BudExport
Забыли пароль?
OK

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

В УКРАИНЕ

Гражданское законодательство в Украине

Становление и развитие гражданского права в Украине базируется как на общеправовых принципах, так и на отраслевых. Общеправовые принципы содержатся в Конституции Украины и распространяются на все отрасли права. Отраслевые принципы закреплены в Гражданском кодексе.

Основным республиканским органом государственного управления, обеспечивающим формирование и реализацию государственной правовой политики в Украине, является Министерство юстиции. Эффективная, действенная и скоординированная система юстиции подотчетна всем гражданам и полностью соответствует стандартам ЕС и передовой практике, обеспечивает верховенство права и улучшает бизнес-климат в Украине.

Согласно Конституции единственным органом законодательной власти в Украине является парламент – Верховная Рада Украины.

В последние годы Украина сделала определенные шаги в приближении своего законодательства к законодательству Европейского Союза. Свидетельством этого является разработка и принятие ряда кодексов, которые в целом адаптированы к стандартам Европейского Союза (Гражданский, Земельный, Бюджетный, Таможенный, Уголовный и др.).

В течение многих лет правовой основой отношений между Украиной и ЕС было Соглашение о партнерстве и сотрудничестве от 14 июня 1994 г. (вступило в силу 1 марта 1998 г.). Это соглашение положило начало сотрудничеству по широкому кругу политических, торгово-экономических и гуманитарных вопросов. Кроме того, заключен ряд отраслевых с оглашений и документов международно-правового характера, согласно которым осуществляется сотрудничество между Украиной и ЕС. Украина сотрудничает с ЕС в рамках проекта «Восточное партнерство», одной из задач которого является подготовка к вступлению Украины в Европейский Союз.

Вступление в ЕС происходит в несколько этапов:

На сегодняшний день, Украина находится на первом из этих этапов.

На саммите Украина-ЕС, состоявшемся 13 июля 2017 г. в Киеве, был завершен процесс ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС и вступления в силу безвизового режима с Евросоюзом для граждан Украины. Чтобы присоединиться к Евросоюзу, государство-заявитель должно удовлетворять политическим и экономическим условиям, общеизвестным как Копенгагенские критерии (были приняты на саммите в Копенгагене в 1993 году), иметь демократическое правительство, которое признает верховенство закона и соответствующих свобод и институтов. Согласно Маастрихтского договора каждое текущее государство-член, а также Европарламент должны прийти к согласию по поводу любого расширения.

Формирование нового правового поля государства является длительным процессом, органически связанным с изменениями во всех отраслях экономики. Искусственно ускорить этот процесс невозможно, но необходимо создать ему режим наибольшего благоприятствования, поскольку адаптация законодательства Украины, а в перспективе всей ее правовой системы к нормам и стандартам Европейского Союза является обязательным условием успешной реализации европейских стремлений Украины. Понимание важности и сложности этого процесса, конструктивное сотрудничество всех ветвей власти, применение подходов, методов и опыта стран-кандидатов на вступление в ЕС, эффективное использование технической помощи ЕС является залогом их воплощения в жизнь.

Полезные ссылки

Верховная Рада Украины Комитет Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления Единый веб-портал органов исполнительной власти Украины Министерство юстиции Украины

Строительное законодательство в Украине

Система нормативно-правовых актов в области строительства в Украине включает: Кодексы, законы Украины, нормативно-правовые акты Президента Украины, постановления кабинета Министров Украины, ведомственные нормативно-правовые акты, документы местных органов власти.

Хозяйственным кодексом Украины, регламентирующим отношения, возникающие в ходе организации и осуществления хозяйственной деятельности между различными субъектами хозяйствования, глава 33 посвящена капитальному строительству, глава 34 – правовому регулированию инновационной деятельности.

Гражданским кодексом, регулирующим имущественные и личные неимущественные отношения между юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и другими субъектами публичного права, в главе 61 «Подряд» определены правовые механизмы осуществления подрядной деятельности в строительстве, в главе 62 – выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Кодексом «Об административных правонарушениях» в главе 8 установлена ответственность за административные правонарушения в сфере строительства, в главе 13 – в области стандартизации и качества продукции.

Земельным кодексом в главе 6 установлены правила использования земельных участков под жилую и общественную застройку.

