Авторизация
X

Пошаговая модель выхода на рынок Российской Федерации

Поэтапная схема выхода на строительный рынок Российской Федерации приведена на рисунке ниже.

Поэтапная схема выхода на строительный рынок Российской Федерации, заключения и реализации внешнеэкономического контракта на строительство объектов на данной территории белорусской подрядной организацией

Этап 1: Принятие решения о возможности экспорта строительных услуг на территорию Российской Федерации

Прежде чем перейти к легализации своего присутствия на рынке РФ белорусской строительной организации (потенциальному подрядчику) необходимо провести изучение рынка (строительство каких объектов необходимо), оценить опыт и возможности своей организации, изучить законодательство РФ и международные акты в области строительства, соблюдение которых будет являться необходимым.

Система российских нормативных правовых актов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, и создаваемая в соответствии с экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России технических норм, правил и государственных стандартов в этой области. Учитывая открытость и доступность информации законодательных актов Российской Федерации, при поиске необходимого нормативного правового акта можно обратиться к интернет-ресурсам, а также воспользоваться информационно-правовых систем.

К основным нормативным правовым акта Российской Федерации и международным актам, которые необходимо изучить потенциальному подрядчику следует отнести следующие:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ;
  • Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках товаров, услуг);
  • Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и др.

Полезная статистическая информация по текущей ситуации в строительном секторе приводится на портале Федеральной службы государственной статистики в разделе «Предпринимательство/Строительство».

Сведения о реализуемых и планируемых к реализации государственных программах в строительстве в Российской Федерации приводятся Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Там же можно ознакомиться с актуальной информацией о тенденциях и перспективах развития строительного комплекса России.

Этап 2: Создание на территории России дочерней компании, либо обособленного подразделения

Основными вариантами деятельности иностранной компании на территории России являются согласно нормам законодательства:

  • дочерняя компания;
  • представительство;
  • филиал.

Созданная иностранным юридическим лицом дочерняя компания будет являться резидентом России, подчиняться законодательству России и мало чем отличаться от российской компании. Данная форма присутствия белорусских строительных организаций на территории РФ распространена незначительно.

Представительство представляет собой обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал в свою очередь также является обособленным подразделением юридического лица, расположенным вне места его нахождения, но осуществляет все или часть его функций, в том числе функции представительства. Основным отличием представительства от филиала является то, что представительство не осуществляет производственно-хозяйственную деятельность.

Порядок открытия представительства (создания филиала) иностранного юридического лица на территории России на данным момент включает в себя:

  • Принятие решения об открытии представительства (создании филиала) на территории РФ;
  • Аккредитация представительства (филиала);
  • Получение информационного письма об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;
  • Постановка на учет в Инспекции Федеральной налоговой службы;
  • Постановка на учет во внебюджетных фондах;
  • Открытие расчетного счета в банке на территории России.

Этап 3: Вступление в саморегулируемую организацию на территории России

После легализации своего присутствия на рынке России, белорусской строительной организации необходимо получить допуск (разрешение) к занятию строительной деятельностью. С 2010 года лицензирование в строительстве отменено, и для того, чтобы на законных основаниях осуществлять строительную деятельность строительной организации необходимо вступить в саморегулируемую организацию (далее – СРО).

Вопросы саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства отражены в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

Допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций следующих видов:

  1. саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
  2. саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
  3. саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

В общем случае в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо при условии соответствия таких юридических лиц требованиям, установленным саморегулируемой организацией к своим членам, и уплаты такими лицами в полном объеме взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации.

Перечень документов необходимых для подачи заявления на вступление в СРО определён в статье 55.6. Градостроительного кодекса Российской Федерации «Прием в члены саморегулируемой организации».

Юридическое лицо, в отношении которых принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации обязаны уплатить в полном объеме:

  1. взнос в компенсационный фонд возмещения вреда;
  2. взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда;
  3. вступительный взнос в саморегулируемую организацию в случае, если внутренними документами саморегулируемой организации установлены требования к уплате вступительного взноса.

Обязательное членство в СРО необходимо юридическим лицам, которые выполняют работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания или сооружения, региональным оператором.

Например, размер взносов в компенсационный фонд возмещения вреда РО СОЮЗ «МООСС» зависит от предельной стоимости работ по одному договору строительного подряда и составляет от 100 тыс. рос. рублей (при стоимости работ по одному договору строительного подряда до 60 млн. рос. руб.) до 5 млн.руб. (более 10 млрд. рос. руб.).

Размер взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств» зависит от совокупного размера обязательств по договорам строительного подряда и составляет от 200 тыс. рос. рублей (при размере обязательств по договорам строительного подряда до 60 млн. рос. руб.) до 25 млн. рос. руб. (более 10 млрд. рос. руб.).

Размер членского взноса на 2018 год зависит от объема выручки от строительно-монтажных работ за предыдущий год и варьируется от 80 тыс. рублей при отсутствии выручки до 900 тыс. рос. руб. при выручке более 10 млрд. рос. руб.

