Поэтапная схема выхода на строительный рынок Узбекистана приведена на рисунке ниже.

Поэтапная схема выхода на строительный рынок Узбекистана, заключение и реализация внешнеэкономического контракта на строительство объектов на данной территории белорусской подрядной организацией

Поэтапная схема выхода на строительный рынок Узбекистана, заключение и реализация внешнеэкономического контракта на строительство объектов на данной территории белорусской подрядной организацией

Этап 1: Принятие решения о возможности экспорта строительных услуг на территорию Узбекистана

В Узбекистане на сегодняшний день наблюдается серьезный рост строительного сектора.

Прирост объема строительных работ за 2021 год составит 6,8% в сопоставимых ценах. Такая существенная динамика год к году наблюдается на местном строительном рынке на протяжении
длительного периода времени.

Объем выполненных строительных работ в Узбекистане в 2000-2021 годах

Объем выполненных строительных работ в Узбекистане в 2000-2021 годах

В первую очередь такой подъем обусловлен значительным ростом жилищного строительства, которые сопровождает устойчивый рост населения страны. В результате, темпы роста строительной сферы
обгоняют темпы роста экономики страны в целом. Вместе с тем, такой уверенный рост предопределяет ряд негативных эффектов: проблемы качества строительства, эффективности процедур,
необходимость опережающего роста инвестиций, рост импорта.

Экономический рост, в том числе в сфере строительства, привел к нехватке квалифицированных технических специалистов. Существует потребность в широком перечне специалистов
строительства изжаренного профиля. Для ознакомления с экспортными возможностями белорусских организаций для Узбекский компаний организуются визиты представителей строительного
сектора из Беларуси и ответные визиты в Беларусь.

Этап 2: Регистрация юридического лица в Узбекистане

Основной законодательного регулирования по регистрации компаний в Узбекистане является Гражданский кодекс Республики Узбекистан. В Узбекистане ООО, в которых участвуют иностранные
учредители, можно условно разделить на 2 вида:

  • Общество с ограниченной ответственностью («предприятие с иностранным участием» (ООО ПИУ).
  • Общество с ограниченной ответственностью («предприятие с иностранными инвестициями» (ООО ПИИ).

Также присутствуют и другие организационно-правовые формы:

  • Акционерное общество (АО).
  • Представительство.

Согласно данным локальных местных компаний, в Узбекистане две формы ООО (ПИУ и ПИИ) имеют разный подход к формированию уставного капитала.

Размер минимального уставного капитала ООО (предприятия с иностранным участием — ПИУ) в Узбекистане не фиксирован. Величину уставного капитала учредители могут устанавливать
самостоятельно в уставе. ООО (предприятие с иностранным участием) обычно имеет тот же режим налогообложения, что и юридические лица, образованные резидентами.

В тоже время минимальный уставный капитал ООО (предприятия с иностранными инвестициями — ПИИ) в Узбекистане составляет не менее 35 000 долларов США (или 18 000 долларов США для компаний,
расположенных и осуществляющих свою деятельность на территории Республики Каракалпакстан и Хорезмской области). Статус предприятия с иностранными инвестициями позволяет
пользоваться определенными гарантиями, привилегиями и льготами, установленными Законом Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» и
другими нормативными актами. Во всех случаях уставный фонд должен формироваться учредителями в течение одного года с даты государственной регистрации юридического лица.
В среднем, на открытие ООО в Узбекистане уходит от 3 до 5 рабочих дней после сдачи документов на государственную регистрацию.

Регистрация представительств в Узбекистане регулируется следующими нормативными актами:

  • Гражданский кодекс Республики Узбекистан.
  • Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательства (приложение к постановлению КМ РУЗ от 09.02.2017 г.).
  • Положение о порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организации на территории Узбекистана
    (приложение к постановлению КМ РУЗ от 23.10.2000г. №410).

Открыть Представительство в Узбекистане возможно исключительно в целях представления интересов иностранной компании. Государственный контроль за созданием Представительства,
а также прекращением их деятельности осуществляется Министерстве внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан.

Для расчетов с контрагентами, получения финансирования от головной компанией, оплаты пошлин, обязательных платежей Представительству в Узбекистане обязательно наличие расчетных счетов.

