Авторизация
X

Обзор развития мирового строительного рынка

Общемировые тенденции развития строительства

В масштабе мировой экономики экспорт услуг стал более значимым. За последние 15 лет, с 2005 по 2019 год, доля услуг в глобальном объеме внешней торговли возросла на 5 процентных пунктов - с 19 % до 24 %. Возросла доля внешней торговли услугами и в соотношении к мировому валовому внутреннему продукту - с 5,5 % до 7,0 % за аналогичный промежуток времени. Экспорт услуг способствует расширению глобальных цепочек стоимости. Наглядным отражением этого становится рост сферы услуг в области путешествий и транспорта. Согласно собственным расчетам автора на основе информации базы данных UNCTAD, сфера транспорта увеличила выручку за последние 15 лет в два раза - с 576 млрд. долл. США в 2005 году до 1,03 трлн. долл. США в 2019 году, также и сфера путешествий выросла в два раза - с 690 млрд. долл. США до 1,2 трлн. долл. США. Объем экспорта строительных услуг в глобальном масштабе увеличился вдвое с 2005 года. Более масштабный рост продемонстрировала только одна сфера телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг. Объем выручки в данной сфере вырос за аналогичный период в 3,7 раза до 678 млрд.долл.США или с 6,9 % до 11,0 % глобального экспорта услуг.

Рост экспорта услуг оказался больше в развивающихся странах. Например, объем выручки в глобальной сфере экспорта строительных услуг вырос за период с 2005 по 2019 год в 2,5 раза. В Республике Беларусь, как пример развивающейся страны, выручка в данной сфере с 2005 до 2019 года увеличилась в 12 раз. В целом доля развивающихся стран на мировом рынке экспорта услуг увеличилась с 3 % в 1970 году до более 30 % в 2019 году. Развивающиеся страны быстро увеличивают долю рынка в различных секторах экспорта услуг, причем не только в традиционных, но и в особенно быстрорастущих современных услугах. Экспорт туристических и транспортных услуг составляет основную долю экспорта из развивающихся стран, занимая около 20 % мирового рынка транспортных услуг и около 30 % туристических услуг. Также примечателен рост современных услуг, таких как компьютерные услуги и услуги по обработке информации, услуги в сфере финансов из развивающихся стран. В частности, развивающиеся страны последовательно захватывают мировой рынок бизнес-услуг (включая НИОКР, профессиональные и управленческие консультации), а также экспорта услуг в области интеллектуальной собственности, а также строительных услуг. Наши расчеты показывают, что глобализация услуг стала более значимой для развивающихся стран, где экспорт услуг растет быстрее. Экспорт услуг из развивающихся стран демонстрировал рост в полтора раза выше, чем из стран с развитой экономикой. С 2005 год он увеличился в 3 раза. Доля развивающихся стран на мировом рынке экспорта услуг увеличилась с 23 % в 2005 году до более 30 % в 2019 году.

По данным экспертов расширение современных услуг может помочь странам преодолевать «ловушку среднего дохода». На практике, это происходит за счет того, что традиционные отрасли с низкой производительностью сокращают рабочую силу, а современные высокопроизводительные отрасли растут и нанимают больше рабочей силы.

Развитие международной торговли услугами имеет региональные и страновые особенности. По мнению ряда экспертов, можно говорить, что опыт страны в области экспорта услуг зависит не только от стадии ее развития и уровня доходов, но и от географического региона, к которому она принадлежит.