Закон Украины от 16 ноября 1992 г. № 2781-XII (в редакции от 1 января 2008 г. № 1026-V) «Об основах градостроительства» определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы градостроительной деятельности в Украине и направлен на формирование полноценной жизненной среды, обеспечение охраны окружающей среды, рациональное природопользование и сохранение культурного наследия.

Закон Украины от 19 мая 2011 г. № 3395-VI (в редакции от 1 марта 2018 г. № 2314-VIII) «О регулировании градостроительной деятельности» устанавливает требования, которые должны быть обеспечены при осуществлении градостроительной деятельности, определяет содержание и пределы государственного регулирования в этой сфере, распределяет компетенцию органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, регламентирует ряд других вопросов градостроительства.

Закон Украины от 1999г. № 31 (в редакции от 23 мая 2017 г. № 2059-VIII) «Об архитектурной деятельности» определяет правовые и организационные принципы осуществления этой деятельности и направлен на достижение эстетической выразительности, экономической целесообразности и надежности зданий, сооружений и их комплексов. Законом установлены основы государственного архитектурно-строительного контроля.

Закон Украины от 12 сентября 2006 г. № 109-V (в редакции от 14 марта 2007 г. № 703-V) «О планировании и застройке территорий» устанавливает формы градостроительной документации, общие требования к ее содержанию, порядку разработки и утверждения. Градостроительной документацией на общегосударственном уровне является Генеральная схема планирования территории Украины, которая разрабатывается Кабинетом Министров и утверждается Верховной Радой Украины. Она определяет концептуальные решения планирования и использования территории государства. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления руководствуются Генеральной схемой при подготовке проектов государственных программ по развитию инженерно-транспортной инфраструктуры, выбора трасс и проектировании важнейших транспортных, энергетических и других инженерных коммуникаций, зданий и сооружений. На региональном уровне градостроительной документацией является схемы планирования территории, которые определяют принципиальные решения планировки и застройки соответствующих территорий, их отдельных частей.

Закон Украины от 18 сентября 1991 г. № 1560-XII (в редакции от 18 декабря 2017 г. № 2059-VIII) «Об инвестиционной деятельности» определяет правовые и экономические основы капитального строительства в Украине, а также правовой статус инвестора.

В свою очередь нормативные документы подразделяются на следующие виды:

С полным перечнем нормативно-правовых актов в области строительства можно ознакомиться на сайте Минрегиона Украины, а также на сайте Конфедерации строителей Украины.

Полезные ссылки

Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Конфедерация строителей Украины

Налоговое законодательство в Украине

Налоговое законодательство Украины базируется на постулатах Конституции, положениях Налогового и Таможенного кодексов Украины, законов по вопросам таможенного дела, действующих международных договорах, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины и которыми регулируются вопросы налогообложения; нормативно-правовых актов, принятых на основании и во исполнение Налогового Кодекса и законов по вопросам таможенного дела; решений Верховной Рады Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления по вопросам местных налогов и сборов, принятых по правилам, установленным Налоговым кодексом.

Налоговый кодекс Украины регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц во время администрирования налогов, а также ответственность за нарушение налогового законодательства.

Контролирующими органами являются центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую, государственную таможенную политику, государственную политику по администрированию единого взноса, государственную политику в сфере борьбы с правонарушениями при применении налогового и таможенного законодательства, законодательства по вопросам уплаты единого взноса и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы (центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику – Государственная фискальная служба, положение о деятельности которой утверждено постановлением кабинета Министров Украины от 21 мая 2014 г. № 236 (в редакции от 23 августа 2016 г. № 527), его территориальные органы. Деятельность Государственной фискальной службы направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра финансов.

Ознакомиться с информацией о действующем законодательстве в области таможенно-тарифного регулирования можно здесь.

Совокупность общегосударственных и местных налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке, составляет налоговую систему Украины.

Перечень общегосударственных и местных налогов и сборов на территории Украины устанавливает Верховная Рада Украины.

К общегосударственным налогам относятся:

К местным налогам относятся:

К местным сборам относятся:

Местные советы обязательно устанавливают единый налог и налог на имущество (в части транспортного налога и платы за землю).

Перечень налогов, сборов (обязательных платежей), а также определение их налогоплательщиков, объектов налогообложения, налогооблагаемой базы и ставок налога установлен Налоговым кодексом Украины, который утвержден Законом Украины от 23 декабря 2010 г. № 2856-VI (в редакции от 3 июля 2018 г. № 2477-VIII).