Этап 3: Анализ условий функционирования строительной организации: получение лицензии и разрешений в Узбекистане

В соответствии с законодательством Республики Узбекистан лицензирование в строительной сфере необходимо для:

  1. Производство ремонтных, строительно-монтажных работ на высотах методами промышленного альпинизма
  2. Необходимо:

    • заявление о выдаче лицензии.
    • копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
    • документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии;
    • список специалистов, имеющих документы на право производства ремонтных, строительно-монтажных работ на высотах методами промышленного альпинизма с указанием занимаемых должностей,
      специальности по образованию и стажа работы по специальности;
    • характеристику технических средств, необходимых для производства работ на высотах методами промышленного альпинизма.
  3. Проектирование, строительство, эксплуатация и ремонт мостов и тоннелей
  4. Необходимо:

    • заявление о выдаче лицензии.
    • копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
    • документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии;
    • список сотрудников, занимающихся проектированием, строительством, эксплуатацией и ремонтом мостов и тоннелей, с указанием занимаемых должностей, специальности по образованию,
      стажа работы по специальности, перечня основных объектов, в проектировании, строительстве, ремонте и эксплуатации которых эти сотрудники принимали участие;
    • сведения об имеющихся условиях и технических средствах, необходимых для проектирования, строительства, эксплуатации и ремонта мостов и тоннелей.
  5. Проектирование, строительство, эксплуатация и ремонт оборонных объектов
  6. Необходимо:

    • заявление о выдаче лицензии.
    • список сотрудников, занимающихся проектированием, строительством, эксплуатацией и ремонтом объектов, с указанием занимаемых должностей, специальности по образованию, стажа
      работы по специальности, места жительства, перечня основных объектов, в которых эти сотрудники принимали участие;
    • сведения об имеющихся условиях и технических средствах для разработки градостроительной документации;
    • справку органов Министерства обороны Республики Узбекистан о допуске соискателя лицензии к выполнению лицензируемого вида деятельности в отношении режимных объектов.
  7. Проектирование, строительство и эксплуатация объектов повышенного риска и потенциально опасных производств
  8. Необходимо:

    • заявление о выдаче лицензии.
    • копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
    • документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии;
    • список сотрудников, занимающихся проектированием, строительством, эксплуатацией объектов повышенного риска и потенциально опасных производств, с указанием занимаемых должностей,
      специальности по образованию, стажа работы по специальности, перечня основных объектов, в проектировании которых эти сотрудники принимали участие;
    • характеристику технических средств, необходимых для проектирования, строительства, эксплуатации этих объектов.
  9. Разработка архитектурно-градостроительной документации
  10. Необходимо:

    • дипломы главных инженеров и архитекторов проектов, главных и ведущих специалистов со знаниями в данной области;
    • копии трудовых распоряжений;
    • копии документов, подтверждающих право собственности на помещение, оборудование и инвентарь, необходимые для лицензируемого вида деятельности на праве собственности или иного
      законного основания.

    Для получения лицензии на разработку архитектурной и градостроительной документации объектов III категории соискатель лицензии должен представить перечень выполненных в целом работ по
    проектированию не менее десяти объектов, по которым соответствующие экспертные органы в данном копии предоставленных заключений и книги авторского права на эти объекты.
    Соискатель лицензии подает заявку на получение лицензии лично в Центрах государственных услуг или регистрируется для электронного использования государственных услуг на
    Едином интерактивном портале государственных услуг Республики Узбекистан. Если вы подаете заявку лично, сотрудник Центра общественных услуг заполнит заявку на использование
    государственных услуг в электронном виде от имени соискателя лицензии, а если вы подадите заявку через ИПДО, соискатель лицензии подаст самостоятельно.

  11. Аккредитация юридических лиц на проведение экспертизы строительных проектов
  12. Необходимо:

    • копии документов, подтверждающих право собственности на помещения, оборудование и инвентарь, необходимые для проверки прав собственности;
    • копии дипломов специалистов.

Соискатель лицензии подает заявку на получение лицензии лично в Центрах государственных услуг или регистрируется на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан.
Если вы подаете заявку лично, сотрудник Центра общественных услуг заполнит заявку на использование государственных услуг в электронном виде от имени соискателя лицензии,
а через ЕПИГУ соискатель лицензии подает заявку самостоятельно.