Кроме того, в СРО Союз «МООСС» установлены требования к страхованию членами риска гражданской ответственности. Каждый член Союза обязан обеспечить непрерывное страхование своей гражданской ответственности в течение всего периода членства в Союзе.

Этап 4: Участие в тендере (конкурсных торгах) на строительство объектов (оказание строительных услуг) в Российской Федерации

В Российской Федерации порядок проведения закупок в строительстве в зависимости от типа заказчика регулируется различными нормативными правовыми актами:

  • Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются федеральным законом №44-ФЗ
  • Закупки государственных корпораций, государственных компаний и ряда аналогичных субъектов хозяйствования регулируются федеральным законом №223-ФЗ
  • Закупки прочих субъектов хозяйствования регулируются нормами Гражданского кодекса и других норм законодательства.

Следует учитывать, что законодательство Российской Федерации предусматривает особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Официальный сайт по госзакупкам России - zakupki.gov.ru - предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации.

Порядок размещение информации на ЕИС и ее содержание регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ

В федеральных законах установлен ряд способов закупок и условия выбора победителя:

  • конкурентные закупки;
  • открытые конкурсы;
  • конкурсы с ограничением участия;
  • закрытые конкурсы с ограничением участия;
  • многоэтапные конкурсы;
  • закрытые формы конкурсов;
  • электронные аукционы;
  • аукционы в закрытой форме;
  • запросы предложений;
  • запросы ценовых котировок;
  • неконкурентные закупки.

Закон по № 44-ФЗ действует для закупок всех госзаказчиков. От них он требует составления 3-летнего плана закупок и ежегодного плана-графика. А от поставщиков − обеспечения заявок и исполнения контракта (для конкурса и электронного аукциона). Также закон устанавливает сроки всех этапов торгов и регулирует множество других деталей сделки. Закон дает гарантии для победителя, что с ним будет заключен контракт, а поставленные им товары или выполненные работу будут оплачены. Но отступление от правил грозит предпринимателям попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков. А для заказчиков чревато штрафами и даже отменой уже состоявшихся тендеров.

Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны шесть федеральных торговых площадок:

  • РТС-тендер;
  • Национальная электронная площадка;
  • Сбербанк-АСТ;
  • Единая электронная торговая площадка;
  • Общероссийская система электронной торговли;
  • Всероссийская универсальная Площадка.

В соответствии с №44-ФЗ для участия в электронных торгах по госзаказу нужна усиленная неквалифицированная электронная подпись.

Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т. д.

Закупки, не относящиеся к законам №44-ФЗ и №223-ФЗ, могут проходить на основании процедур, определенных заказчиком, и размещаться как на сайтах непосредственно самих заказчиков, так и сторонних площадках.

Этап 5: Заключение внешнеэкономического контракта на строительство объектов (оказание строительных услуг) в России

Основным нормативно правовым актом, регулирующим отношения между заказчиком и подрядчиком при заключении договора строительного подряда в России, является гражданский кодекс. В соответствии со ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В соответствии со ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Кроме того, договор должен заключаться с соблюдением законодательства РФ о закупках. Также, договор строительного подряда, заключаемый между российским заказчиком и белорусским подрядчиком, будет являться для обоих внешнеэкономическим, в связи с чем он должен отвечать некоторым требованиям внешнеэкономического законодательства.

Примерная форма внешнеэкономического контракта на строительство объектов (оказание строительных услуг) в России (скачать)

Этап 6: Строительство объектов (оказание строительных услуг) на внешнем рынке. Сдача объекта в эксплуатацию и расчёты за выполненные работы (услуги) на территории России

Основные требования к порядку получения разрешения ввод объекта в эксплуатацию на предусмотрены ст. 55 Градостроительного кодекса РФ. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Навигация по странице
Актуально
Письмо МАиС РБ №04-4-02/3855 "О развитии торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами"

23.03.2022

Читать больше
ГРУЗИЯ. Зарубежная стажировка «Финансово-экономическое планирование, бюджетирование и отчетность»

20-26 июня 2022

Читать больше
ОАЭ. Деловая программа «Инновации в строительстве. Менеджмент на строительном предприятии»

21-28 июня 2022

Читать больше
ТУРЦИЯ. Деловая программа «Инновации в строительстве. Формирование комфортной городской среды»

22-26 июня 2022

Читать больше
ВЬЕТНАМ. Деловая программа «Инновации в строительстве. Опыт проектирования и строительства объектов»

25 июня-2 июля 2022

Читать больше
ВЕНГРИЯ. Деловые программы: «Проектирование и строительство. Кадровый менеджмент. Охрана труда»

16-22 июля 2022

Читать больше
РОССИЯ. «Комплексное развитие территорий в РФ. Межрегиональная строительная кооперация в рамках Союзного государства»

14-19 августа 2022

Читать больше
Курсы валют