BudExport
Забыли пароль?
OK

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

В РЕСПУБЛИКЕ ПОЛЬША

Гражданское законодательство Польши

Общим законодательством в Польше оговаривается, что предпринимательская деятельность и занятие бизнесом ничем не ограничены. Однако польским законодательством предусмотрены некоторые исключения из общего правила. Это значит, что проведение некоторых видов деятельности ограничены и требуют специального разрешения польских органов власти или регистрации в реестре регламентируемых видов деятельности.

В Польше нет специального закона об иностранных инвестициях. Иностранные инвесторы действуют на общих правовых основах хозяйственной деятельности, которые установлены Гражданским кодексом (Ustawa z dnia 23 kwietnia 1964 r. Kodeks Cywilny), Кодексом коммерческих обществ (Ustawa z 15 września 2000 r. Kodeks spółek handlowych) и Законом о свободе хозяйственной деятельности от 2 июля 2004 г. (Ustawa z dnia 2 lipca 2004 r. o swobodzie działalności gospodarczej).

Закон о свободе хозяйственной деятельности регулирует условия начала, ведения и ограничения для бизнеса в Польше. Все его положения, в частности, в отношении экономической деятельности, получения лицензий, или получения разрешений на проведение специфических видов деятельности, применимы и действительны на всей территории Польши и применимы как к физическим, так и к юридическим лицам. Однако данный закон проводит различие между инвесторами из ЕС, а также Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), то есть Европейского экономического пространства и прочими инвесторами из других стран. Ведение хозяйственной деятельности инвесторов из стран ЕС/ЕАСТ осуществляется полностью на тех же основаниях, что и польских резидентов — частных лиц и компаний.

Инструментом для привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов является Указ о государственно-частном партнёрстве, который позволяет польским инвесторам реализовывать знаковые проекты.

Главным институтом государственной поддержки иностранных инвестиций в Польше является АО «Польское агентство инвестиций и торговли» (PAIH).

Среди главных задач Агентства:

Связь с иностранными инвесторами, осуществляется через министерство финансов и агентство сельскохозяйственной собственности государственной казны. Также поддержка иностранных инвестиций в Польше производится Польской торговой палатой и другими отраслевыми и двусторонними палатами.

Интересы государственных и местных органов самоуправления по развитию предпринимательства и поддержке экономических инициатив представляют Бяла-Подлясская Хозяйственная палата, Люблинский клуб бизнеса, Белостоцкая ТПП, Польско-Белорусская торгово-промышленная палата.

Иностранным инвесторам предоставлено право на судебную защиту в случае нарушения их прав и законных интересов. Инвестиционные споры между иностранными инвесторами и Польшей с согласия сторон рассматриваются судами Польши, международными арбитражами или иными органами. В случаях инвестиционных споров зарубежным инвесторам предоставлено право обращаться непосредственно в Международный центр по решению инвестиционных споров.

Полезные ссылки

АО «Польское агентство инвестиций и торговли» Бяла-Подлясская Хозяйственная палата Люблинский клуб бизнеса Белостоцкая ТПП Торгово-промышленная палата иностранных инвесторов

Строительное законодательство в Польше

Все ныне действующие юридические регуляции рынка строительных изделий и проектирования конструкций с применением изделий, допущенных к обороту, собраны в Польше в четырех законах и исполнительных актах к ним, а именно в следующих законах: «Строительное право» от 7 июля 1994 года, «О стандартизации» от 12 сентября 2002 года, «О системе оценки соответствия» от 30 августа 2002 года, «О строительных изделиях» от 16 апреля 2004 года. Эти регуляции полностью выполняют требования Директивы 89/106/EWG, подтверждая тем самым соответствие польских строительных норм требованиям ЕС.

Закон «Строительное право» является основным нормативным актом, содержащим административно-распорядительные положения, в которых четко изложены требования, которым должен соответствовать инвестор, проектировщик, производитель строительных изделий, подрядчик и пользователь строительного объекта, а также физические лица – участники строительного процесса.

