Авторизация
X

Организационно-экономические особенности строительства в Украине

Общая характеристика системы управления строительным комплексом в Украине

Строительный комплекс Украины включает производство строительных материалов, капитальное строительство и отрасли, их обслуживающие.

Производство строительных материалов одновременно является одной из отраслей тяжёлой промышленности и важнейшей составной частью строительного комплекса. Производство строительных материалов имеет многоотраслевой характер. В его состав входят отрасли добывающей промышленности (природный камень и нерудные материалы); перерабатывающей промышленности (сборный железобетон, асбестоцементные изделия и др.); смешанные подотрасли, которые объединяют добычу и переработку сырья и материалов.

Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины (далее – Минрегион Украины) –государственный орган исполнительной власти Украины, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом министров Украины. Министерство возглавляет Министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, которого назначает на должность в установленном законодательством порядке Верховная Рада Украины.

Минрегион Украины входит в систему органов исполнительной власти и является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной жилищной политики и политики в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 30 апреля 2014 г. № 197 (с учетом изменений и дополнений) утверждено Положение «О министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины».

Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность Минрегиона Украины, является Закон Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», направленной на совершенствование правового регулирования хозяйственных отношений, а также административных отношений между регуляторными органами или другими органами государственной власти и субъектами хозяйствования, недопущение принятия экономически нецелесообразных и неэффективных регуляторных актов, минимизацию вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и устранение препятствий для развития хозяйственной деятельности, осуществляемой в пределах, в порядке и способом, которые установлены Конституцией и законами Украины.

Структура аппарата министерства включает 32 структурных подразделения общей численностью 453 человека. В систему министерства входят 52 организации, 4 из которых расположены в районе проведения антитеррористических операций и находятся на оккупированной территории. По направлениям деятельности организации включают: научно-исследовательские институты – 19; проектные институты – 12; общестроительные – 3; промышленные – 1; иные организации – 17.

Основными задачами Минрегиона Украины являются:

  • формирование и обеспечение реализации государственной политики в сферах:усовершенствования территориальной организации власти, административно-территориального устройства, развития местного самоуправления; строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов, сохранения традиционного характера среды населённых пунктов; жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики, благоустройства населённых пунктов, цветочно-декоративного семеноводства и питомничества, обращения с бытовыми отходами, захоронения, технической инвентаризации объектов недвижимого имущества; архитектурно-строительного контроля, контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
  • обеспечение технического регулирования в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов, жилищно-коммунального хозяйства.

Минрегион Украины координирует и осуществляет методическое обеспечение деятельности структурных подразделений местных госадминистраций, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к его компетенции.

Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины (далее – ГАСИ Украины) является центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора.

В своей деятельности ГАСИ Украины руководствуется Конституцией и законами Украины, указами Президента Украины и постановлениями Верховной Рады Украины, принятыми в соответствии с Конституцией и законами Украины, актами Кабинета Министров Украины, другими актами законодательства.

ГАСИ Украины осуществляет свою работу по нескольким важным направлениям, каждое из которых является стратегическим для строительной отрасли Украины:

  • Архитектурно-строительный контроль. Государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере градостроительной деятельности, проектной документации, строительных норм, государственных стандартов и правил и тому подобное. В определенных законодательством случаях ГАСИ проводит проверки объектов строительства на соответствие подготовительных и строительных работ, материалов, изделий и конструкций, применяемых требованиям государственных строительных норм, стандартов и правил, а также техническим условиям, утвержденным проектным требованиям и решениям. Кроме того, на ГАСИ Украины возложены функции проверки надлежащего оформления нормативно-технической и проектной документации. Важным аспектом контрольной функции ГАСИ является соблюдение порядков принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, проведение обследования объектов и реализации мероприятий по обеспечению надежности и безопасности при их эксплуатации.
  • Разрешительные и регистрационные функции. Предоставляет гражданам разрешительные и регистрационные услуги, а также консультации по строительству, реконструкции и принятия в эксплуатацию объектов (Подробнее).
  • Лицензирование. Осуществляет лицензирование хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры. Предоставляет лицензии предприятиям, которые хотят работать в строительной сфере. Кроме непосредственно процедуры лицензирования ГАСИ Украины ведет реестр выданных лицензий (Подробнее).