Этап 4: Участие в тендере (конкурсных торгах) на строительство объектов (оказание строительных услуг). Заключение внешнеэкономического контракта в Узбекистане

В Узбекистане функционирует специализированных тендерная платформ в сфере строительства. Необходимость создания платформы была предусмотрена Постановлением Кабинета Министров Республики
Узбекистан №37 от 26.01.2021г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию процесса организации закупочных процедур при осуществлении государственных закупок с использованием
информационно-коммуникационных технологий», в котором Министерству финансов Республики Узбекистан поручено создать совместно с операторами государственных закупок отдельную
страницу, предусматривающую проведение в электронной форме государственных закупок в сфере строительства.

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №302 от 03.07.2003г. «О мерах по совершенствованию системы конкурсных торгов в капитальном строительстве» утверждено
Положение о конкурсных торгах в капитальном строительстве на территории Республики Узбекистан. Согласно данному Положению в сфере строительства проводятся двухэтапные торги.
На первом этапе оцениваются технический, кадровый, финансовый, профессиональный потенциал участников. На втором этапе победитель определяется исходя из ценовых предложений.

Согласно Указу Президента Республики Узбекистан №УП-5963 от 13.03.2020г. «О дополнительных мерах по углублению реформ в строительной отрасли Республики Узбекистан» с 1 сентября
2020 года внедряется электронный рейтинг строительных подрядных организаций, автоматически формируемый по данным налоговой и статистической отчетности (опыт работы, количество
работников, в том числе квалифицированных, объем основных средств, полученные доходы и уплаченные налоги, фонд оплаты труда и другие критерии), а также сведений Инспекции по контролю
в сфере строительства при Министерстве строительства Республики Узбекистан (объем завершенных строительством объектов, наличие предписаний по устранению нарушений градостроительного
законодательства и их исполнение, а также другие критерии) с дифференциацией рейтинга по категориям в зависимости от объемов и объектов строительства. А с 1 января 2021 года для
строительных подрядных организаций, включенных в электронный рейтинг и имеющих положительные показатели по соответствующим критериям, не требуется прохождение предварительной
квалификации для допуска к участию в государственных закупках, а также предоставление общей и технической частей конкурсной (тендерной) документации.

В связи с исполнением настоящего Указа Президента Республики Узбекистан, требования Положения о конкурсных торгах в капитальном строительстве на территории Республики
Узбекистан остаются действительными только в части второго (ценового) этапа.

Этап 5: Строительство объектов (оказание строительных услуг) на строительном рынке Узбекистана

Осуществление строительных услуг на территории республики может осуществляться иностранными компаниями. Для этого необходимо регистрация ее на территории страны.
В сфере строительства сформировалась система государственного контроля, при этом выделяются следующие формы контроля:

  • Регулирование технического сектора (организация системы стандартов качества и безопасности);
  • Предоставление разрешительных документов на строительство объектов;
  • Организация экспертизы (проверка проектной документации, проверка экологической сферы);
  • Регулирование образования цен и составление сметной документации при строительстве.

Специальным уполномоченным органом государственного управления, осуществляющим единую государственную политику в сфере архитектуры и строительства в Республике Узбекистан является
Министерство строительства Республики Узбекистан.

Контроль за соблюдением требований нормативных документов технического регулирования в области строительства, производства строительных материалов, изделий и конструкций,
градостроительных норм и правил на территории Республики Узбекистан осуществляется Инспекцией по контролю в сфере строительства при Министерстве строительства Республики
Узбекистан. Согласно ПП-4586 от 5 февраля 2020 года «О мерах по коренному повышению качества производства строительно-монтажных работ и совершенствованию системы контроля
в строительстве» имеет право:

  • приостанавливать строительно-монтажные работы и требовать осуществления демонтажных работ в случаях выявления конструктивных нарушений, влияющих на сейсмостойкость зданий
    и сооружений, а также создающих угрозу жизни и здоровью человека;
  • выдавать юридическим и физическим лицам обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных правонарушений с установлением соразмерных сроков их исполнения,
    требуемых на устранение нарушений на объекте, но не более 60 дней;
  • направлять представления в соответствующие органы и организации для решения вопроса о приостановлении, прекращении и аннулировании действия лицензий и разрешительных документов
    на осуществление деятельности в сфере проектирования и строительства;
  • направлять представления в соответствующие органы и организации о приостановлении выпуска, реализации и применения строительных материалов и изделий в случаях выявления на
    объектах применения некачественных строительных материалов и изделий, влияющих на сейсмостойкость зданий и сооружений, а также создающих угрозу жизни и здоровью человека.