Тарифное регулирование

Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли является одним из важнейших экономических методов управления. Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием проведения страной активной и целостной экономической политики, а также реализации таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности, защиты ее экономических интересов.

В условиях глобализации мирового хозяйства внешнеэкономическая политика большинства государств строится с учетом требований и механизмов ВТО. Одним из важных инструментов этой политики является таможенное регулирование.

Вопросы таможенно-тарифного регулирования определяются рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых сформулированы основные принципы, правила, условия таможенно-тарифного регулирования. Характер и задачи таможенно-тарифного регулирования тесно связаны с общей экономической ситуацией в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития.

Основными действующими нормативными правовыми актами, разъясняющими вопросы таможенно-тарифного регулирования на территории Украины являются:

Положения Таможенного кодекса применяются для определения происхождения товаров, на которые при ввозе их на таможенную территорию Украины распространяется режим наибольшего благоприятствования (равноценное происхождения), с целью применения к таким товарам предусмотренных законом мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

В случае ввоза товара на таможенную территорию Украины сертификат о происхождении товара представляется обязательно:

Полезные ссылки

Официальный веб-портал Верховной Рады Украины Государственная фискальная служба Всемирная торговая организация

Финансовое законодательство в Украине

Основным нормативным правовым актом, определяющим структуру банковской системы, экономические, организационные и правовые основы создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков на территории Украины, является Закон Украины «О банках и банковской деятельности» от 7 декабря 2000 № 2121-III (в редакции от 28 августа 2018 г. № 2475-VIII).

Целью Закона является правовое обеспечение стабильного развития и деятельности банков в Украине, создание надлежащей конкурентной среды на финансовом рынке, обеспечение защиты законных интересов вкладчиков и клиентов банков, создание благоприятных условий для развития экономики Украины и поддержки отечественного товаропроизводителя.

Национальный банк Украины является центральным банком Украины, особенным органом государственного управления, юридический статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации которого определяются Конституцией Украины, Законом Украины «О Национальном банке Украины» и другими законами. Согласно Конституции Украины, основной функцией Национального банка является обеспечение ценовой и финансовой стабильности с целью содействия устойчивому экономическому развитию Украины. Национальный банк способствует соблюдению устойчивых темпов экономического роста и поддерживает экономическую политику Кабинета Министров Украины при условии, ели она не препятствует достижению ценовой стабильности и стабильности банковской системы.

На сайте Национального банка Украины можно ознакомиться с проводимой банком денежно-кредитной, финансовой и монетарной политикой, проанализировать обзор банковского сектора и макроэкономической ситуации в Украине за различные годы.

По информации Национального банка Украины в первом полугодии 2018 года банковский сектор работал без заметных потрясений, макроэкономическая ситуация была благоприятной благодаря высоким темпам экономического роста, отсутствия шоков на валютном рынке и дальнейшем замедлении инфляции. По оценкам Нацбанка за последние полгода снизились кредитный риск и риск прибыльности банковского сектора. Риск ликвидности остается низким.

Благоприятные макроэкономические тенденции обеспечили стабильную работу банковского сектора. Банки имеют устойчивое внутреннее фондирование – гривневые средства растут темпами выше 15 % в год, средства клиентов превышают 80 % общих обязательств сектора. Розничное кредитование продолжает стремительно расти. Темпы прироста портфеля кредитов физическим лицам сохраняются на уровне около 40 % к аналогичному периоду 2017 г.

Финансовый результат сектора продолжает улучшаться. Этому способствуют высокая операционная прибыль и существенное снижение отчислений в резервы. Чистые процентные доходы банков стремительно растут благодаря существенному снижению стоимости фондирования. Чистые комиссионные доходы увеличиваются вследствие восстановления спроса на банковские услуги.

Несмотря на то, что доходность банковского сектора имеет тенденцию к восстановлению, работа ряда банков остается фактором риска.

В целом банки успешно перешли на МСФО. Большинство финансовых учреждений уже внедрили новые подходы к оценке финансовых инструментов и формированию резервов под ожидаемые кредитные убытки. Национальный банк продолжает совершенствовать нормативную базу, требования к капиталу и ликвидности, системы управления рисками в банках. Банки начинают тестовый расчет коэффициента покрытия ликвидностью (LCR), который станет обязательным нормативом с декабря 2018 года. Выполнение этого норматива должно существенно снизить вероятность возникновения кризиса ликвидности в банковском секторе в случае негативного экономического кризиса.

