BudExport
Забыли пароль?
OK

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общая информация о строительстве в Российской Федерации

Выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ( далее Министерство).

На 2018 года ключевыми целями Министерства являются улучшение жилищных условий граждан, минимизация рисков долевого строительства, совершенствование градостроительной деятельности, формирование комфортной городской среды, развитие современного жилищно-коммунального хозяйства. Каждая цель имеет под собой задачи и планируемые результаты.

Министерство включает в себя рад департаментов, а также курирует такие государственные институты развития как Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ», проект «Дом.РФ», ФАУ «Главгосстройэкспертиза России».

В Российской Федерации на государственном уровне реализуются ряд программ развития строительства. Важнейшей является Программа обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации. Реализуются также ряд федеральных целевых программ: федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы, федеральная целевая программа «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2018 годы» и др.

Ввиду реформы законодательства, с 2010 года было полностью прекращено лицензирование строительной деятельности, которые регламентировали базовые виды строительных работ, а проектирование и строительство стали осуществлять члены саморегулируемых организаций (далее СРО). Членам СРО, в свою очередь, уже выдавались Свидетельства о допуске к определенным строительным работам. Саморегулируемые организации в свою очередь могут объединяться в союзы. В сфере строительства крупнейшими являются Национальное объединение строителей, Национальное объединение изыскателей и проектировщиков. Важное место отводиться Российскому Союзу строителей.

Полезные ссылки

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Публичная декларация целей и задач Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2018 год Национальное объединение строителей Национальное объединение изыскателей и проектировщиков Российский союз строителей

Ценообразование в Российской Федерации

Система ценообразования в строительстве является частью общей системы ценообразования России, исходит из ее общих принципов, соответствующих рыночным взаимоотношениям. Несмотря на то, что переход России на рыночные отношения произошел двадцать лет назад, процесс формирования договорной цены строительства, являющейся неотъемлемой частью рыночных отношений, из-за сложности и уникальности самого процесса строительства, происходит постепенно, и на сегодняшний момент все еще наблюдается несовершенство положений различных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов в области строительства.

Основой системы ценообразования в России уже на протяжении более полувека является сметно-нормативная база, которая включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.

Сметные нормы были рассчитаны для того, чтобы в последующем перейти от количественных показателей трудозатрат и объема необходимых ресурсов к стоимостным показателям той или иной работы, которые называются единичными расценками. Сборники единичных расценок разрабатываются в базисном уровне цен и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации. На базе единичных расценок определяется сметная стоимость строительства.

В 2017 году введена в эксплуатацию Федеральная государственная система ценообразования в строительстве. В системе будут размещаться сметные цены строительных ресурсов, полученные по результатам мониторинга, федеральный реестр сметных нормативов, укрупненные нормативы цен строительства, методики применения сметных норм и сметных цен, классификатор строительных ресурсов, перечень юридических лиц, которые обязаны предоставлять информацию во ФГИС ЦС. Запуск системы обеспечит прозрачность ценообразования в строительстве, позволит минимизировать риски завышения сметной стоимости строительства объектов, повысив её достоверность, а также создаст основы для улучшения конкурентного климата на рынке строительных материалов и стимулирования применения инновационных технологий строительства. Курируют работу системы специалисты подведомственного Минстрою ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Полезные ссылки

Федеральная государственная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС)
Раздел «Ценнообразование» на сайте Министерства Строительства РФ

Системы поддержки экспорта в Российской Федерации

В целях эффективного продвижения товаров и услуг на российских рынок целесообразно участие зарубежных предприятий и организаций в крупных международных специализированных выставочных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации.

Выход на строительный рынок Российской Федерации должен учитывать, что прямые контакты с российскими регионами имеют ключевое значение для развития торгово-экономического сотрудничества Беларуси с Россией. В 2016 г. 97,8% белорусского экспорта в Россию приходилось на 57 российских регионов — основных торговых партнеров нашей страны, которые распоряжениями Премьер-министра Республики Беларусь закреплены за руководителями органов госуправления и иных государственных организаций. В этой связи важно проанализировать потенциал участия в различного рода выставочных мероприятиях организуемых в регионах.

Учитывая высокий уровень и масштаб взаимоотношений Республики Беларусь и России, большое важную роль в продвижении отечественны товаров и услуг играют национальные экспозиции Республики Беларусь на крупных выставках в России. Участие в их рамках может иметь существенный маркетинговый потенциал при реализации крупных строительных проектов.

Полезные ссылки

WorldBuild Moscow/MosBuild - крупная в России выставка строительных и отделочных материалов
АРХ МОСКВА -Международная выставка архитектуры и дизайна

Субсидии и дотации в строительстве в Российской Федерации

В Российской Федерации имеются различные меры государственной поддержки жилищному строительству. Меры господдержки в части улучшения жилищных условий:

  1. Обеспечение жильем молодых семей

    В настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы и входящие в ее состав подпрограммы, в том числе подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

    Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, при условии, что, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (то есть не достиг 36 лет).

