководителем
      Регистрационного управления Туркменистана и заверенное печатью Министерства экономики и развития Туркменистана;
    • Выписка из единого государственного реестра юридических лиц, подписанная руководителем Регистрационного управления Туркменистана
      и заверенная печатью Регистрационного управления Туркменистана.

    Указанные документы имеют единый регистрационный реестровый номер и являются недействительными друг без друга;

  6. осуществление предпринимательской деятельности в течение срока действия Выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
    Выписка из единого государственного реестра юридических лиц действует три года. В течение этого времени филиал/представительство осуществляет предпринимательскую деятельность,
    которая ему разрешена в соответствии с законодательством Туркменистана, учредительными документами и решениями головной компании.
    Виды деятельности филиала/представительства должны соответствовать видам экономической деятельности, предусмотренным в Государственном классификаторе видов
    экономической деятельности Туркменистана, действующем с 01.01.2014.

Этап 4: Получение в организациях Туркменистана необходимых лицензий

К лицензируемым видам деятельности в Туркменистане относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба (вреда) правам, законным
интересам, нравственности, жизни и здоровью граждан, обороноспособности и безопасности государства, культурному наследию туркменского народа, окружающей среде, что определено
Законом Туркменистана от 25.06.2008 № 202-Ш «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).

В строительной сфере к лицензируемым видам деятельности относятся:

  • деятельность в области промышленной безопасности, проектирования и строительства опасных сооружений и перевозок опасных грузов;
  • деятельность по производству строительных материалов, изделий и конструкций;
  • деятельность в области строительства.

В случае, если филиал/представительство иностранного юридического лица будет осуществлять вышеуказанные виды деятельности на территории Туркменистана,
ему необходимо обратиться в соответствующий лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии, в котором должны быть приведены следующие сведения:

  • полное наименование филиала/представительства;
  • номер и дата его государственной регистрации;
  • организационно-правовая форма;
  • юридический адрес;
  • вид деятельности и срок ее осуществления;
  • фактическое место (расположение), где соискатель лицензии намерен осуществлять данный вид деятельности.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  • копии учредительных документов заверенные в установленном порядке;
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
  • доверенность или приказ, удостоверяющий полномочия представителя соискателя лицензии;
  • иные документы, подтверждающие возможность соискателя выполнить лицензионные требования и условия, перечень которых
    определяется положениями о лицензировании соответствующего вида деятельности.

После проведения проверки лицензирующими органами полноты и достоверности представленных документов, возможности выполнения соискателем лицензии установленных лицензионных
требований и условий, принимается решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии и в письменной форме, о чем уведомляется соискатель лицензии. Срок рассмотрения документов
лицензирующим органом составляет 33 календарных дня.

Уведомление о выдаче лицензии вручается соискателю лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты государственной пошлины. Лицензия выдается в течение
десяти рабочих дней после представления документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии вручается соискателю лицензии с указанием причин отказа.

На каждый лицензируемый вид деятельности необходимо получать отдельную лицензию. Действие лицензий распространяется на всю территорию Туркменистана, за исключением ограничений,
установленных законодательством Туркменистана.

Срок действия лицензий устанавливается положениями о лицензировании соответствующего вида деятельности (но не может составлять менее чем три года) и может быть продлен
в соответствии с заявлением лицензиата, в порядке, аналогичном порядку ее выдачи.

Если для осуществления отдельного вида деятельности помимо лицензии требуется получение иного разрешения, такое разрешение выдается только после получения лицензии.

Этап 5: Изучение пакета тендерных документов, их подготовка. Участие в тендере на строительство объекта на территории Туркменистана

В Туркменистане порядок проведения закупок, в том числе в строительстве, в зависимости от источника финансирования, вида заказчика, сумм, выделенной на закупку,
регулируется различными нормативными правовыми актами:

  • закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд регулируются Законом Туркменистана от 20 декабря 2014 года
    № 158-V «О тендерах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» (далее – Закон);
  • закупки товаров, работ и услуг за средства кредитов, займов, предоставленных в соответствии с международными договорами
    Туркменистана, Международным банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком, а также другими международными
    валютно-кредитными организациями, осуществляется согласно правилам и процедурам, установленным этими организациями, в частности
    рекомендациями и типовыми договорами ФИДИК, а в случае неустановления таких правил и процедур — в соответствии с Законом;
  • закупки прочих субъектов хозяйствования регулируются нормами Гражданского кодекса и других норм законодательства.