Национальный банк вместе с банковским сообществом начали обсуждение нового инструмента капитала – долгосрочного субординированного долга, который станет частью основного капитала. Это первый шаг в приведении структуры регулятивного капитала банков к требованиям европейского законодательства. Внедрение новой структуры капитала запланировано на 2019 год.

В течение следующих двух лет банки будут обязаны выстроить эффективные системы управления рисками. Это требование нового положения Нацбанка Украины «Об организации системы управления рисками в банках Украины и банковских группах». Постановление вводит новые полномочия органов управления банком при осуществлении контроля за рисками, устанавливает жесткие требования к процессам оценки и контроля рисков (кредитного, рыночного, операционного, процентного риска банковской книги, ликвидности), их фиксации и реагирования на них ответственными лицами и органами банка. Вводится требование обязательного стресс-тестирования для оценки рисков и способности им противостоять.

Несмотря на укрепление финансового состояния и сокращение долговой нагрузки во многих отраслях экономики платежная дисциплина в них существенно не улучшается. Крупнейшие должники не восстановили обслуживание долга даже после окончания острой фазы кризиса. На сегодняшний день недобросовестность должников – это более значительное препятствие для возобновления кредитования бизнеса, чем финансовое состояние предприятий.

После кризиса 2008 года банки сфокусировались преимущественно на кредитовании компаний, в результате чего доля кредитов физическим лицам в валовом кредитном портфеле сократилась с 36,4% в 2008 году до 15,7% в 2016 году. Развертывание потребительского кредитования в 2017 году развернуло этот тренд, особенно заметно по чистым кредитам.

В апреле 2018 доля валовых и чистых кредитов физическим лицам составила уже 16,6 % и 17,7 % соответственно.

В условиях значительного количества реструктуризаций со снижением процентных ставок и ухудшения качества кредитного портфеля сократились процентные доходы банков, полученных от корпораций. Вместе с тем, восстановление потребительского кредитования и значительно большая доходность таких кредитов обусловила рост доли процентных доходов от физических лиц – 33,8% за 4 месяца 2018 года. Сейчас каждая гривна кредитов физическим лицам дает примерно вдвое больше процентного дохода, чем по кредитам компаний.

Кредитование покупателей жилья существенно оживилось в 2017 году, и особенно в I квартале 2018 года. Драйвером роста явились партнерские программы банков с застройщиками, которые предлагают льготные ставки. Их доля в общем объеме нового кредитования увеличивается. Новое кредитование сосредоточено в узком кругу банков, поэтому необходимо устранять юридические препятствия для возвращения на рынок крупных банков с иностранным капиталом. Банкам стоит консервативно оценивать достаточность доходов заемщиков и относиться к рискам, связанным с избытком предложения жилья, при определении параметров предложенных кредитных соглашений.

Условия кредитования улучшились по сравнению с ситуацией годичной давности. Стандартные условия большинства банков содержат фиксированную процентную ставку на весь срок договора или фиксированную на первый год и гибкую (привязанную к индексу депозитных ставок после первого года). Фиксированная ставка обычно составляет 18 - 24% годовых. В рамках партнерских программ с застройщиками предлагается льготная ставка на первые 1 – 5 лет, ее размер в основном зависит от первого взноса и составляет от 0,01% в первый год без учета комиссии за предоставление кредита. Максимальный заявленный срок кредитов в большинстве банков составляет 20 лет, в нескольких - 25 - 30 лет. Средневзвешенный по объемам срок, на который выдаются кредиты, составил 13,3 лет на конец I квартала 2018 года и 13 лет – в 2017 году.

Круг ипотечных кредиторов остается ограниченным. Новое кредитование сосредоточено преимущественно в государственных банках, а большинство крупных банков с иностранным капиталом, которые во времена кризиса работали в сегменте ипотеки, до сих пор не вернулись к этому виду деятельности. Если на рынке ипотеки и появляются новые игроки, то это небольшие или средние банки с украинским капиталом, которые сотрудничают с застройщиками.

Низкая защита прав кредиторов остается ключевым фактором, сдерживающим развитие финансового сектора. Устранение препятствий для эффективной работы банков с недобросовестными заемщиками способствовало бы стремительному восстановлению кредитования физических лиц и бизнеса.