Глобальным лидером в экспорте услуг долгое время остаются Соединенные Штаты. Доля страны в мировом экспорте услуг сохраняется около 14 %. В тоже время как регион, лидерство сохраняет Европа. Но в последнее время Восточная Азия и Тихоокеанский регион догоняют лидеров и стали более значимыми. Данные демонстрируют, что Восточная Азия и Тихоокеанский регион догоняют в таких секторах, как путешествия и услуги в области интеллектуальной собственности. Южная Азия быстрее догоняет в сфере компьютерных и информационных услуг. Страны MENA (Ближний Восток и Северная Африка) также быстро приростают в экспорте деловых, компьютерных и информационных услуг. Отдельно стоит выделить успех в мировом масштабе Китая и Индии, которые в последнее время становятся драйверами в различных сферах услуг, поставляемых на экспорт. Так Китай стал одним из важнейших экспортеров услуг (5-е место в мире в 2019 году), но одновременно является одним из крупнейших импортеров услуг. Путешествия, транспорт и другие бизнес-услуги стали крупнейшими экспортными секторами Китая за последние несколько лет. Китай также добился прогресса в экспорте компьютерных услуг, услуг в области предоставления информации и строительных услуг. Индия в последнее время также является важным игроком на мировом рынке высокотехнологичных услуг.

Положительная динамика экспорта услуг во многом обуславливается перераспределением рабочей силы в пользу данной сферы. Поэтому спрос на рабочие места в рамках будущей экономики, вероятно, будет определяться такой инфраструктурой, которая поддерживает интернет и взаимодействует с системой сетевых технологий. По мере того, как автоматизация и кодификация рабочих задач становятся все более распространенными явлениями, экономики разных стран начинают перераспределять рабочую силу, учитывая предпочтения потребителей и силы глобального экономического спроса на новые технологии.

Важным следствием перераспределения рабочей силы в рамках роста экспорта сферы услуг является снижение неравенства доходов. По данным экспертов существует отрицательная корреляция между изменением экспорта услуг и неравенством доходов.

Несмотря на общий неблагоприятный фон развития мирового строительного рынка, положительную динамику роста демонстрируют строительство телекоммуникационных объектов и жилья. Жилищное строительство, осуществляемое крупнейшими международными строительными компаниями, продолжает устойчивый рост, начавшийся еще в 2016 году, в то время как строительство объектов топливного комплекса демонстрирует устойчивое снижение, начиная с 2013 года. В настоящее время объемы зарубежной выручки крупнейших международных строительных компаний в сфере энергетического строительства снизились почти вдвое за период с 2013 по 2019 гг. - с 130 до 70 млрд долл. США.

Значение тенденции наблюдаемых на международном рынке услуг для Республики Беларусь трудно переоценить. Несмотря на то, что экономика нашей страны еще недостаточно задействована в глобальных производственных цепочках и несмотря на текущие и перспективные международные санкции, у неё, тем не менее, есть шансы в значительной мере встраиваться в глобальные цепочки стоимости, привлекать иностранные инвестиции и технологии, тем самым повышая производительность и ускоряя экономический рост. Например, как отмечают авторы обширного исследования Всемирного банка, малые и средние предприятия имеют большой потенциал роста за счет вхождения в глобальные цепочки создания стоимости. Эту возможность им дает цифровая экономика, а согласно данному исследованию, Беларусь имеет очень высокий по мировым меркам уровень малых и средних предприятий, которые используют цифровые возможности продвижения своей продукции и услуг.

Тенденции и перспективы развития мирового строительного рынка

Тенденции и перспективы развития строительной сфере в глобальном масштабе анализируются широким перечнем авторитетных консалтинговых компаний и группами экспертов. Рассмотренные ниже прогнозы и анализы мирового и региональных строительных рынков от GlobalData, Global Construction, PWC (Oxford Economics) и The Business Research Company в целом, не смотря на отличие в количественных прогнозах и оценках, демонстрируют схожее мнение относительно итогов 2020 года и прогноза на среднесрочную перспективу.