Остальные требования, содержащиеся в Директиве, которые относятся к проектированию конструкций и допуска изделий в оборот, определены в исполнительных актах к закону «Строительное право» и в отдельных законах, связанных с ним.

Введение Закона «О стандартизации» от 12 сентября 2002 года стало основанием для ходатайства Польского комитета нормализации (PKN) о принятии его в сообщество европейских нормализационных организаций CEN и CENELEC. В соответствии с этим законом задачи PKN состоят в организации и мониторинге действий, связанных с разработкой, утверждением и распространением Польских норм, а также других нормализационных документов. PKN осуществляет нормализационную деятельность через технические комитеты – KT. Аспектами строительства в PKN занимается Группа строительства, под попечительством которой находятся 33 технических комитета. При выборе членов KT сохраняется принцип представительства всех сторон, заинтересованных определенной тематикой и связанных с нею нуждами отечественной экономики.

Одним из базовых постулатов закона «О стандартизации» является подтверждение принципа добровольности применения польских норм. Согласно закону, польские нормы могут быть также введением европейских норм, что обозначается символом PN-EN или PN-EN ISO (если европейские нормы, в свою очередь, являются введением международных норм) и PN-ISO. Закон предусматривает также введение норм на языке оригинала методом признания. Статус всех перечисленных польских норм одинаков.

Введение в собрание польских норм европейских или международных норм состоит в предоставлении нормам EN, EN-ISO и ISO статуса национальных норм и в изъятии национальных норм, противоречащих вводимым нормам.

Таким образом, поскольку Республика Польша является частью Европейского союза, то основные требования к строительным работам базируются на общих для стран ЕС директивах и регламентах.

Техническое регулирование строительной деятельности в Польше базируется на действующих Технических регламентах.

Актуальный перечень данных нормативно-правовых документов представлен в разделе действующих на определенную дату технических регламентов сайта Министерства инвестиций и развития Республики Польши.

Полезные ссылки

Страница Еврокомиссии касательно Регламента (EU) No 305/2011 (CPR) Список законодательных актов Министерства инвестиций и развития Польский комитет по стандартизации (PKN)

Налоговое законодательство в Польше

Система налогообложения в Польше базируется на трех основных принципах: Конституции Республики Польша, внутреннем налоговом законодательстве, налоговых правилах ЕС, ст. 93 Договора о создании Европейского сообщества.

Конституция республики Польша – самый важный правовой документ в польской налоговой системе, потому что она регулирует все принципы, служащие основой для построения действующей правовой системы Польши, включая налоговую систему.

Польская налоговая система состоит из Налогового кодекса и законов, регулирующих отдельные виды налогов. В целом, налоги в Польше можно разделить на прямые и непрямые (косвенные). В механизме прямого налогообложения налогоплательщик несет расходы по налогам. К этой группе относятся следующие налоги:

Вторую группу составляют непрямые налоги. В механизме непрямого (косвенного) налогообложения налог платится при покупке товаров или услуг. К косвенным налогам относятся: НДС (налог на товары и услуги); пошлина и акцизный сбор.

Налоговый кодекс устанавливает общие определения, права и обязанности налогоплательщиков, а также налоговые органы и налоговые процедуры.

С 1 мая 2004 года, даты присоединения Польши к Евросоюзу польские законодатели провели полную гармонизацию внутреннего польского налогового законодательства с правилами налоговой системы ЕС. Все эти изменения относятся к НДС и акцизам. На данный момент, любое несоответствие или неправильное толкование, идущее вразрез с правилами налогообложения ЕС, всегда интерпретируется в пользу налогоплательщика.

Польские налоговые органы включают Министерство финансов, налоговые палаты и таможенные палаты, налоговые инспекции и таможни.