Конфедерация строителей Украины – профильное объединение украинского бизнеса. Отстаивает интересы строительной отрасли и игроков рынка, ориентированные на европейские ценности и стандарты и создает привлекательную бизнес-среду. За годы существования Конфедерация стала известной и влиятельной организацией, в состав которой входят более 700 строительных холдинговых компаний и профессиональных объединений и имеет свои представительства во всех регионах Украины.

Конфедерация строителей Украины – современная, мобильная и высокотехнологичная платформа, которая предоставляет возможность развить бизнес, наладить партнерские связи, а также принять участие в формировании рынка строительных услуг и прогрессивных нормативно-правовых правил игры. Ознакомиться с действующими НПА, ТНПА, законопроектами, а также принять участие в их общественном обсуждении можно здесь .

Ценообразование в строительстве в Украине

Законом Украины от 20 ноября 2012 г. № 5496-VI (с учетом изменений и дополнений от 19 октября 2017 г. № 2168-VIII) «О ценах и ценообразовании» определены основные принципы ценовой политики и регулирование отношений, возникающих в процессе формирования, установления и применения цен, а также осуществления государственного контроля (надзора) и наблюдения в сфере ценообразования.

Государственная ценовая политика является составной частью государственной экономической и социальной политики и направлена на обеспечение:

  • развития национальной экономики и предпринимательской деятельности;
  • противодействия злоупотреблению монопольным (доминирующим) положением в сфере ценообразования;
  • расширения сферы применения свободных цен;
  • сбалансированности рынка товаров и повышения их качества;
  • социальных гарантий населению в случае роста цен;
  • необходимых экономических гарантий для производителей;
  • ориентации цен внутреннего рынка товаров на уровень цен мирового рынка.

Проведение государственной ценовой политики обеспечивает Кабинет Министров Украины.

Реализация государственной ценовой политики, проведение экономического анализа уровня и динамики цен, разработка и внесение предложений по формированию и реализации государственной ценовой политики осуществляются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную ценовую политику.

Формирование сметной нормативной базы, определение порядка ее применения в строительстве, проверка соблюдения нормативных документов и нормативов исчисления стоимости строительства объектов, сооружаемых с привлечением бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, кредитов, предоставленных под государственные гарантии осуществляются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере строительства, градостроительства и архитектуры (Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины).

Основными задачами рыночной системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве являются:

  • формирование свободных (договорных) цен на строительную продукцию;
  • обеспечение определенного набора сметных нормативов;
  • определение стоимости строительства на различных этапах инвестиционного цикла.

Сметная стоимость является основой для определения капитальных вложений, финансирования строительства, формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию.

Ресурсный метод – это калькулирование в текущих ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Определяет стоимости строительства. Представляет собой составление смет, при котором по видам работ показываются в натуральных измерителях расхода материалов, конструкций, затраты времени эксплуатации машин, затраты труда рабочих, а цены и тарифы на указанные ресурсы применяются текущие (на момент составления сметы). Этот метод позволяет определить стоимость на любой момент времени.

Ресурсно-индексный метод – это сочетание ресурсного метода с системой индексов цен на ресурсы, используемые в строительстве.

Базисно-индексный метод – это использование системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне или в текущем уровне предыдущих периодов. Приведение к уровню текущих цен выполняется путем перемножения базисной стоимости по строкам сметы и каждому из элементов технологической структуры капитальных вложений на соответствующий индекс по отраслям или вида работ с последующим суммированием результатов сметного документа.

Базисно-компенсационный метод – это суммирование стоимости, рассчитанной в базисном уровне сметных цен. Определяется расчетами дополнительных затрат, связанных с ростом цен и тарифов на применяемые в строительстве ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые, оборудование), с последующим уточнением этих расчетов в процессе строительства в зависимости от реальных изменений цен и тарифов.

Технический комитет стандартизации ТК 311 «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве» является формой сотрудничества заинтересованных юридических и физических лиц с целью организации и выполнения работ по международной, региональной, национальной стандартизации в определенной сфере деятельности и по закрепленным объектам стандартизации. Создан приказом Минрегиона Украины от 11 января 2012 г. № 18.