Несмотря на то, что в мировом масштабе строительная отрасль оправлялась от кризиса COVID-19, она понесла огромные убытки с точки зрения упущенной выручки: общий объем производства в 2020–2021 годах почти на 1,1 триллиона долларов США ниже, чем был бы в противном случае. Согласно отчета GlobalData «Глобальный прогноз строительства до 2025 года, обновление за первый квартал 2021 года» (Великобритания), все еще существует большая неопределенность в отношении того, как разовьется кризис COVID-19. Однако прогноз мирового объема строительства основан на предположении, что правительства и органы здравоохранения не будут вновь вводить строгую политику изоляции и что строительные площадки смогут продолжать работу с минимальными перебоями.

Вместе с тем, восстановление на многих строительных рынках в конце 2020 года стало неожиданностью. Это означает, что годовой результат в 2020 году был не таким плохим, как ожидалось ранее. Ожидается, что мировой строительный рынок вырастет с 11 491,42 млрд долларов в 2020 году до 12 526,4 млрд долларов в 2021 году при среднегодовом темпе роста 9%. Рост в основном связан с перестройкой компаниями своей деятельности и восстановлением после воздействия COVID-19. Согласно отчета м GlobalData, ожидается, что в 2025 году рынок достигнет 16 614,18 млрд долларов при среднегодовом темпе роста 7%.

Азиатско-Тихоокеанский регион был крупнейшим регионом мирового строительного рынка, на который в 2020 году приходилось 42% рынка. Северная Америка была вторым по величине регионом, на который приходилось 26% мирового строительного рынка. Африка была самым маленьким регионом на мировом строительном рынке. Европейский рынок, в числе крупнейших, является для Республики Беларусь наиболее важным.

Согласно отчета Global Construction 2030 (Великобритания), 2020 год был не самым плохим годом для сферы строительства, чем для многих прочих отраслей экономики. Строительство осталось приоритетной отраслью в большинстве стран, что позволяло ему продолжать работу во время локдаунов. Кроме того, приказ «работать на дому» побуждал людей вкладывать больше средств в собственное жилье. Из 90 стран, включенных в отчет Global Construction 2030, в 16 в 2020 году продемонстрировали спад объемов строительства на двузначный процент; при этом Панама (-30%), Сингапур (-25%) и Филиппины (-22%) пострадали больше всего. Но есть страны, где был существенный рост: Саудовская Аравия (+ 15%) показала двузначный процентный рост.

Согласно прогнозам экспертов Global Construction, строительство, вероятно, будет отставать от темпов роста мировой экономики в будущие годы, особенно потому, что на него в большей степени влияет нехватка государственных финансов, несмотря на то, что многие страны объявили об увеличении инвестиций в инфраструктуру. В течение следующих двух лет, когда мир будет выходить из кризиса COVID, объемы строительства во всем мире будут увеличиваться в среднем на 3,2% в год. В более долгосрочной перспективе (с 2023 по 2030 год) прогнозируется, что объем строительства будет увеличиваться в среднем на 2,3% в год во всем мире, при этом годовые темпы роста будут варьироваться от снижения в Японии (-0,5% в год) до увеличения, превышающего 8%. в год в Танзании (+ 8,4% в год), Эфиопии (+ 8,4% в год) и Бангладеш (+ 8,0% в год). По мнению экспертов издания, стоимость мирового строительного производства в долларах США при постоянных обменных курсах и в ценах 2020 года увеличится с 11,6 трлн долларов в 2020 году до примерно 14,8 трлн долларов в 2030 году, при этом темпы роста составят в среднем 2,5% в год. Ожидается, что Китай останется крупнейшим строительным рынком в мире, но его значение снизится с 32,0% от общемирового объема в 2020 году до 29,2% в 2030 году. Также ожидается, что вклад Японии в общий объем снизится с 7,0% в 2020 году до 5,4% в 2030 год, когда его обгонит Индия, поскольку она станет третьим по величине строительным рынком в мире. Издания рассчитывает, что Индонезия превзойдет Францию, а Австралия станет шестым по величине строительным рынком в 2030 году, а Франция опустится с шестого по величине в 2020 году до восьмого по величине в 2030 году.