Налог на прибыль

Налог на прибыль регулируется Законом о налоге на доходы компании, далее именуемом «CIT», и Законом о персональном подоходном налоге, далее именуемом «PIT». Каждый конкретный случай регулируется отдельно, в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица. Следовательно, взимается налог с дохода всей компании (CIT в случае, если это ООО или акционерное общество) либо с дохода конкретного акционера (PIT, если это товарищество с ограниченной ответственностью или зарегистрированное партнерство). Если партнером является физическое лицо, то оно будет облагаться персональным подоходным налогом (PIT). Если партнером является ООО или акционерное общество, то предприятие будет облагаться налогом на доходы компаний (CIT).

Субъект налога на доходы:

  1. согласно Закону о налоге на доходы компании:
    • юридическое лицо;
    • организационная единица без корпоративной личности, за исключением товариществ (однако не всех видов товариществ);
    • ограниченное акционерное партнёрство;
    • компания без корпоративной личности, которая имеет свой юридический адрес или совет директоров в другой стране, где, в соответствии с законодательством этой страны, она зарегистрирована в качестве юридического лица и все ее доходы облагаются налогом в этой стране, независимо от места получения доходов;
  2. согласно Закону о персональном подоходном налоге:
    • партнер в товариществе с ограниченной ответственностью или зарегистрированном партнерстве, если он(а) является физическим лицом.

Налогоплательщики, чей адрес или совет директоров зарегистрирован на территории Польши (резиденты), должны платить налог с совокупного дохода, независимо от того, в какой из стран данный доход получен.

Налогоплательщики, не имеющие постоянного зарегистрированного адреса или совета директоров на территории Польши (нерезиденты), должны платить налог только с той части дохода, которая получена на территории Польши.

Налогообложение товариществ

Доходы и расходы, полученные в результате деятельности товарищества, облагаются налогом отдельно по каждому из участников пропорционально их долевому участию в товариществе и по установленной налоговой ставке (PIT или CIT) в зависимости от правового статуса каждого партнера.

Филиалы иностранных компаний

Иностранные инвесторы имеют возможность выбирать организационно-правовую форму своей деятельности в Польше. Это может быть товарищество, компания с акционерным капиталом или филиал.

Филиал обычно используется как польская компания для целей налогообложения с учетом организационно-правовой формы его головного офиса. Объектом польского налогообложение являются доходы и расходы, полученные только на территории Польши. С правовой точки зрения филиал не является самостоятельным юридическим лицом, только лишь подразделением зарубежной компании. Следовательно, с головного предприятия не взимается налог на прибыль

Объект налогообложения

Объектом налогообложения является прибыль вне зависимости от источника дохода. Прибылью считается разница между валовыми доходами и валовыми расходами, полученными в финансовом году. Если сумма валовых расходов превышает сумму валовых доходов, то разница считается убытком.

Если налогоплательщик несет убытки, он может уменьшать прибыль в течение следующих пяти лет на сумму этого убытка, однако в течение одного года уменьшение прибыли не может быть выше 50% убытка. Тем не менее, в следующих случаях валовой доход подлежит налогообложению: дивиденды, плата за выдачу разрешения, проценты за кредиты, роялти, а также предоставление нематериальных услуг (например, услуги по управлению или изучению рынка, консультационные услуги). Важно, что налогообложение вышеперечисленного должно выполняться с учетом соглашений об избежании двойного налогообложения. Кроме того, в случае связанных лиц в пределах ЕС и ЕЭП существует освобождение от налога на дивиденды и лицензионные сборы.

Ставки налога

Специальная налоговая льгота касается лицензионного сбора и дивидендов, выплачиваемых польскими компаниями другим компаниям за пределами Польши или ЕС. В отношении лицензионных сборов и процентов освобождение вступило в силу 1 июля 2013 г. и применяется в случае, если выполнены следующие условия:

Обязательства

Согласно общему правилу, плательщик налога на прибыль или подоходного налога обязан сделать авансовый платеж налога до 20-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения налогового обязательства или в случае «малых» налогоплательщиков – до 20-го числа месяца, следующего за окончанием квартала, в котором возникло налоговое обязательство

Налог на добавленную стоимость

Закон о налоге на добавленную стоимость (далее – «НДС»), использует следующие термины: исходящий (исчисленный по реализации) налог и входной налог – налог, который должен быть уплачен покупателем товаров или услуг в пользу продавца, однако покупателю дается право вычесть данную сумму из своего собственного исходящего налога или получить его назад от налогового управления.

