BudExport
Забыли пароль?
OK

ПОШАГОВАЯ МОДЕЛЬ ВЫХОДА НА РЫНОК

ТУРКМЕНИСТАНА

Поэтапная схема выхода на строительный рынок Туркменистана приведена на рисунке ниже.

Поэтапная схема выхода на строительный рынок Туркменистана, заключения и реализации внешнеэкономического контракта на строительство объектов на данной территории белорусской подрядной организацией

Этап 1: Принятие решения о возможности экспорта строительных услуг на территорию Туркменистана

Информацию о проводимых в Туркменистане тендерах на строительство объектов, как и доступ к законодательной базе Туркменистана получить весьма проблематично.

Информацию о проводимых тендерах можно получить на следующих электронных площадках:

В объявлениях о проводимых тендерах чаще всего содержится:

Заявка на участие в тендере должна быть составлена в письменном виде и содержать полное наименование участника, его правовой статус, страну регистрации, банковские реквизиты и информацию о деятельности организации.

Найдя заинтересовавший тендер, следует детально изучить условия его проведения, поскольку законодательством Туркменистана предусмотрен ряд требований к участникам тендера, одним из которых является наличие лицензий на право осуществлять определенные виды деятельности на территории Туркменистана. В случае наличия такого условия в тендерной документации необходимо оценить возможность участия в данном тендере с учетом сроков получения соответствующих лицензий и для открытия филиала/представительства на территории Туркменистана. Осуществление вышеуказанных процедур требует значительных затрат времени.

В случае, если условия тендера позволяют принять участие в тендере без наличия необходимых лицензий, то этапы выхода на строительный рынок Туркменистана могут немного варьироваться. В данном случае возможно участие иностранного участника в тендере, и только после победы ему необходимо будет открыть на территории Туркменистана филиал/представительство и получить необходимые лицензии.

Полезные ссылки

Министерство строительства и архитектуры Туркменистана Информационный портал Туркменистана PARAHAT.INFO «Туркменистан. Золотой век»

Этап 2: Получение визы на въезд на территорию Туркменистана

Иностранные граждане, в том числе и граждане Республики Беларусь, вправе въехать, и находится на территории Туркменистана на основании визы.

Выдача виз осуществляется:

На сегодняшний день в Туркменистане действуют следующие категории виз, которые могут быть однократные, двукратные либо многократные:

Перечень документов, которые необходимо предоставить для оформления визы напрямую зависит от ее вида.

Полезные ссылки

Посольство Туркменистана в Республике Беларусь Государственная миграционная служба Туркменистана Закон Туркменистана от 31.03.2012 № 290-IV «О миграции»

Этап 3: Открытие филиала/представительства белорусской строительной организации на территории Туркменистана

Правовые, организационные и экономические основы создания, функционирования и прекращения деятельности предприятий в Туркменистане, определяются Законом Туркменистана от 15.06.2000 № 28-II «О предприятиях» (далее – Закон о предприятиях).

Законодательством Туркменистана предоставляется возможность юридическим лицам-нерезидентам осуществлять на территории Туркменистана различные виды экономической деятельности, путем создания нерезидентами юридических лиц или обособленных подразделений, таких как:

Регистрация филиала/представительства иностранного юридического лица и их дальнейшая деятельность на территории Туркменистана регулируются следующими основными законодательными актами:

Филиал и представительство регистрируются в Туркменистане сроком на три года, с последующим, при необходимости, продлением регистрации.

В Туркменистане правовой статус филиала иностранной компании выше, чем статус представительства.

Регистрация филиала/представительства состоит из нескольких этапов:

  1. обращение с письменным заявлением для согласования наименования филиала/представительства. Наименование филиала/представительства должно содержать наименование головной компании, полное обозначение или аббревиатуру организационно-правовой формы, а также, по желанию, указание на государственную принадлежность. Использование слов «Туркменистан» и «Ашхабад» не разрешено, хотя в индивидуальном порядке могут обсуждаться аналоги названий, например, приставка «туркмен-». Справка, подтверждающая наименование предприятия, выдается сроком на три месяца и является одним из документов, необходимых для дальнейшей регистрации филиала/представительства. В случае необходимости, может продлена еще на три месяца;
  2. уплата регистрационного сбора и подача документов для регистрации филиала/представительства. В 2018 году сбор за регистрацию филиала/представительства иностранного юридического лица составлял 8 000 манат – приблизительно 2 288 долларов США. Перечень документов, необходимых для регистрации филиала/представительства предусмотрен Порядком государственной регистрации и учета юридических лиц, утвержденным Постановлением Президента Туркменистана от 11.11.1011 № 11896. Документы предоставляются на языке иностранного участника. К ним прилагаются переводы на туркменский или русский языки, заверенные организациями-переводчиками. Для белорусских организаций в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в г. Минске 22 января 1993 года, не требуется апостилизация и легализация документов;
  3. рассмотрение документов на заседании Межведомственной комиссии по государственной регистрации юридических лиц Туркменистана. Получение временной выписки. По результатам рассмотрения документов может быть вынесено решение о государственной регистрации филиала/представительства либо об отказе в государственной регистрации. Решение принимается в двухнедельный срок с момента представления необходимых документов. После принятия решения о государственной регистрации филиала/представительства оформляется временная выписка из государственного реестра юридических лиц Туркменистана, на основании которой субъект регистрации становится на учет в органах статистики и налоговых органах Туркменистана, а также открыть счет в банке. Временная выписка выдается сроком на один месяц. Вместе с вышеуказанной выпиской выдаются и учредительные документы;
  4. организация ведения статистического и налогового учетов, открытие банковских счетов. Основным нормативным правовым актом, определяющим правовые, экономические и организационные основы статистики, направленным на проведение единой государственной политики в области статистики, обеспечение потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной статистической информации, регулирующим отношения, связанные с осуществлением статистической деятельности, является Закон Туркменистана «О статистике» от 31.03.2012 № 288-IV. Государственное регулирование в области статистики осуществляют Кабинет Министров Туркменистана и Государственный комитет Туркменистана по статистике. Что касается налогового учета, то в соответствии со статьями 17-18, 24 Налогового кодекса Туркменистана иностранные юридические лица (нерезиденты Туркменистана), а также их постоянные представительства, являются субъектами налоговых правоотношений и подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщиков. После постановки на статистический и налоговый учет, филиал/представительство иностранного юридического лица открывает банковский счет в национальной валюте Туркменистана – манатах, а при необходимости, и в иной валюте. Для открытия банковского счета филиал/представительство заключает договор с банком в соответствии с Гражданским кодексом Туркменистана;
  5. получение свидетельства о внесении в единый государственный реестр юридических лиц Туркменистана и Выписки из единого государственного реестра юридических лиц. В результате прохождения вышеуказанных процедур постановки на учет в органах статистики, постановки на учет в качестве налогоплательщика и открытия банковского счета субъект регистрации получает из Регистрационного управления Туркменистана следующие документы:
    • Свидетельство о внесении в единый государственный реестр юридических лиц Туркменистана, подписанное руководителем Регистрационного управления Туркменистана и заверенное печатью Министерства экономики и развития Туркменистана;
    • Выписка из единого государственного реестра юридических лиц, подписанная руководителем Регистрационного управления Туркменистана и заверенная печатью Регистрационного управления Туркменистана.
    Указанные документы имеют единый регистрационный реестровый номер и являются недействительными друг без друга;
  6. осуществление предпринимательской деятельности в течение срока действия Выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц действует три года. В течение этого времени филиал/представительство осуществляет предпринимательскую деятельность, которая ему разрешена в соответствии с законодательством Туркменистана, учредительными документами и решениями головной компании. Виды деятельности филиала/представительства должны соответствовать видам экономической деятельности, предусмотренным в Государственном классификаторе видов экономической деятельности Туркменистана, действующем с 01.01.2014.

Полезные ссылки

Закон Туркменистана от 15.06.2000 № 28-II «О предприятиях» Гражданский кодекс Туркменистана от 17.07.1998 № 294-I Закон Туркменистана от 19.05.1992 № 698-ХП «Об инвестиционной деятельности в Туркменистане» Закон Туркменистана от 03.03.2008 № 184-Ш «Об иностранных инвестициях» Закон Туркменистана от 25.06.2008 № 202-Ш «О лицензировании отдельных видов деятельности» Порядок государственной регистрации и учета юридических лиц, утвержденный Постановлением Президента Туркменистана от 11.11.1011 № 11896 Закон Туркменистана «О статистике» от 31.03.2012 № 288-IV

Этап 4: Получение в организациях Туркменистана необходимых лицензий

К лицензируемым видам деятельности в Туркменистане относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба (вреда) правам, законным интересам, нравственности, жизни и здоровью граждан, обороноспособности и безопасности государства, культурному наследию туркменского народа, окружающей среде, что определено Законом Туркменистана от 25.06.2008 № 202-Ш «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).