Доли мирового строительного рынка ключевых игроков по страновой принадлежности

Важным драйвером мирового строительного рынка будет то, что ежегодно в период с 2020 по 2030 год во всем мире потребуется около 43 миллионов новых домов, из которых 11 миллионов - в Индии, 7 миллионов - в Китае, 2 миллиона - в Нигерии и 1,5 миллиона - в США. Ожидается, что Бразилии, Пакистану и Индонезии будет требоваться более миллиона новых домов каждый год.

Согласно отчета PWC (эксперты Oxford Economics, Великобритания) «Капительные проекты и расходы на инфраструктуру: прогноз до 2025 года», расходы на инфраструктуру начали восстанавливаться после мирового финансового кризиса и, как ожидается, значительно вырастут в ближайшее десятилетие. Вывод эксперты делают на основе анализа 49 стран, на которые приходится 90% мирового экономического производства. При разработке этого анализа Oxford Economics использовала наборы данных для обеспечения последовательных, надежных и повторяемых показателей прогнозируемых капитальных проектов и расходов на инфраструктуру как в глобальном масштабе, так и по странам. Исторические данные о расходах были взяты из статистических источников правительств и транснациональных организаций. Прогнозы основаны на частных экономических моделях, разработанных Oxford Economics на уровне страны и сектора.

Согласно экспертам Oxford Economics, в мире расходы на строительство объектов инфраструктуру вырастут до более чем в 2,5 раза к 2025 году по сравнению с 2012г. Но восстановление будет неравномерным. Между тем на развивающихся рынках, не обремененных жесткой экономией или слабыми банками, будет наблюдаться ускоренный рост расходов на инфраструктуру, особенно в Китае и других странах Азии. В тоже время мегаполисы как на развивающихся, так и на развитых рынках - отражающие меняющиеся экономические и демографические тенденции - создадут огромную потребность в новой инфраструктуре. Эти изменения парадигмы оставят прочный фундаментальный отпечаток на развитии инфраструктуры на десятилетия вперед.

Среди главных выводов данного исследования:

  • Азиатско-Тихоокеанский рынок, движимый ростом Китая, будет составлять почти 60% глобальных расходов на инфраструктуру к 2025 году. В отличие от этого, доля Западной Европы сократится. Чтобы реализовать ожидаемый рост расходов на инфраструктуру, развивающимся рынкам необходимо будет обеспечить надлежащее сочетание экономических, социальных и экологических факторов, иногда называемых благоприятной средой. Некоторым также придется создать более благоприятную деловую среду для инвесторов, инженерных и строительных фирм, преодолев такие препятствия, как непредсказуемые правила, бюрократические проволочки и борьба за права на землю;
  • растущая урбанизация на развивающихся рынках, таких как Китай, Индонезия и Нигерия, должна увеличить расходы на такие жизненно важные секторы инфраструктуры, как водоснабжение, электроэнергетика и транспорт;
  • рост благосостояния на развивающихся рынках подтолкнет финансирование инфраструктуры к потребительским секторам, включая транспортный и производственный секторы, которые обеспечивают и распределяют сырье для потребительских товаров;
  • демографические изменения будут варьироваться в зависимости от региона и страны, влияя как на сумму, так и на тип расходов на инфраструктуру. Например, стареющему населению Западной Европы и Японии потребуются дополнительные медицинские учреждения, а странам Африки к югу от Сахары, Ближнего Востока и многих частей Азиатско-Тихоокеанского региона потребуется больше школ для молодежи.

Согласно прогнозам аналитиков The Business Research Company (Индия, Великобритания, США), тенденции мирового строительного рынка до 2021 года уже включали использование автономных строительных машин, цифровых технологий для повышения безопасности строительства и другое. Данные о мировом строительном рынке, полученные в результате последнего исследования мировой строительной индустрии, проведенного The Business Research Company, показывают, что ожидается, что этот рынок будет расти со среднегодовыми темпами роста (CAGR) в размере 7,5% с 2021 года и достигнет 15 триллионов долларов к 2023 году. Растущие тенденции в мировой строительной отрасли - это использование автономных строительных машин, цифровых технологий для повышения безопасности строительства.

