Поэтапная схема выхода на строительный рынок Индии приведена на рисунке ниже.
Этап 1: Принятие решения о возможности экспорта строительных услуг на рынок Индии
Индия является страной с одним из самых значительных потенциалов развития и роста в обозримом будущем. Этому способствует комбинация целого ряда факторов,
включающих второе после Китая число жителей, сравнительно большую территорию, наличие квалифицированных кадров в отдельных секторах экономики и все еще очень
низкие средние уровни доходов у населения.
Беларуси и Индия имеют многолетнюю позитивную историю взаимовыгодного сотрудничества. Беларуси имеет определенный опыт реализации проектов в Индии, и
может использовать возможности работы в составе смешанных международных консорциумов. Вместе с тем, следует отметить, что для более активного присутствия
иностранных строителей и инвесторов в Индии, включая белорусских, индийским властям по-прежнему необходимо сделать дополнительные шаги по улучшению делового
климата и снижению бюрократических и прочих издержек для бизнеса.
Основные положительные моменты и возможности в Индии связаны с ее большой территорией и еще большей численностью населения. Рост зарплат в Китае может перенос
части производств в Индию. В отдельных секторах, например информационных технологиях, Индия уже располагает достаточно квалифицированными кадрами. Такие
возможности, можно использовать в реализации совместных проектов, в том числе в сфере строительства.
Этап 2: Создание на территории Индии дочерней компании, либо обособленного подразделения
Учреждение компаний и их регистрация на территории Индии осуществляется в соответствии с Законом о компаниях от 1956 г. (Companies Act), который действует на всей территории Индии.
Частная компания
Согласно Закону частная компания определяется как компания, в которой:
- передача акций запрещена;
- число учредителей или участников составляет от 2 до 50 (исключая наемных служащих);
- запрещено привлекать физических лиц к эмиссии ценных бумаг и долговых обязательств;
- налоговые ставки применяются по высшим ставкам;
- ее участники принимают решения по своему усмотрению;
- наличие наблюдательного совета и представительство рабочих и служащих в наблюдательном совете не обязательно.
Частная компания признается открытого типа в следующих случаях:
- 25% или больше оплаченного капитала владеет одна или несколько компаний открытого типа;
- частная компания владеет 25% или более оплаченного капитала;
- частная компания принимает депозиты у частных лиц;
- среднегодовой оборот превышает 2,5 млн. долл. США.
Компания открытого типа
Компания открытого типа, созданная в соответствии с Законом, имеет следующие характеристики:
- акции обычно свободно передаются;
- требуется минимум 7 участников;
- никаких ограничений на привлечение частных инвестиций для эмиссий ценных бумаг;
- налоговые платежи по нижним ставкам.
Основные отличия компании открытого типа от частной определяются положениями Закона, статьи которого не применяются к частным компаниям. Они заключаются в следующем:
- условия в отношении видов акционерного капитала, дальнейшей передачи акционерного капитала, голосующих прав, выпуска акций с различными правами;
- условия, ограничивающие возможности компании использовать финансовые средства с целью приобретения своих собственных акций;
- условия, ограничивающие сумму выплат вознаграждений администрации и некоторые другие условия, имеющие отношение к административному персоналу.
Процедура создания частной компании / компании открытого типа
Для регистрации компании необходимо в течение 30 дней с момента принятия решения об учреждении юридического лица, предоставить в Бюро по регистрации компаний следующие документы:
- заверенная копия учредительного договора или устава компании, а если документы не на английском языке, то и заверенный перевод на английский язык;
полный адрес зарегистрированного или основного офиса компании; - список руководящего состава компании и секретариата;
- наименование и адрес или фамилии и адреса лиц, проживающих на территории Республики Индия, уполномоченных на принятие решений по управлению компанией;
- полный адрес места деловой активности компании.