Система поддержки экспорта в Украине

Создание и поддержка благоприятной среды для ведения бизнеса в Украине, усиление международного делового сотрудничества достигается Торгово-промышленной Палатой Украины. Стратегия развития Торгово-промышленной палаты Украины и региональных торгово-промышленных палат до 2020 года разработана при поддержке Центра международного частного предпринимательства (CIPE) и охватывает период, в течение которого в Украине ожидаются важные изменения, основа которых заложена в утвержденной Президентом Украины «Стратегии устойчивого развития Украины 2020» и «Государственной стратегии регионального развития на период до 2020 года». Предложенные в Стратегии направления развития, действия и меры соответствуют концептуальным основам указанных общегосударственных документов. Благодаря новой Стратегии система торгово-промышленных палат стремится внести свой вклад в реформирование экономики и способствовать устойчивому экономическому и социальному развитию Украины, помогая украинским предприятиям интегрироваться в европейскую хозяйственную систему путем создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности в Украине.

Субсидии и дотации в строительстве в Украине

В соответствии со статьей 47 Конституции Украины от 28 июня 1996 года (с изменениями от 15 марта 2016 г.) государство гарантирует реализацию права граждан Украины на жилье и обязано создавать условия, при которых каждый гражданин будет иметь возможность построить жилье, приобрести его в собственность или взять в аренду, а гражданам, нуждающимся в социальной защите, предоставить жилье бесплатно или за доступную для них плату.

Минрегион Украины является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной жилищной политики и политики в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству – это уникальный инструмент государственной жилищной политики, который реализует различные механизмы государственной поддержки граждан в их стремлении получить собственное жилье.

Основателем Государственного фонда является государство в лице Кабинета Министров Украины (доля учредителя в уставном капитале – 100%), орган управления – наблюдательный совет, орган управления имуществом –Минрегион, орган, осуществляющий надзор за деятельностью финансового учреждения – Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг.

Основные принципы и механизмы обеспечения молодежи жильем определены Законом Украины от 05.02.1993 № 2998 (с изменениями от 06.12.2016 № 1774-VIII) «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине», согласно которому государство обеспечивает молодым гражданам в возрасте от 14 до 35 лет равное с другими гражданами право на жилье, способствует молодежному жилищному строительству, созданию молодежных жилых комплексов.

Сегодня это льготное кредитование молодых семей под 3%, государственная поддержка по программе доступного жилья (30 * 70), а также компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков по схеме удешевления ипотечных кредитов, где компенсируется 13%.

Наиболее популярным и актуальным механизмом среди молодежи сегодня является программа льготного долгосрочного кредитования строительства или приобретения жилья для молодых семей.

Основные положения механизма определены в Законе Украины «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине» и Положении о порядке предоставления льготных долгосрочных кредитов молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 29 мая 2001 г. № 584.

Кредит предоставляется и обслуживается Фондом без участия коммерческих банков. Предоставляется молодой семье в возрасте до 35 лет включительно. Сроком на 30 лет. Процентная ставка 3% годовых. На любом этапе действия кредитного договора, при рождении ребенка, устанавливаются льготы. Семьи с детьми освобождаются от уплаты процентов за пользование кредитом, семьям, в которых воспитывается двое детей погашается 25%, а если три и более детей – 50%. Средства, поступающие в счет погашения обязательств по кредиту, направляются на дальнейшее кредитование.

В 2009 году Правительством был утвержден устав Фонда, которым предусмотрено формирование уставного капитала Фонда. Введена новая форма кредитования за счет средств уставного капитала Фонда.

Источником пополнения уставного капитала являются средства от возврата предоставленных Фондом льготных долгосрочных кредитов молодежи на строительство или приобретение жилья.

Кредит за счет средств уставного капитала предоставляется молодой семье в возрасте до 35 лет. Срок предоставления кредита – 30 лет. Установлено требование о пребывании заемщика на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При расчете размера кредита, применяются нормативы по площади, определенные постановлением Кабинета Министров Украины от 29 мая 2001 № 584. Предусмотрена возможность досрочного погашения.