Строительные компании все чаще будет использовать автономные строительные машины для повышения производительности труда. Эти автоматизированные автомобили оснащены датчиками, камерами и GPS. Данные в реальном времени, полученные с этих устройств, помогают удаленно контролировать рабочую площадку и сокращают время строительства. Транспортные средства, подключенные через Интернет вещей, технологии отслеживания RFID (определение радиочастот), также помогают строительной отрасли быть более эффективной и безопасной.

Ведущие производители, такие как Komatsu, Caterpillar и Volvo CE, постоянно выпускают новые модели автономных, полуавтономных и дистанционно управляемых экскаваторов и другой тяжелой техники. Royal Truck & Equipment проводит пилотные испытания с Департаментом транспорта Флориды (США) для беспилотных грузовиков для рабочих зон.

Согласно данным отчета The Business Research Company строительный рынок сильно фрагментирован, на нем много мелких игроков. На первую десятку игроков приходится около 4,7% рынка. Это в основном связано с наличием большого количества мелких игроков, которые обслуживают местное население, поскольку большинство клиентов используют строительные услуги, расположенные ближе к их местоположению. Однако крупные компании играют ведущую роль в крупных проектах по строительству инфраструктуры. Основными игроками на рынке являются China State Construction Engineering Co., Ltd., China Railway Group Ltd., China Railway Construction Corporation Limited, China Communications Construction Group Ltd., Vinci S.A. и другие.

Стратегии, принятые ключевыми игроками в строительной отрасли в настоящее время, включают, среди прочего, инвестирование в проекты зеленого строительства и расширение бизнеса за счет стратегического партнерства и приобретений компаний из развивающихся стран. Кроме того, крупные иностранные строительные компании все чаще используют экологические технологии строительства для строительства энергоэффективных зданий и снижения затрат на строительство. Зеленое строительство относится к практике использования экологически чистых строительных материалов и строительных процессов для создания энергоэффективных зданий с минимальным воздействием на окружающую среду. По данным Всемирного исследования тенденций в области экологического строительства 2018 года, около 47% опрошенных компаний считают, что к концу 2021 году они построят около 60% своих проектов с использованием зеленых технологий.

Можно сопоставить оценки среднесрочных перспектив мирового строительного рынка различных консалтинговых компаний и экспертных групп.

При реализации наиболее благоприятного прогноза (The Business Research Company и GlobalData) объем мирового строительного рынка с 2020 года увеличится на 25% к 2023 году (с 12 до 15 трлн. долл. США) и на 42% к 2025 году (с 12 до 17 трлн. долл. США). При реализации менее благоприятного сценария, порог в 15 трлн. долл. США будет достигнут лишь в 2030 году.

На основании оценок международных экспертов можно сделать общий вывод, что в среднесрочной перспективе прогнозируемый рост мировой экономики в 2,9-3,0% может быть обеспечен за счет восстановления инвестиций, оживления промышленности и торговли. Важнейшую роль в росте международной конкуренции, увеличении интенсивности потоков строительных товаров, услуг и информации через национальные границы и расширении международных взаимодействий играет деятельность транснациональных корпораций (ТНК).

Прогноз объема мирового строительного рынка

ТНК на мировом строительном рынке

Международные рейтинги выделяют 250 крупнейших строительных компаний и компаний-экспортеров, значительная часть выручки которых формируется от зарубежных (экспортных) контрактов. Десятку крупнейших мировых подрядчиков и десятку крупнейших экспортеров представляют компании Китая, США, Испании, Германии, Швеции, Франции и Австрии.