В строительной сфере к лицензируемым видам деятельности относятся:

В случае, если филиал/представительство иностранного юридического лица будет осуществлять вышеуказанные виды деятельности на территории Туркменистана, ему необходимо обратиться в соответствующий лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии, в котором должны быть приведены следующие сведения:

К заявлению прилагаются следующие документы:

После проведения проверки лицензирующими органами полноты и достоверности представленных документов, возможности выполнения соискателем лицензии установленных лицензионных требований и условий, принимается решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии и в письменной форме, о чем уведомляется соискатель лицензии. Срок рассмотрения документов лицензирующим органом составляет 33 календарных дня.

Уведомление о выдаче лицензии вручается соискателю лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты государственной пошлины. Лицензия выдается в течение десяти рабочих дней после представления документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии вручается соискателю лицензии с указанием причин отказа.

На каждый лицензируемый вид деятельности необходимо получать отдельную лицензию. Действие лицензий распространяется на всю территорию Туркменистана, за исключением ограничений, установленных законодательством Туркменистана.

Срок действия лицензий устанавливается положениями о лицензировании соответствующего вида деятельности (но не может составлять менее чем три года) и может быть продлен в соответствии с заявлением лицензиата, в порядке, аналогичном порядку ее выдачи.

Если для осуществления отдельного вида деятельности помимо лицензии требуется получение иного разрешения, такое разрешение выдается только после получения лицензии.

Полезные ссылки

Закон Туркменистана от 25.06.2008 № 202-Ш «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Этап 5: Изучение пакета тендерных документов, их подготовка. Участие в тендере на строительство объекта на территории Туркменистана

В Туркменистане порядок проведения закупок, в том числе в строительстве, в зависимости от источника финансирования, вида заказчика, сумм, выделенной на закупку, регулируется различными нормативными правовыми актами:

Закон предусматривает жесткие требования к потенциальным поставщикам (подрядчикам). Они должны иметь соответствующие лицензии, сертификаты или иные разрешения на осуществление деятельности. Потенциальные поставщики (подрядчики) должны обладать профессиональной и технической компетентностью, опытом и репутацией, финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, а также иметь профессиональный штат специалистов. В число требований закон также включает – платежеспособность поставщика (подрядчика). Кроме того, они не должны быть зарегистрированы в офшорных зонах, являться офшорными компаниями. Также не должны быть лицами, в отношении которых имеется конфликт интересов. Такими лицами закон признает госслужащих в качестве потенциальных поставщиков. Организатор тендера не может быть в близком родстве с поставщиком.

В Законе №158-V установлены виды процедур закупок и порядок их проведения. Тендеры на территории Туркменистана проводятся в следующих формах:

Потенциальный участник тендера, в соответствии с Законом Туркменистана «О тендерах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 20.12.2014 № 158-V (далее – Закон о тендерах), должен обладать следующими признаками:

Тендерная заявка (котировка) предоставляет в письменной форме, в запечатанном конверте (конвертах) заверенной его подписью и мастичной печатью. Срок предоставления тендерных заявок устанавливается организатором тендера и, как правило, составляет:

Конверты с тендерными заявками (котировками), полученные по истечении окончательного срока их представления, не вскрываются и возвращаются представившим их оферентам.

Сведения об объявленных закупках публикуются в газете «Нейтральный Туркменистан», размещаются на интернет-ресурсах министерств и ведомств Туркменистана.

С целью расширения участия в поставках отечественных предпринимателей и общественных организаций инвалидов Туркменистана закон дает им определенные преференции. В случае, когда предметом поставок являются товары, работы, услуги, производимые в Туркменистане, организатор тендера вправе ограничить перечень потенциальных поставщиков (подрядчиков) только предприятиями малого и среднего бизнеса Туркменистана и (или) установить условия использования только местных трудовых ресурсов и (или) сырья и материалов.

Стоит отметить, что Закон № 158-V не предполагает составление заказчиками плана закупок. В то же время Законом регулируются общие требования к участникам закупки, в том числе их квалификационным данным, допуска участников к процедурам закупок, порядку создания и функционирования комиссии по закупкам и иные.