Объект налогообложения:

Субъект налогообложения:

Плательщиками НДС являются предприятия, которые:

Обязательства

Плательщик НДС обязан предоставлять ежемесячную налоговую декларацию до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обязательство по уплате НДС, или в случае с «малыми» предприятиями – до 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором возникло обязательство.

НДС может быть возвращен двумя способами: прямым и непрямым.

Налог на сделки по гражданскому праву

В зависимости от вида предпринимательской деятельности такие виды сделок между партнерами подлежат уплате налога согласно гражданскому праву: Налог на сделки по гражданскому праву должен быть уплачен в течение 14 дней от даты проведения такой сделки.

Таможенная пошлина

Импорт товаров, таких как сырье, из страны, не входящей в состав Евросоюза, на территорию ЕС и конкретно на территорию Польши, создает обязательство по уплате НДС и таможенного сбора в стране, в которой производится растаможивание, или в стране назначения. Процедура зависит от обязательств поставщика и процедуры поставки.

Зона беспошлинной торговли – самостоятельная единица, представляющая собой незаселенную часть большой таможенной территории, которая считается зарубежной территорией, для которой применимы унифицированные таможенные правила. Все пересечения зоны беспошлинной торговли находятся под надзором таможенных органов. Преимуществом зоны беспошлинной торговли является то, что зарубежные товары (не из стран ЕС или ЕЭЗ), ввезенные в зону, продаются без ввозной пошлины, акциза и НДС. В Польше зоны беспошлинной торговли находятся на основных коммуникационных маршрутах (аэропорты, порты, пограничные переходы).

Юридические лица освобождены от уплаты налогов с доходов в сельскохозяйственной сфере, лесном хозяйстве (с исключениями в обеих отраслях). Плательщики налога с тоннажа – также в этой группе.

Обязательства Польши, связанные с членством в ЕС и ВТО, а также подписанные на уровне ЕС договоры о свободной торговле с третьими государствами препятствуют появлению возможностей применения в одностороннем порядке национальных таможенных пошлин или других мер, ограничивающих импорт. Таким образом, реализуется принцип свободной торговли. Помимо этого, Польшей поощряется слаженное развитие международной торговли, постепенное уменьшение или отмена ограничений на прямые иностранные инвестиции, а также снижение таможенных пошлин и других торговых ограничений.

Условия доступа белорусских товаров на польский рынок определяются органами Европейского союза в рамках общей внешнеторговой политики ЕС.

Обобщенная информация о тарифных и нетарифных мерах, применяемых в Европейском союзе, размещена в открытом доступе в базе данных «TARIC» на всех языках стран ЕС.

Избежание двойного налогообложения

В переговорах об избежании двойного налогообложения, Польша руководствуется типовыми конвенциями, разработанными Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Об избежании двойного налогообложения Польша подписала конвенции с 92 странами. В их основе лежит принцип взаимности, и они предусматривают возможность применять как распределительный метод, так и метод налогового кредита.

Для резидентов нашей республики весьма актуальным является вопрос подтверждения уплаченных за рубежом налогов. Такого рода справки также существуют в других странах, и их налоговые органы подтверждают факт уплаты налогов.

Полезные ссылки

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 18 ноября 1992 года Налоги в Польше на сайте Министерства Финансов База данных, объединяющая все меры, относящиеся к таможенному тарифу ЕС

Финансовое законодательство в Польше

Национальный банк Польши несет ответственность за стабильность и развитие финансовой системы. Президент Национального банка Польши является одним из четырех - рядом с Министром финансов, Председателем Комиссии по финансовому надзору и Председателем правления Банка гарантийного фонда - членами Комитета финансовой стабильности.