На заседании Верховной Рады Украины, состоявшемся 17 мая 2018 г. был принят в первом чтении за основу проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в части возобновления кредитования». Целью законопроекта является стимулирование активного использования кредитования как финансового инструмента и снижение стоимости кредитных ресурсов для упрощения доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к кредитам. Проект Закона зарегистрирован под № 6027-д. Законопроектом предусматривается:

Законопроектом вносится ряд изменений в Закон «Об ипотеке», Гражданский кодекс и ряд других нормативных правовых актов.

Полезные ссылки

Национальный банк Украины

Трудовое законодательство в Украине

Министерство социальной политики Украины (далее – Минсоцполитики) является центральным органом исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере труда и социальной политики, занятости населения и трудовой миграции, трудовых отношений, общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, социального диалога, социальной защиты, волонтерской деятельности, по вопросам семьи и детей и иным. Деятельность Минсоцполитики направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.

Основными задачами Минсоцполитики является обеспечение формирования и реализации государственной политики:

Законодательство Украины о труде состоит из Кодекса законов о труде (от 10 декабря 1971 г. в редакции Закона от 25 июля 2018 г. № 2443-VIII) и других актов законодательства Украины, принятых в соответствии с ним.

Наряду с законами трудовые отношения регулируются целой системой правовых актов, имеющих нормативный характер. Такие акты, как правило, принимаются органами государственного управления. Поскольку они принимаются в развитие и во исполнение действующего законодательства, их принято называть подзаконными. Главная роль в создании системы подзаконных актов принадлежит Президенту Украины, который является единственным субъектом государственно-правовых отношений и на которого возложена функция обеспечения конституционности, законности действий других субъектов права.

Законы Украины, которые выступают источниками трудового права, можно разделить на две группы: трудовые и комплексные законы.

К трудовым законам относятся законы, которые специально приняты для урегулирования трудовых отношений. В этой группе выделяют две подгруппы: законы, направленные на урегулирование индивидуальных трудовых отношений, и законы, направленные на урегулирование коллективных трудовых отношений.

К первой подгруппе относятся Законы Украины «Об охране труда» от 14 октября 1992 г. № 2694-XII (в редакции Закона от 20 января 2018 г. № 2249-VIII), «Об оплате труда» от 24 марта 1995 г. № 108-95-ВР (в редакции Закона от 1 января 2017 г. № 1774-VIII), «Об отпусках» от 15 ноября 1996 г. № 504/96-ВР (в редакции Закона от 25 июля 2018 г. № 2443-VIII) и др.

Ко второй подгруппе относятся Законы Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 1 июля 1993 г. № 3356-XII (в редакции Закона от 1 января 2015 г. № 77-VIII), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15 сентября 1999 г. № 1045-XIV (в редакции Закона от 1 января 2016 г. № 928-VIII), «Об организациях работодателей, их объединениях, правах и гарантиях деятельности» от 22 июня 2012 г. № 5026-VI (в редакции Закона от 2 ноября 2016 г. № 1666-VIII), «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 3 марта 1998 г. № 137/98-ВР (в редакции Закона от 7 ноября 2012 г. № 5458-VI).

К комплексным законам, содержащим нормы трудового права, относятся следующие основные Законы Украины: «О занятости населения» от 5 июля 2012 г. № 5067-VI (в редакции Закона от 31 августа 2018 г. № 2462-VIII), «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине» от 21 марта 1991 г. № 875-XII (в редакции Закона от 20 января 2018 г. № 2249-VIII), «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине» от 16 декабря 1993 г. № 3721-XII (в редакции решения Конституционного суда Украины от 22 мая 2018 г. № 5-р/2018), «О государственной службе» от 10 декабря 2015 г. № 889-VIII (в редакции Закона от 28 августа 2018 г. № 2475- VIII), «О судоустройстве и статусе судей» от 2 июня 2016 г. № 1402-VIII (в редакции Закона от 5 августа 2018 г. № 2509- VIII), «О хозяйственных обществах» от 19 сентября 1991 г. № 1576-XII (в редакции Закона от 17 июня 2018 г. № 2275-VIII), «Об объединении граждан» от 16 июня 1992 г. № 2460-XII (в редакции Закона от 1 января 2013 г. № 4572-VI) и многие другие.