При введении льготного характера кредитования за счет средств уставного капитала приняты меры по сохранению этих средств: процентная ставка за пользование кредитом равна учетной ставке Национального банка Украины плюс 3%. Отсутствуют дополнительные льготные условия в зависимости от количества детей, что делает невозможным потерю средств уставного капитала.

По сравнению с кредитами коммерческих банков, условия кредитования Фондом за счет средств уставного капитала являются более лояльными.

В целях обеспечения граждан доступным жильем постановлением Кабинета Министров Украины от 11 февраля 2009 г. № 140 (с учетом изменений и дополнений от 20 сентября 2017 г. № 708) утвержден Порядок обеспечения граждан доступным жильем, который предусматривает предоставление государственной поддержки:

  • 30 процентов стоимости строительства (приобретения) доступного жилья и (или) предоставление льготного ипотечного жилищного кредита;
  • 50 процентов стоимости строительства (приобретения) доступного жилья и (или) льготного ипотечного жилищного кредита для граждан, на которых распространяется действие пунктов 19 и 20 части первой статьи 6, пунктов 10-14 части второй статьи 7 и абзацев четвертого, шестого и восьмого пункта 1 статьи 10 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»;
  • 50 процентов стоимости строительства (приобретения) доступного жилья и (или) льготного ипотечного жилищного кредита для граждан, на которых распространяется действие Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц», которые получили справку о постановке на учет внутренне перемещенного лица в соответствии с Порядком оформления и выдачи справки о постановке на учет внутренне перемещенного лица, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 1 октября 2014 г. № 509 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 20.09.2017 № 708).

Начиная с 2010 года Минрегионом Украины делегированы полномочия Фонду по предоставлению гражданам государственной поддержки на строительство (приобретение) доступного жилья. Министерство определило Фонд получателем бюджетных средств по предоставлению государственной поддержки гражданам для строительства доступного жилья.

Постановлением Кабинета Министров Украины 24 октября 2012 г. № 967 утверждена Государственная программа обеспечения молодежи жильем, срок действия которой был определен по 2017 г.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 20 декабря 2017 г. № 1032 внесены изменения в Постановление Кабинета Министров Украины от 24 октября 2012 г. № 967. Период реализации Государственной программы продлен по 2020 г. включительно. Программа изложена в новой редакции.

Механизмы использования бюджетных средств на реализацию задач и мероприятий Государственной программы определены следующими нормативно-правовыми актами:

  • постановлением Кабинета Министров Украины от 29 мая 2001 г. № 584 (с изменениями от 29 апреля 2015 г. № 245) «О порядке предоставления льготных долгосрочных кредитов молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья»;
  • постановлением Кабинета Министров Украины от 30 ноября 2011 г. № 1231 «Об утверждении Порядка предоставления кредитов заемщикам Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству»;
  • постановлением Кабинета Министров Украины от 11 мая 2011 г. № 488 (с изменениями от 1 октября 2014 г. № 529) «О вопросах использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для увеличения уставного капитала Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству»;
  • постановлением Кабинета Министров Украины от 04 июня 2003 г. № 853 (с изменениями от 27 мая 2015 г. № 342) «Об утверждении Порядка частичной компенсации процентной ставки кредитов коммерческих банков молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья»;
  • внутренними документами, утвержденными Наблюдательным советом и правлением Фонда, в части использования собственных средств Фонда, а именно: Порядком использования собственных средств (средств уставного капитала) Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству » (далее - Порядок использования собственных средств), утвержденный решением наблюдательного совета от 21.10.2013 № 30 (с изменениями и дополнениями; в ред. от 28.01.2016 № 32 и от 21.10.2016 № 33 – предоставление преимуществ в получении кредита молодым семьям, в которых один из членов семьи (супруг) принимали непосредственное участие в АТО и (или) в обеспечении ее проведения, семьям погибших участников АТО, а также кандидатам в заемщики, желающих получить жилье площадью, меньше нормативной; в ред. от 07.07.2017 № 35);
  • Положением о порядке предоставления льготных долгосрочных кредитов на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья молодым семьям и одиноким молодым гражданам, которые согласно законодательству признаны нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет собственных средств (средств уставного капитала) Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству» (далее - Порядок предоставления льготных кредитов), утвержденного решением правления Фонда в ред. от 14.05.2013 № 32, с изменениями и дополнениями; в новых редакциях от: 17.02.2016 № 10; от 09.11.2016 № 92; от 15.06.2017 № 53);
  • Порядком формирования Перечня объектов жилищного строительства, на строительство (реконструкцию) жилья в которых могут направляться кредитные ресурсы Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству», утвержденным решением правления Фонда от 14.08.2015 № 63, согласно которому, в частности, определены критерии отбора обьектов, требования к застройщикам (характеристика объекта строительства, финансовое состояние застройщика, наличие документов, необходимых для строительства согласно нормам действующего законодательства и условия заключения договора о сотрудничестве с застройщиками).