Инспекция осуществляет непосредственный контроль по соблюдению технических и строительных норм и может вмешиваться в строительно-монтажные дела при выявлении правонарушений.

Кроме того, существуют отдельные государственные органы, осуществляющие специализированные виды контроля – над объектами атомной энергетики, дорожным строительством, энергетическим
строительством, водных объектов и др. При строительстве промышленных объектов важно соблюдение требований кадастровой службы, использования и охраны недр, охраны окружающей среды,
а также промышленной безопасности. Эти функции осуществляют:

  • Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру;
  • Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам;
  • Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды;
  • Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан.

Регулирование строительства объектов осуществляется на разных уровнях государственного управления. Министерство строительства Республики Узбекистан, Министерство энергетики
Республики Узбекистан, Министерство транспорта Республики Узбекистан, а также Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан вместе с их подведомственными организациями
ведут непосредственный контроль процесса строительства объектов в различных сферах. Тем временем, Государственные комитеты осуществляют вспомогательные функции в обеспечении
безопасности промышленной объектов, соблюдении норм охраны окружающей среды, использования и охраны недр, и государственных кадастров.

Этап 6: Сдача объекта в эксплуатацию и расчёты за выполненные работы (услуги) в Узбекистане

Порядок приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта установлен Административным регламентом оказания государственных услуг по приемке в эксплуатацию завершенных
строительством (реконструкцией) зданий и сооружений, утв. Постановлением КМ РУз от 18.05.2018 г. N 370.

Регламент N 370 распространяется на приемку завершенных строительством (реконструкцией) объектов юридических и физических лиц, в том числе объектов индивидуального жилищного
строительства. Исключения составляют объекты, связанные с государственными секретами Республики Узбекистан, объекты, внесенные в государственные программы развития Республики
Узбекистан, и индивидуальные жилые дома по типовым проектам, приемка которых производится в соответствии с ШНК 3.01.04-19.

Законченные строительством объекты гражданского и производственного назначения смешанных форм собственности (совместные предприятия) и инвестиций принимаются государственными
приемочными комиссиями в порядке, предусмотренном ШНК 3.01.04-19. С 1 декабря 2018 г. приемка в эксплуатацию завершенных строительством объектов осуществляется с участием инспекции
по контролю в сфере строительства, органов кадастра, представителей заказчика, подрядчика (генерального подрядчика), за исключением строительства объектов, финансируемых за счет
средств субъектов государственных закупок (пункт 1 «а» Указа Президента РУз от 14.11.2018 г. N УП-5577).

В соответствии с частью первой статьи 673 ГК Узбекистана регулируется оплата работ по договору подряда. Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере,
предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, установленные законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата
выполненных подрядчиком работ производится в соответствии со статьей 638 Гражданского Кодекса. Кроме того, договором строительного подряда может быть предусмотрена оплата работ
единовременно и в полном объеме после приемки объекта заказчиком. Также следует учитывать положения порядка вознаграждения заказчиком подрядной организации за досрочный ввод
эксплуатацию объекта и экономию средств против договорной стоимости, утвержденный Постановлением КМ от 26.03.1999 г. N 135.

Навигация по странице
Актуально
Индивидуальный запрос информации в ОАО «НИИ Стройэкономика» на договорной основе
Индивидуальный запрос информации в ОАО «НИИ Стройэкономика» на договорной основе Подробнее
2-й конгресс и выставка «Цемент Центральная Азия: строительство и модернизация заводов»
2-й конгресс и выставка «Цемент Центральная Азия: строительство и модернизация заводов»

04/09/2024

Подробнее
Курсы валют