Закон предусматривает жесткие требования к потенциальным поставщикам (подрядчикам). Они должны иметь соответствующие лицензии, сертификаты или иные
разрешения на осуществление деятельности. Потенциальные поставщики (подрядчики) должны обладать профессиональной и технической компетентностью, опытом
и репутацией, финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, а также иметь профессиональный штат специалистов. В число
требований закон также включает – платежеспособность поставщика (подрядчика). Кроме того, они не должны быть зарегистрированы в офшорных зонах, являться
офшорными компаниями. Также не должны быть лицами, в отношении которых имеется конфликт интересов. Такими лицами закон признает госслужащих в качестве
потенциальных поставщиков. Организатор тендера не может быть в близком родстве с поставщиком.

В Законе №158-V установлены виды процедур закупок и порядок их проведения. Тендеры на территории Туркменистана проводятся в следующих формах:

  • открытый тендер – тендер с неограниченным участием. Используется, когда количество потенциальных подрядчиков, приглашаемых к участию в тендере,
    не ограничивается, и они вправе без ограничения представлять тендерные заявки;
  • закрытый тендер – тендер с ограниченным участием. Используется, когда расходы, требующиеся для рассмотрения и оценки большого
    количества тендерных заявок, несоизмеримы со стоимостью поставляемых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг; товары,
    работы или услуги в силу уровня их технической сложности или специализированного характера имеются только у ограниченного круга
    потенциальных поставщиков (подрядчиков); в отношении объектов государственного значения;
  • запрос котировок. Используется в случае осуществления поставок определенных видов товаров, работ, услуг в соответствии со
    спецификацией (с установленными техническими параметрами или стандартами качества) и запрашивается не менее чем у трех потенциальных
    поставщиков (подрядчиков) в целях обеспечения конкуренции и эффективного отбора наиболее экономически выгодного предложения.

Потенциальный участник тендера, в соответствии с Законом Туркменистана «О тендерах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»
от 20.12.2014 № 158-V (далее – Закон о тендерах), должен обладать следующими признаками:

  • гражданской дееспособностью, правоспособностью (лицензии, сертификаты или иные разрешения);
  • профессиональной и технической компетентностью;
  • опытом и репутацией, финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями;
  • штатом специалистов с необходимым уровнем профессиональной квалификации и опыта для исполнения обязательств по договору строительного подряда;
  • платежеспособностью, не иметь устойчивую (более трех месяцев) задолженность по налогам и другим обязательным платежам в Государственный бюджет Туркменистана;
  • отсутствием признаков несостоятельности (банкротства), не находиться в процессе банкротства по состоянию на последнюю отчетную дату;
  • не должен находиться в процессе ликвидации или реорганизации, его предпринимательская деятельность не должна быть приостановлена в соответствии с законодательством Туркменистана;
  • не должен быть лицом, в отношении которого имеется конфликт интересов.

Тендерная заявка (котировка) предоставляет в письменной форме, в запечатанном конверте (конвертах) заверенной его подписью и мастичной печатью.
Срок предоставления тендерных заявок устанавливается организатором тендера и, как правило, составляет:

  • не менее 30 рабочих дней со дня публикации извещения о проведении тендера – при осуществлении процедур тендера с неограниченным участием;
  • не менее 20 рабочих дней со дня отправления приглашения для участия в тендере – при осуществлении процедур тендера с ограниченным участием.

Конверты с тендерными заявками (котировками), полученные по истечении окончательного срока их представления, не вскрываются и возвращаются представившим их оферентам.

Сведения об объявленных закупках публикуются в газете «Нейтральный Туркменистан», размещаются на интернет-ресурсах министерств и ведомств Туркменистана.

С целью расширения участия в поставках отечественных предпринимателей и общественных организаций инвалидов Туркменистана закон дает им
определенные преференции. В случае, когда предметом поставок являются товары, работы, услуги, производимые в Туркменистане, организатор
тендера вправе ограничить перечень потенциальных поставщиков (подрядчиков) только предприятиями малого и среднего бизнеса Туркменистана
и (или) установить условия использования только местных трудовых ресурсов и (или) сырья и материалов.

Стоит отметить, что Закон № 158-V не предполагает составление заказчиками плана закупок. В то же время Законом регулируются общие требования к участникам
закупки, в том числе их квалификационным данным, допуска участников к процедурам закупок, порядку создания и функционирования комиссии по закупкам и иные.