Комитет финансовой стабильности (KSF) является компетентным органом в области макропруденциального надзора (метод изучения свойств банковского сектора, его текущего и будущего состояния, взаимосвязей с другими секторами экономики с помощью оценки показателей финансовой устойчивости для депозитных организаций) в Польше, который был определен в Законе о макропруденциальном надзоре финансовой системы и управлении кризисом в финансовой системе, который вступил в силу 1 ноября 2015 года. Комитет финансовой стабильности отвечает за формирование макропруденциальной политики и координацию действий в кризисном управлении:

Комитет финансовой стабильности представлен четырьмя основными учреждениями сети финансового обеспечения, то есть Национальным банком Польши, Финансовым надзором, Министерством финансов и Банковским гарантийным фондом.

Национальный банк Польши является центральным банком Республики Польша. Выполняет задачи, изложенные в Конституции Республики Польша, Закон о Национальном банке Польши и Закон о банковском праве. Эти правовые акты гарантируют независимость Национального банка Польши от других государственных органов. Органами Национального банка Польши являются: президент, Совет по денежно-кредитной политике и совет Национального банка Польши.

Центральный банк выпускает Официальный журнал Национального банка Польши «Мониторе Польски», который публикует правовые акты органов Национального банка Польши о функционировании банков и информации о балансе и счете прибылей и убытков НБП.

Польская финансовая инспекция осуществляет надзор за банковским сектором, капиталом, страховым и пенсионным рынком, надзор за платежными учреждениями и офисами платежных услуг, учреждениями электронных денег и сектором кооперативных ящиков. Задачи Комиссии также включают:

Польская финансовая инспекция тесно сотрудничает с Европейской системой финансового надзора, включающая Европейский совет по системным рискам (ESRB) и Европейские надзорные органы (ЕКА).

Банковский гарантийный фонд («BFG»,) создан, чтобы предпринимать действия по обеспечению стабильности финансовой системы в Польше, в первую очередь путем обеспечения функционирования схемы обязательного страхования вкладов и разрешения.

Банковский гарантийный фонд является юридическим лицом, созданным в соответствии с Законом от 10 июня 2016 года о Банковском гарантийном фонде, Гарантийной схеме и Регламентах вкладов (Журнал законов 2016 года, пункт 996 и 1997). Закон переносит положения, предусмотренные в Директиве 2014/49 / ЕС Европейского парламента и Совета от 16 апреля 2014 года о схемах гарантий депозитов и Директиве 2014/59 / ЕС Европейского парламента и Совета от 15 мая 2014 года, устанавливающих рамки для восстановления и разрешения кредитных организаций и инвестиционных фирм.

Строительство в Польше ведется с привлечением банковских кредитов. Центральным банком установлены ставки в следующих размерах: по кредитам в польских злотых на покупку жилья 4,4-4,5%, по кредитам в Евро 4,0-4,4%. На рисунке ниже представлены средние ставки кредитования жилищного строительства в Польше по данным центрального банка Польши.

Средние ставки кредитования жилищного строительства в Польше по данным центрального банка Польши

Полезные ссылки

Статистика Центрального банка Республики Польша Польская финансовая инспекция Банковский гарантийный фонд

Трудовое законодательство в Польше

В Польше трудовые отношения (как индивидуальные, так и коллективные) работников, нанятых по трудовым договорам, регулируются Трудовым кодексом. Трудовой кодекс Польши был принят 26 июня 1974 и действует до сих пор с определенными изменениями и поправками. Он предусматривает гибкие рабочие отношения между работниками и работодателями и направлен на либерализацию регулирования работы.

Действующим законодательством регулируется возможность найма иностранной рабочей силы в Польше.

С 1 января 2018 года в Польше начали действовать новые правила трудоустройства иностранцев, согласно которым устроиться здесь на легальную работу иностранец может только при наличии разрешения на работу или разрешения на сезонную работу:

Они выдаются на основании заявления работодателя о намерении поручить работу иностранцу (oświadczenie o zamiarze powierzenia pracy cudzoziemcowi).