  2. Региональные программы

    В рамках Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» практически в каждом субъекте Российской Федерации разработаны региональные программы поддержки в решении жилищной проблемы граждан, в том числе молодых специалистов, учителей, врачей, молодых инженеров и ученых, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках региональных целевых жилищных программ таких, как: «Обеспечение жильем работников бюджетной сферы»; «Развитие системы долгосрочного кредитования»; «Меры социальной поддержки молодых специалистов»; «Стимулирование развития жилищного строительства»; «Свой дом» и т.п.

    Порядок и условия участия в региональных программах устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом особенностей региона и наличия средств в бюджете субъекта Российской Федерации для финансирования данных программ.

    Субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить возрастной ценз, ограничивающий участие в региональной программе, финансируемой только за счет средств субъекта.

  3. Предоставление земельных участков

    Федеральным законом от 14 июня 2011 г. № 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации в части определения категорий граждан, которым бесплатно в собственность предоставляются земельные участки.

    К таким категориям относятся граждане, имеющие трех и более детей, располагающие правом получить бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации решение вопроса и порядок предоставления земельных участков находится в ведении субъектов Российской Федерации, и регулируется законодательными актами субъекта.

  4. Ипотека

    Агентством по ипотечному жилищному кредитованию успешно реализуются продукты, повышающие доступность приобретения жилья для отдельных категорий граждан.

    С июня 2011 г. АИЖК снизило процентные ставки практически по всем ипотечным продуктам. Кроме того, для отдельных категорий граждан разрабатывается кредит, предполагающий постоянную кредитную нагрузку, то есть позволяющий снизить платежи в случае временного снижения доходов и повысить платежи в случае роста доходов.

  5. Программа «Жилье для российской семьи»

    Во исполнение поручений Президента Российской Федерации, озвученных в послании к Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 г., Минстроем России разработана государственная программа «Жилье для российской семьи», в рамках которой до 2017 года планируется дополнительно построить 25 млн. кв. м жилья эконом-класса для 460 тыс. российских семей. Правительством Российской Федерации данная программа утверждена от 5 мая 2014 г. № 404.

    Согласно данной программе стоимость квадратного метра доступного жилья не должна будет превышать 30 тыс. руб. для регионов с высокой ценой квадратного метра, а для регионов, где цена ниже этой отметки, не превышать 80% от средней рыночной стоимости жилья.

Полезные ссылки

Раздел «Жилищное строительство» на сайте Министерства Строительства РФ

Экспортное кредитование в Российской Федерации

На основании Указа Президента Республики Беларусь от 21.06.2011 № 261 "О создании открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь" одной из важнейших задач Банка развития является содействие развитию экспорта через его финансовую поддержку.

Финансовая поддержка экспорта Банком развития осуществляется в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 534 "О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)" посредством финансирования:

Условия реализации современных внешнеторговых контрактов предполагают использование гибких форм расчета, в первую очередь различных форм кредита. Заключенный договор страхования обеспечит покрытие убытков, понесенных экспортером в случае неисполнения зарубежным покупателем своих обязательств по оплате продукции (работ, услуг), поставленной на условиях отсрочки платежа, в установленный контрактом срок.

Сотрудничая со страховыми компаниями, экспортеры получают страховой продукт, обеспечивающий успешное и своевременное завершение сделки и включающий также проведение риск-менеджмента проекта, консультативную помощь по существенным условиям экспортного контракта на стадии его заключения и сопровождения. А выплата страхового возмещения освобождает от длительной процедуры по взысканию долгов за рубежом.

Страховой взнос может относится на себестоимость продукции, оплачиваемую зарубежным клиентом белорусского предприятия, тем самым привлекая дополнительные валютные средства в нашу страну.

На стоимость кредитования экспорт могут влиять различные факторы. Так может учитываться принадлежность страны назначения экспорта по уровню риска. Согласно Классификационного перечня государств по уровню политического риска Белэксимгаранта Россия относится к четвертой группе стран по уровню риска. От этого зависят базовые страховые тарифы по добровольному страхованию кратко-, средне- и долгосрочных экспортных контрактов от политических и (или) коммерческих рисков. Кроме того, будет учитываться тип контрагента и срок отсрочки платежа.

Кроме того, важно учитывать оценку кредитного рейтинга страны назначения экспорта. Кредитные рейтинги рассчитываются на основе прошлой и текущей финансовой истории вышеперечисленных участников рынка, а также на основе оценок размера их собственности и взятых на себя финансовых обязательств (долгов). Основное предназначение подобных оценок — дать потенциальным кредиторам / вкладчикам представление о вероятности своевременной выплаты взятых финансовых обязательств.

Крупнейшими рейтинговыми агентствами (которые работают во всём мире) являются Moody's, Standard and Poor's и Fitch Ratings .