Преимущества функционирования интегрированных структур (холдингов, корпораций и др.) на мировом строительном рынке заключаются: в консолидации финансовых ресурсов для участия в реализации крупных строительных проектов, создании условий для внедрения инноваций и их финансирования, обеспечении конкурентных преимуществ при выходе на региональные строительные рынки.

ТНК, как правило, представляют собой многопрофильные холдинги. Ключевые конкурентные преимущества ТНК (например, HOCHTIEF AG (Германия), GRUPO ACS (Испания), VINCI (Франция), STRABAG SE (Австрия), China Communications Construction Grp. Ltd (Китай), Bechtel (U.S.A.), Bouygues SA (Франция), Skanska AB (Швеция)) на развивающихся рынках: реализация крупных капиталоемких «проектов под ключ» (АЭС, аэропорты и др.), принятие на себя обязанностей генерального подрядчика и поставщика всего вида строительных, инженерных услуг (в том числе эксплуатация объектов, управление проектами). Бизнес-модель ТНК включает в себя все этапы реализации инвестиционно-строительных проектов, начиная с их проектирования, строительства объектов любого назначения, создания соответствующей инфраструктуры, управления и эксплуатация недвижимостью, до её сноса. Актуальными тенденциями функционирования ТНК в виде холдинговых (корпоративных) структур являются: развитие региональной (страновой) системы выполнения строительных, инжиниринговых и архитектурных услуг на развивающихся рынках Азии и Африки, расширение филиальной сети, финансовое обеспечение проектов.

Консолидированная информация о выручке, полученной крупнейшими строительными компаниями мира, дифференцированная в зависимости от страны, резидентами которой они являются, свидетельствует о том, что на мировом строительном рынке доминируют компании Китая и США (доля компаний КНР среди 250-ти крупнейших экспортеров строительных услуг – 29,6%, США – 14%).

Наибольший объем экспортной выручки крупнейших строительных компаний-экспортеров приходился на следующие виды строительства в 2019 году:

  • транспортная инфраструктура (30,8% от общего объема внешнеэкономических контрактов);
  • объекты топливного комплекса (22,3%);
  • жилищное строительство (21,7%).

На четвертом месте, значительно уступая лидерам, – строительство объектов энергетики: 9,7% от общего объема экспортной выручки.

Ключевые факторы развития мирового строительного рынка

Проведенный анализ основных тенденций развития мирового строительного рынка показал, что ключевыми факторами, влияющими на объемы строительства до 2030 года, являются:

  • появление новых строительных технологий и материалов,
  • нерешенность жилищной проблемы во многих странах (особенно развивающихся в Африке и ряде стран Юго-Восточной Азии),
  • ускоряющаяся информатизация строительства,
  • необходимость реконструкции действующих промышленных предприятий для адаптации под требования будущего строительства,
  • необходимость больших объемов строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в развивающихся странах.

Навигация по странице
Актуально
Письмо МАиС РБ №04-4-02/3855 "О развитии торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами"

23.03.2022

Читать больше
ГРУЗИЯ. Зарубежная стажировка «Финансово-экономическое планирование, бюджетирование и отчетность»

20-26 июня 2022

Читать больше
ОАЭ. Деловая программа «Инновации в строительстве. Менеджмент на строительном предприятии»

21-28 июня 2022

Читать больше
ТУРЦИЯ. Деловая программа «Инновации в строительстве. Формирование комфортной городской среды»

22-26 июня 2022

Читать больше
ВЬЕТНАМ. Деловая программа «Инновации в строительстве. Опыт проектирования и строительства объектов»

25 июня-2 июля 2022

Читать больше
ВЕНГРИЯ. Деловые программы: «Проектирование и строительство. Кадровый менеджмент. Охрана труда»

16-22 июля 2022

Читать больше
РОССИЯ. «Комплексное развитие территорий в РФ. Межрегиональная строительная кооперация в рамках Союзного государства»

14-19 августа 2022

Читать больше
Курсы валют