Открытие представительств и дочерних компаний в Индии
В соответствии с индийским законодательством (Закон о валютном регулировании “Foreign Exchange Management Act,1999”(FEMA) и “Companies Act,1956”) представительство
иностранной компании может быть зарегистрировано в виде: “Foreign company” — компания со 100% иностранным капиталом; “Branch office” — филиал иностранной компании; “Project office”
— представительство по реализации конкретного проекта; “Liaison office” — представительство по связи.
Иностранная компания может создать новую компанию в Индии, владеть 100% ее акций и осуществлять полный контроль ее деятельности, либо создать совместное предприятие
с индийским партнером. Для этого требуется предварительное разрешение Совета по содействию иностранным инвестициям и разрешение РБИ на выпуск акций. Сферы деловой
активности, а также вопросы налогообложения и аудиторского контроля определяются соответствующими статьями Устава и местного законодательства.
Иностранная компания может также открыть в Индии свой филиал или отделение (Branch office) в целях предпринимательской деятельности: экспортно-импортные операции,
оказание профессиональных и консультационных услуг, маркетинговое исследование рынков, содействие техническому и финансовому сотрудничеству между индийскими компаниями
и основной компанией, и представление ее интересов. Для открытия филиала требуется разрешение РБИ и его деятельность регулируется местным законодательством, включая
порядок налогообложения и аудиторского контроля.
Project office компании занимается реализацией конкретного коммерческого или экономического проекта и никакой иной деятельностью права заниматься не имеет.
Сфера деятельности определяется согласованным партнерами в установленном порядке Уставом этого Project office и регламентируется местным законодательством,
включая порядок налогообложения и аудиторского контроля.
В сферу деятельности представительства по связи (Liaison office) входит представление интересов и содействие экспорту/импорту, содействие техническому и
финансовому сотрудничеству, обеспечение связи основной компанией. Liaison office не может от своего имени заниматься коммерческой, производственной и
любой иной предпринимательской деятельностью, получатьи выплачивать комиссию, получать и выдавать займы без разрешения РБИ. Liaison officeне облагается
корпоративным налогом, но сохраняются другие налоги и аудиторский контроль.
Совместные предприятия (Joint Venture Companies)
Совместные предприятия могут быть учреждены путем:
- создания совместного предприятия с индийским партнером (частные компании);
- создания совместного предприятия с индийским партнером (компании открытого типа).
Если в совместном предприятии иностранная компания участвует в форме вложения капитала, то предприятие называется совместным.
Совместное предприятие имеет следующие преимущества для иностранных инвесторов:
- маркетинговая сеть распределения товаров;
- доступные финансовые ресурсы индийских партнеров;
- коммерческие связи индийских партнеров.
Этап 3: Участие в тендере (конкурсных торгах) на строительство объектов (оказание строительных услуг) в Индии
В Индии порядок проведения закупок в строительстве регулируется правилами, разработанными Министерством градостроительства Индии – CPWD Works Manual 2014
(Published Under The Authority of Director General CPWD, Nirman Bhawan, New Delhi (Incorporating Amendmends upto OM No. DG/MAN/312 dtd. 4/7/2014).
Стоит отметить, что уведомления обо всех закупках, независимо от их стоимости, публикуются на сайте www.tenderwizard.com/cpwd. После публикации тендерные уведомления также доступны на сайте www.eprocure.gov.in через системную ссылку.
Правительством Индии принят ряд мер, направленных на обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к государственному заказу.
В соответствии с пунктом 11 Закона о микро, малом и среднем предпринимательстве в Индии приняты правила государственных закупок у субъектов малого и среднего
предпринимательства (Public Procurement Policy for Goods Produced and Services Rendered by Micro & Small Enterprises). Политика государственных закупок предусматривает,
что 20% всех заказов для государственных нужд должны размещаться у субъектов МСП. При этом каждый государственный орган обязан готовить годовой план закупок и
размещать на своем официальном сайте, чтобы субъекты МСП имели возможность заранее ознакомиться с информацией о требуемых товарах и услугах.