Законом предусмотрена возможность проведения предквалификационных процедур при проведении тендера с ограниченным участием и в иных случаях по обоснованному решению организатора тендера.

Этап 6: Заключение договора по результатам тендера в Туркменистане

Победитель тендера заключает договор с организатором тендера на условиях, которые были предусмотрены в тендерной документации.

При заключении договора стороны могут договориться, что в случае отсутствия в законодательстве Туркменистана каких-либо норм, будут использоваться нормы
белорусского либо международного законодательства.

Нормативные правовое акты Туркменистана, в том числе и Гражданский кодекс, не регулируют порядок заключения и исполнения договоров строительного подряда,
в отличие от законодательства Республики Беларусь, в связи с чем возможно заключение договора строительного подряда, в соответствии с нормами,
предусмотренными белорусскими нормативными правовыми актами.

При заключении договора строительного подряда с туркменским заказчиком необходимо четко определить его предмет, указать стоимость выполняемых работ,
предусмотреть полный перечень прав и обязанностей сторон. Состав и содержание конкретного договора строительного подряда, зависят от особенностей планируемого объекта строительства.

Примерная форма внешнеэкономического контракта на строительство объектов (оказание строительных услуг) в Туркменистане (скачать)

Этап 7: Осуществление строительной деятельности и пуско-наладочных работ в Туркменистане

При строительстве объектов на территории Туркменистана необходимо соблюдать требования нормативных правовых и технических нормативных правовых актов,
устанавливающих требования к конкретным объектам строительства.

Основным Законом, устанавливающим правовую, экономическую и организационную основы архитектурной деятельности и направлен на формирование благоприятной
среды жизнедеятельности человека, достижение эстетической выразительности, надёжности зданий, сооружений и их комплексов, является Закон Туркменистана
«Об архитектурной деятельности» от 04.02.2017 № 496-V.

Учитывая «закрытость» Туркменистана и отсутствие многих законодательных актов в свободном доступе, иностранному подрядчику, заключая договор строительного
подряда с туркменским заказчиком, необходимо предусмотреть обязанность заказчика по обеспечению подрядчика всеми необходимыми законодательными актами,
требования которых должны быть соблюдены при его реализации.

Особое внимание следует обратить на ведение исполнительной документации в период строительства объекта на территории Туркменистана. Порядок составления
и перечень исполнительной документации, которая должна быть оформлена к началу работы комиссий по приемке объекта в эксплуатацию описан в СНТ 3.01.02-06
«Приемка законченных строительством объектов. Общие положения», утвержденных приказом Министра строительства и промышленности строительных материалов Туркменистана
от 26.02.2007 № МВ-29 (далее — СНТ 3.01.02-06).

Этап 8: Сдача объекта в эксплуатацию на территории Туркменистана

Основным документом, регламентирующим общий порядок приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством, расширением, реконструкцией, техническим
перевооружением объектов производственного и непроизводственного назначения независимо от источников финансирования на территории Туркменистана является СНТ 3.01.02-06.

СНТ 3.01.02-06 предусмотрено, что законченный строительством объект принимается заказчиком от генерального подрядчика в соответствии с условиями договора,
после чего принятый и подготовленный к эксплуатации объект принимается Государственной приемочной комиссией совместно со службами государственного надзора
и органами местной исполнительной власти.

До начала работы Государственной приемочной комиссии заказчик создает рабочую комиссию, которая оценивает готовность объекта к эксплуатации и совместно
с подрядчиком составляет акт и принимает решение о возможности предъявления его Государственной приемочной комиссии. После положительного решения рабочей
комиссии приступает к приемке Государственная приемочная комиссия. В случае принятия решения о возможности ввода объекта в эксплуатацию Государственная
приемочная комиссия закрепляет свое решение посредством подписания Акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта.

Навигация по странице
Актуально
Индивидуальный запрос информации в ОАО «НИИ Стройэкономика» на договорной основе
Индивидуальный запрос информации в ОАО «НИИ Стройэкономика» на договорной основе Подробнее
2-й конгресс и выставка «Цемент Центральная Азия: строительство и модернизация заводов»
2-й конгресс и выставка «Цемент Центральная Азия: строительство и модернизация заводов»

04/09/2024

Подробнее
Курсы валют