Программа предусматривает удешевление стоимости жилья для граждан за счет государственной субсидии на 30% от нормативной стоимости жилья.

Участие в Программе могут принять граждане, которые согласно законодательству, нуждаются в улучшении жилищных условий, и могут оплатить 70 % от нормативной стоимости жилья.

Программа не ориентирована на малообеспеченных, социально незащищенных граждан или людей с ограниченными финансовыми возможностями. Ее задача – помощь гражданам в первую очередь - экономически активной части общества, в самостоятельном решении жилищного вопроса путем введения финансово-инвестиционного механизма государственной поддержки строительства (приобретения) доступного жилья.

В 2012 году Фонд был привлечен к реализации Социальных Инициатив Президента согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 25 апреля 2012 № 343 по удешевлению стоимости ипотечных кредитов.

Программа предусматривает, погашение части обязательств заемщика по кредиту на строительство или приобретение жилья (13% погашаются за счет средств государственного бюджета, заемщик получает кредит под 3% годовых).

Таким образом, при участии Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству в Украине создана система государственной поддержки различных категорий граждан жильем. Гражданин, согласно законодательству, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий, может воспользоваться любым механизмом учитывая свое имущественное положение.

Источниками финансирования Государственной программы являются средства: специального фонда государственного бюджета, выделяемые на увеличение уставного капитала Фонда; кредиты; средства местных бюджетов.

Экспортное кредитование в Украине

Крупнейшими рейтинговыми агентствами (которые работают во всём мире) являются Moody"s, Standard and Poor"s и Fitch Ratings. Ниже представлена таблица рейтинга кредитных агентств для Украины.

  Moody"s Standard and Poor"s Fitch
  Текущий Прогноз Текущий Прогноз Текущий Прогноз
Украина Caa2 Positive B- Stable B- Stable

Трудовые ресурсы в Украине

Украина – государство с населением в 2,8 млн. человек, из которых 1,88 или 67,1% городское население. Плотность населения составляет 43,0 чел. на квадратный километр. Для страны характерно снижение численности населения. Так в период с 2005 по 2018 год население сократилось с 3,36 до 2,8 млн. человек или на 16,7%.

Сводные показатели рынка труда Украины представлены в таблице ниже.

Показатель Единица измерения 2013 2014 2015 2016 2017
Численность населения млн. чел 45,6 45,6 42,9 42,8 42,6
Численность экономически активного населения (рабочая сила) тыс. чел 20824,6 19920,9 18097,9 17955,1 17854,4
Безработные тыс. чел 1510,4 1847,6 1654,7 1678,2 1698,0
Безработные, от рабочей силы % 7,3 9,3 9,1 9,3 9,5
Зарплата в стране средняя Долл. США 408,5 292,7 191,9 202,8 266,9
Зарплата в стране минимальная Долл. США 143,5–152,4 102,4 55,7–63,0 53,9–62,6 120,2
Занятость населения в строительстве тыс. чел 841,1 746,4 642,1 644,5 644,3
Зарплата в строительстве Долл. США 341 240,5 162 185,1 234,9
Производительность труда по ВДС Тыс. долл. США/чел. 5,49 4,16 2,77 2,88 3,97

Уровень производительности в Украине, рассчитанный по валовой добавленной стоимости, в 2017 году составил 3,97 тыс. долл.США.