Разрешение на работу - необходимый документ, который дает возможность иностранцам легально работать в Польше. Он выдается воеводой по месту нахождения фирмы-работодателя или по месту жительства физического лица-работодателя на основании заявления работодателя о намерении устроить иностранца.

Заявления на трудоустройство выдаются только гражданам Армении, Белоруссии, Грузии, Молдовы, России и Украины.

В разрешении на работу указаны данные работодателя, который подает документы для получения этого разрешения, вид работы, которую будет выполнять иностранный работник, а также срок, на который выдано разрешение. Ходатайство в деле получения разрешения для иностранца выполняет работодатель.

Разрешение на работу выдается на период, не превышающий в сумме 6 месяцев в течение следующих 12 месяцев. Иностранец может работать только у того работодателя, который указан в разрешении на работу.

Существуют 5 типов разрешений на работу в Польше:

Согласно принятому закону, вступивший в силу с 1 января 2018 года, для того, чтобы легально работать в Польше, иностранец должен:

Эти изменения коснутся всех разрешений на работу, которые подаются с 01 июля 2018 года.

В список включили следующие профессии:

Постановление Министерства семьи, труда и социальной политики от 28 июня 2018 года, вносит изменения в Положение об определении случаев, когда разрешение на работу выдается независимо от конкретных условий выдачи разрешений на работу для иностранцев (журнал законов от 29 июня 2018 года, Пункт 1264).

В 1997 г. был пересмотрен и дополнен Трудовой Кодекс, в который вошли основные принципы Рамочной директивы 89/391/ЕЭС, в частности, положения об обязанности работодателей осуществлять оценку профессиональных рисков, связанных с трудом, принятии соответствующих профилактических мер для предупреждения возникновения этих рисков, а также об информировании работников о профессиональных рисках и принципах защиты от угроз. Во исполнение требований Трудового Кодекса распоряжением Министра труда и социальной политики приняты Общие правила безопасности и гигиены труды, в которых детализированы основные требования к работодателям относительно обеспечения безопасности на рабочих местах с учетом оценки рисков.

Европейской комиссией в Брюсселе 6 июня 2014 принята Стратегическая рамочная программа Евросоюза по охране здоровья и безопасности труда на рабочем месте на 2014-2020 годы по 27 государствам.

Главная инспекция по строительному надзору (GINB) как орган центрального правительства, выполняет архитектурные и строительные задачи управления, а также надзор за строительством во всех областях строительства, за исключением горного строительства.

Полезные ссылки

Сайт посольства Польши в Республике Беларусь Процедура визы в Польшу Управление по делам иностранцев в Польше Министерство труда и семейной политики Польши Главное управление по контролю за строительством

Миграционное законодательство Польши

Польша является страной Шенгенского соглашения. Согласно принципам, регулирующим компетенции в рамках Конвенции о применении Шенгенского соглашения, Посольство Республики Польша в Минске для рассмотрения принимает заявление о выдаче Шенгенской визы только тогда, когда:

Консульский отдел Посольства Республики Польша в Минске обслуживает всех жителей Беларуси, кроме Брестской и Гродненской областей, которые обязаны обращаться в консульские представительства в Бресте и Гродно соответственно.

Прием документов на выдачу визы осуществляется по предварительной записи.

Рабочая польская национальная виза выдается польским посольством для работы на территории Польши с правом пребывания на территории шенгенского соглашения полгода и более.

Документы на получение визы могут быть поданы не ранее чем за 90 дней до даты планируемой поездки. Также рекомендовано подавать документы не позднее, чем за 7 дней до поездки, учитывая национальные праздники предполагаемой страны посещения и страны, в которой Вы подаете документы.

Решение по ходатайству, которое является приемлемым, принимается в течение 10 рабочих дней со дня его подачи. Этот период может быть увеличен до 30 либо 60 дней.

Следует учитывать, что если въезд в Польшу осуществляется с одной из следующих целей, то необходимо запрашивать Деловой/Рабочий тип визы:

Полезные ссылки

Официальный сайт Посольства Польши в Минске