К подзаконным нормативным правовым актам, регулирующим труд работников, относятся постановления Верховной Рады Украины, указы и распоряжения Президента Украины нормативного характера, регулирующих общественные отношения в сфере труда и во исполнение Конституции и законов Украины. Они обязательны для исполнения на территории всей страны и не должны противоречить Конституции и законам Украины. Значительное место среди источников трудового права занимают и Постановления Кабинета Министров Украины.

Важная роль в трудовом праве Украины принадлежит локальным нормативным правовым актам (коллективному договору, правилам внутреннего трудового распорядка, положению о премировании, положению о порядке вознаграждения по итогам работы за год и т.д.). Эти акты действуют только в пределах конкретного предприятия, учреждения, организации. Они принимаются чаще всего на определенный срок. Локальные нормативно-правовые акты адаптируют общие нормы к условиям конкретного производства, характера и профиля предприятия и не должны ухудшать положение работников по сравнению с законами, а также другими подзаконными нормативными правовыми актами.

В целях выработки и реализации государственной социальной и экономической политики, регулирования трудовых, социальных, экономических отношений и обеспечения повышения уровня и качества жизни граждан, социальной стабильности в обществе Президентом Украины в соответствии с Законом «О социальном диалоге» (от 23 декабря 2010 г. № 2862-VI) Указом от 2 апреля 2011 г. № 347 был образован Национальный трехсторонний социально-экономический совет.

К основным задачам Национального совета относятся:

В целях предотвращения возникновения и содействия своевременному решению коллективных трудовых споров (конфликтов), осуществления посредничества и примирения при решении коллективных трудовых споров (конфликтов), обеспечения осуществления социального диалога, выработки согласованных предложений по развитию социально-экономических и трудовых отношений в Украине в соответствии с Законом Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» Указом Президента Украины от 17 ноября 1998 г. № 1258/98 была создана Национальная служба посредничества и примирения.

Значительную роль в соблюдении трудовых прав человека на территории Украины играет профсоюзное движение. Наиболее многочисленным профсоюзным объединением в Украине является Федерация профсоюзов Украины (далее – ФПУ). В ее состав входит 43 всеукраинских профсоюза и 27 территориальных объединений организаций профсоюза общей численностью более 8 млн. человек. Основными задачами ФПУ является защита трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюза; социальная защита членов профсоюза и их семей; отстаивание духовных, социально-культурных прав и интересов членов профсоюза; правовая защита членов профсоюза; усиление влияния на политическую жизнь и формирование гражданского общества; совершенствование системы социального партнерства: профсоюзы, работодатели, государство; развитие сотрудничества с другими профсоюзами и их объединениями; обеспечение прав и возможностей женщин и мужчин; укрепление ФПУ как крупнейшего представительского профцентра Украины; углубление международных связей ФПУ.

ФПУ активно сотрудничает с Мировой конфедерацией профсоюзов в решении вопросов, связанных с обеспечением социальной защиты трудящихся и поддерживает постоянные отношения с представительствами Всемирного банка, Международного валютного фонда, выражая свою точку зрения по поводу политики, проводимой эти международные финансовые институты.

В декабре 2005 года Федерация профсоюзов Украины вошла в состав Международной конфедерации свободных профсоюзов. Членство в МКВП открыло новые возможности для развития международного сотрудничества между профсоюзами на всех уровнях и способствовало дальнейшей интеграции профсоюзов Украины к международному профсоюзному движению.

Полезные ссылки

Министерство социальной политики Украины Министерство юстиции Украины Федерация профсоюзов Украины Федерация работодателей Украины Национальный трехсторонний социально-экономический совет Украины Национальная служба посредничества и примирения Мировая конфедерация профсоюзов (World Federation of Trade Unions) Международная организация труда (International Labour Organization) Международная конфедерация свободных профсоюзов Всемирная конфедерация труда Всемирный банк Международный валютный фонд

Миграционное законодательство в Украине

Для трудоустройства на территории Украины необходимо оформить разрешение на работу. Этот документ дает работодателю право использовать труд гражданина Беларуси на конкретной указанной должности и на определенном месте. Более того это является одним из наиболее простых и распространенных способов и оснований для получения вида на жительство в Украине. Полученная справка о разрешении на работу в Украине требует ежегодного продления ее действия. Также, как и вид на жительство в Украине для белорусов. Государственный центр занятости выдает этот документ в таких ситуациях и случаях:

Для того, чтобы стать правообладателем разрешения на работу в Украину, белорус должен предоставить следующие документы:

С сентября 2017 года вступил в силу новый порядок получения/выдачи/продления разрешения на работу (Закон № 2058-VIII от 23.05.2017). Положительные моменты нового порядка:

  1. теперь нет необходимости подавать документы об образовании, справки об отсутствии судимости, справки об отсутствии необходимости допуска к государственной тайне, доказывать, что на территории Украины нет подобных специалистов (заполнять и подавать отчет форма № 3-ПН);
  2. для некоторых категорий иностранцев (IT-специалисты, учредители, работники творческих профессий и т.д.) предусмотрена возможность получения/продления разрешения на работу до 3 лет (раньше было не более года);
  3. по новому порядку разрешено трудоустройство иностранных граждан не только на работу в юридических лицах, но и на работу к физическим лицам-предпринимателям;
  4. разрешено получать разрешение на работу к любому количеству работодателей и любое количество должностей (раньше только один работодатель и одна должность);
  5. введена процедура приостановления рассмотрения заявления на получение/продление разрешения на трудоустройство: если раньше при наличии любого основания Центр занятости отказывал в выдаче/продлении разрешения, то теперь при приостановке рассмотрения заявления заявителю предоставляется возможность на протяжении 7 рабочих (для получения) или 3 рабочих (для продления) дней исправить поданные документы;
  6. в отдельных случаях предоставлена возможность не получать разрешение на работу по совместительству иностранцам, которые его уже ранее получили.

Вместе с тем, ряд положений документа изменили порядок трудоустройства иностранцев, в частности:

Согласно действующему законодательству без разрешения на работу осуществляется трудоустройство:

  1. иностранцев, которые постоянно проживают в Украине (имеют постоянный, бессрочный, вид на жительство);
  2. иностранцев, которые получили статус беженца в соответствии с законодательством Украина или получили разрешение на иммиграцию в Украину;
  3. иностранцев, лица которых требуют дополнительной защиты, или которым предоставлена временная защита в Украине;
  4. представителей иностранного морского (речного) флота и авиакомпаний, обслуживающих такие компании на территории Украины;
  5. работников иностранных средств массовой информации, аккредитованных для работы в Украине;
  6. спортсменов, которые получили профессионального статус, артистов и работников искусства для работы в Украине по специальности;
  7. работников аварийно-спасательных служб для выполнения срочных работ;
  8. работников иностранных представительств, зарегистрированных на территории Украина в установленном законодательством порядке;
  9. священнослужителей, которые являются иностранцами и временно находятся в Украине по приглашению религиозных организаций для осуществления канонической деятельности только в таких организациях с официальным согласованием с Департаментом по делам религий и национальностей;
  10. иностранцев, которые прибыли в Украину для участия в реализации проектов международной технической помощи;
  11. иностранцев, которые прибыли в Украину для проведения преподавательской и / или научной деятельности в высших учебных заведениях по их приглашению;

В случае необходимости оформления на работу граждан другой страны необходимо учитывать возможную необходимость оформления визы. В зависимости от цели поездки визы делятся на следующие типы:

Оформление виз для иностранцев и лиц без гражданства регулируется Законом Украины Закон Украины от 22 сентября 2011 г. № 3773-VI «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства», постановлением Кабинета Министров Украины от 1 марта 2017 г. № 118 «Об утверждении Правил оформления виз для въезда в Украину и транзитного проезда через ее территорию» и осуществляется в зависимости от запланированного срока их пребывания в Украине и при наличии соответствующих документов.

Долгосрочная виза оформляется иностранцам и лицам без гражданства для въезда в Украину с целью оформления документов, дающих право на пребывание или проживание в Украине на срок, превышающий 90 дней.

Долгосрочная виза оформляется зарубежным дипломатическим учреждением Украины как многократная на 90 дней, если иное не предусмотрено законодательством или международными договорами Украины. Пошаговый порядок действий для получения визы на въезд на территорию Украины представлен на рисунке ниже. При привлечении иностранных специалистов белорусской стороной при реализации проектов на территории Украины требуется получение визы такими специалистами.

Пошаговый порядок действий для получения визы на въезд на территорию Украины для третьих стран