Ниже представлена таблица рейтинга агентств *

  Moody's Standard and Poor's Fitch
  Текущий Прогноз Текущий Прогноз Текущий Прогноз
Россия Ba1 Stable BBB- Stable BBB- Positive

*Кредитный рейтинг компании является показателем для потенциальных инвесторов ценных бумаг (облигаций). Кредитный рейтинг — обычный финансовый инструмент для измерения степени надёжности облигаций, выпускаемых той или иной компанией, корпорацией или государством. Рейтинг назначается специальными агентствами, например, Standard & Poor's, Moody's или Fitch Ratings и имеет буквенные обозначения «A», «B», «C». Рейтинг Standard & Poor's, в котором, впрочем, как и в двух последующих, «A» обозначает самые платежеспособные компании, а «С» — противоположное: AAA, AA +, AA, AA-, А +, А, А-, BBB +, BBB, BBB-, BB +, BB, BB-, B +, B, B-, CCC +, CCC, CCC-, CC, C, D. Считается, что все компании, подпадающие под рейтинг ниже BBB-, торгуют спекулятивными или бросовыми облигациями Рейтинговая система Moody похожа по своей концепции, но наименования выглядят немного иначе. В данном случае градация от лучшего к худшему выглядит следующим образом: от Ааа, Аа1, Аа2 до Caa3, Ca, C.

Полезные ссылки

Moody's Standard and Poor's Fitch Wikipedia о текущих рейтингах

Трудовые ресурсы в Российской Федерации

Российская Федерация – государство с населением в 146,8 млн. человек. Плотность населения существенно разниться от региона к региону ввиду большой площади страны и в среднем составляет 8,56 чел. на квадратный километр. Для страны характерна сложная динамика численности населения. Так в период с 2013 по 2017 год население сократилось с 143,06 до 146,5 млн. человек, однако до этого наблюдались негативные тенденции.

Показатель Единица измерения 2013 2014 2015 2016 2017
Численность населения млн. чел 143,0 143,3 143,7 146,3 146,5
Численность экономически активного населения (рабочая сила) тыс. чел 75676,1 75528,9 75428,4 76587,5 76636,1
Безработные тыс. чел 4130,7 4137,4 3889,4 4263,9 4243,5
Безработные, от рабочей силы % 5,5 5,5 5,2 5,6 5,5
Зарплата в стране средняя Долл. США 936,0 855,7 558,9 548,4 646,2
Зарплата в стране минимальная Долл. США 163,5 146,3 98,0 102,4 126,2
Занятость населения в строительстве тыс. чел 5712 5664 5652 5514,3* 5594,4*
Зарплата в строительстве Долл. США 870,3 773,0 492,1 483,0 555,7
Производительность труда по ВДС тыс. долл./чел. 24,61 21,77 13,79 13,35 16,20

*Оценка

Для страны характерно значительные миграционные потоки в строительстве, со стороны стран Азии. Традиционными источниками иммигрантов в Россию являются страны бывшего СССР, из которых прибывает в среднем 93-96 % всех иммигрантов. Тем не менее, число иммигрантов из других стран дальнего зарубежья растёт очень быстрыми темпами. Большинство зарегистрированных иностранных мигрантов в 2015 г. — это граждане стран бывшего СССР трудоспособного возраста, в том числе: Украина (2,6 млн чел.), Узбекистан (2,3 млн чел.), Таджикистан (1,1 млн чел.). У всех указанных стран исхода (Украина, Узбекистан, Таджикистан) заключены соглашения с Россией о безвизовых передвижениях граждан, в то же время Украина ограничила въезд россиян (мужчин трудоспособного возраста) на свою территорию. По данным Института государственного управления и права Государственного университета управления труд мигрантов обеспечивает 7-8 % ВВП России в 2013 году. Вместе с тем, мигранты, временно или постоянно проживающие в России, продолжают выводить часть заработанных денежных средств в страны исхода. Так, денежные переводы в Молдавию от гастарбайтеров из этой страны обеспечивают до 20 % её ВВП. Вследствие резкой девальвации рубля, снижения уровня жизни населения России, сокращения объёмов производства и строительства (то есть числа рабочих мест), ужесточения требований к трудовым мигрантам (трудовые патенты и экзамены), ожидается некоторое сокращение количества иностранных мигрантов в России.

В период 2013-2017 гг. численность безработных в Росси находится на постоянном уровне 5,2-5,6%. Оплата труда в стране относительно многих сопредельных страны выше, чем во многом объясняет интерес к российскому рынку труда со стороны иностранцев.

Занятость в строительном секторе России составляет порядка 5,5 миллиона человек. Заработная плата в отрасли ниже чем в среднем по экономике. Так при среднем уровне оплаты труда в 2017 году в 39,1 тыс. рос. руб. (646,2 долл. США), в строительстве она заработная плата составила 33,7 тыс. рос. руб. (555,7 долл. США).

Уровень производительности в России рассчитанный по валовой добавленной стоимости в 2017 году составил 16,2 тыс.долл.США.

Полезные ссылки

Официальный портал статистики Россиийской Федерации