Полезные ссылки
Министерство торговли и промышленности ИндииЦентральный портал государственных закупокПортал государственных закупокПортал электронных закупокНациональный портал ИндииПравительственный электронный маркетинг ИндииЮридическая компания, специализирующаяся на вопросах закупок в Индии
Этап 4: Заключение внешнеэкономического контракта на строительство объектов (оказание строительных услуг) в Индии
Строительная индустрия Индии не применяет одну стандартную форму договора строительства; однако некоторые из наиболее часто используемых форм включают в
себя набор контрактов, опубликованных FIDIC (Международной федерацией инженеров-консультантов), ICE (Институт инженеров-строителей) и модель, опубликованная
Институтом архитекторов Индии. Правительственные строительные органы, такие как Национальное управление автомобильных дорог Индии («NHAI»), используют собственный
контракт как стандартную форму в соответствии с их ведомственными требованиями, в частности, для проектов государственно-частного партнерства. Одна стандартная
форма FIDIC, широко используемая в индийской строительной отрасли, — это Завод и Контракт на строительство / строительство (Желтая книга FIDIC). Контракты,
связанные с дизайном, преобладающие в Индии, бо многом вдохновлены условиями FIDIC контракта на установку и проектирование / сборку (Желтая книга FIDIC).
Помимо NHAI несколько государственных ведомств, таких как Департамент общественных работ, Deli Metro Rail Corporation, Индийская нефтяная корпорация, Национальная строительная корпорация,
Центральный общественный департамент и т.д., имеют свои собственные стандартные контракты.
Контракты на управление выполняются в форме контрактов на проектирование, закупку и строительство. Как следует из названия, такие контракты выполняются между
работодателями и подрядчиками, где подрядчики нанимаются для комплексного управления завершением строительного проекта при наблюдении за разработками в области
проектирования, закупок и строительства проекта.
Этап 5: Строительство объектов (оказание строительных услуг) на внешнем рынке. Сдача объекта в эксплуатацию и расчёты за выполненные работы (услуги) в Индии
Для строительства лицензии или регистрации в соответствии с применимым законодательством должны быть получены подрядчиком. Подрядные организации должны
соблюдать все правила установленные «Правила зачисленных Подрядчиков» — Rules for Enlistment of Contractors in CPWD, 2017. Подрядчики, включенные в
различные категории (классы), имеют право участвовать в тендерах в соответствии с финансовыми ограничениями сметной стоимости, которые на них распространяются.
Способ оплаты за оказание строительных услуг в Индии определяется в контракте. Счета-фактуры представляются подрядчиком по принципу переоценки и удостоверения
независимым инженером до оплаты работодателем в течение указанного времени. Контракты инженера, закупки и строительства (EPC) более сложны, а платежи связаны
с завершением определенных работ или ключевых дат/этапов. В контрактах EPC также подрядчик будет поднимать счета в соответствии с ключевыми датами / завершением
определенных выполненных работ. После сертификации эти векселя становятся промежуточными платежными сертификатами, которые затем должны быть оплачены работодателем.
Однако в обеих формах контракта работодатель или независимый инженер могут, например:
- поднимать вопросы о задержках и качестве работы;
- вычитать ликвидацию убытков за задержку;
- отклонить или уменьшить некоторые элементы в счетах;
- сделать различные дополнения.
В проектах построения-эксплуатации-передачи (BOT) подрядчик возмещает свои расходы за счет доходов, полученных от операций. Во многих контрактах их период действия
продлевается, чтобы обеспечить компенсацию подрядчику BOT, если это применимо.
Ввод в эксплуатацию построенного объекта в Индии можно в целом классифицировать на ряд основных этапов:
- фаза предварительного ввода в эксплуатацию;
- фаза ввода в эксплуатацию;
- фаза после введения в эксплуатацию (12 мес.)
Каждый из этапов и их состав зависит от вида строительства и особенностей регулирования строительства в конкретном регионе Индии.
Полезные ссылки