Законом предусмотрена возможность проведения предквалификационных процедур при проведении тендера с ограниченным участием и в иных случаях по обоснованному решению организатора тендера.

Полезные ссылки

Информационный портал Туркменистана Деловой портал Кабинет Министров Туркменистана Министерство строительства и архитектуры Туркменистана Министерство торговли и внешнеэкономических связей

Этап 6: Заключение договора по результатам тендера в Туркменистане

Победитель тендера заключает договор с организатором тендера на условиях, которые были предусмотрены в тендерной документации.

При заключении договора стороны могут договориться, что в случае отсутствия в законодательстве Туркменистана каких-либо норм, будут использоваться нормы белорусского либо международного законодательства.

Нормативные правовое акты Туркменистана, в том числе и Гражданский кодекс, не регулируют порядок заключения и исполнения договоров строительного подряда, в отличие от законодательства Республики Беларусь, в связи с чем возможно заключение договора строительного подряда, в соответствии с нормами, предусмотренными белорусскими нормативными правовыми актами.

При заключении договора строительного подряда с туркменским заказчиком необходимо четко определить его предмет, указать стоимость выполняемых работ, предусмотреть полный перечень прав и обязанностей сторон. Состав и содержание конкретного договора строительного подряда, зависят от особенностей планируемого объекта строительства.

Полезные ссылки

Гражданский кодекс Туркменистана от 17.07.1998 № 294-I Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З
Примерная форма внешнеэкономического контракта на строительство объектов (оказание строительных услуг) в Туркменистане (скачать)

Этап 7: Осуществление строительной деятельности и пуско-наладочных работ в Туркменистане

При строительстве объектов на территории Туркменистана необходимо соблюдать требования нормативных правовых и технических нормативных правовых актов, устанавливающих требования к конкретным объектам строительства.

Основным Законом, устанавливающим правовую, экономическую и организационную основы архитектурной деятельности и направлен на формирование благоприятной среды жизнедеятельности человека, достижение эстетической выразительности, надёжности зданий, сооружений и их комплексов, является Закон Туркменистана «Об архитектурной деятельности» от 04.02.2017 № 496-V.

Учитывая «закрытость» Туркменистана и отсутствие многих законодательных актов в свободном доступе, иностранному подрядчику, заключая договор строительного подряда с туркменским заказчиком, необходимо предусмотреть обязанность заказчика по обеспечению подрядчика всеми необходимыми законодательными актами, требования которых должны быть соблюдены при его реализации.

Особое внимание следует обратить на ведение исполнительной документации в период строительства объекта на территории Туркменистана. Порядок составления и перечень исполнительной документации, которая должна быть оформлена к началу работы комиссий по приемке объекта в эксплуатацию описан в СНТ 3.01.02-06 «Приемка законченных строительством объектов. Общие положения», утвержденных приказом Министра строительства и промышленности строительных материалов Туркменистана от 26.02.2007 № МВ-29 (далее - СНТ 3.01.02-06).

Полезные ссылки

Закон Туркменистана «Об архитектурной деятельности» от 04.02.2017 № 496-V

Этап 8: Сдача объекта в эксплуатацию на территории Туркменистана

Основным документом, регламентирующим общий порядок приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством, расширением, реконструкцией, техническим перевооружением объектов производственного и непроизводственного назначения независимо от источников финансирования на территории Туркменистана является СНТ 3.01.02-06.

СНТ 3.01.02-06 предусмотрено, что законченный строительством объект принимается заказчиком от генерального подрядчика в соответствии с условиями договора, после чего принятый и подготовленный к эксплуатации объект принимается Государственной приемочной комиссией совместно со службами государственного надзора и органами местной исполнительной власти.

До начала работы Государственной приемочной комиссии заказчик создает рабочую комиссию, которая оценивает готовность объекта к эксплуатации и совместно с подрядчиком составляет акт и принимает решение о возможности предъявления его Государственной приемочной комиссии. После положительного решения рабочей комиссии приступает к приемке Государственная приемочная комиссия. В случае принятия решения о возможности ввода объекта в эксплуатацию Государственная приемочная комиссия закрепляет свое решение посредством подписания Акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта.

Полезные ссылки

Перечень действующих строительных норм Туркменистана