BudExport
Забыли пароль?
OK

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

В РЕСПУБЛИКЕ ПОЛЬША

Общая информация о строительстве в Республике Польша

При подготовке информационного блока базы данных экономико-правовых особенностей гражданского, архитектурно-строительного, налогового, финансового, трудового, миграционного законодательства, ценообразования Республики Польша были использованы следующие информационные источники.

Управление строительным комплексом на государственном уровне в Польше осуществляется Департаментом архитектуры, строительства и геодезии, Департаментом жилищного строительства и Департаментом пространственной политики Министерства инвестиций и развития.

Департамент архитектуры, строительства и геодезии курирует вопросы подготовки и внедрения системных решений в области инвестиций и строительства; рассмотрение дел об энергоэффективности зданий, включая ведение центрального реестра энергоэффективности зданий; рассмотрение вопросов, связанных с маркетингом или представлением на рынке строительной продукции; вопросы, касающиеся технических и строительных норм; проведение геодезических и картографических съемок; реализацию проектов в рамках Программы развития образования в области образования 2014-2020 (ПО ВЕР) в отношении совершенствования процесса инвестиций и строительства; надзор за профессиональным самоуправлением архитекторов и инженеров-строителей (e-mail: sekretariatDAB@miir.gov.pl).

Департамент жилищного строительства отвечает за выполнение задач по разработке, внедрению и обслуживанию программ государственной жилищной политики и проводит жилищную политику, включая защиту прав, управление жилищными ресурсами коммуны и жилищных кооперативов (e-mail: sekretariatDM@miir.gov.pl).

Департамент пространственной политики отвечает за разработку системных решений и предложений в области регулирования, планирования и пространственного развития, и проведения национальной пространственной политики, включая внедрение и мониторинг пространственных компонентов стратегий и программ; предоставляет услуги Главной городской и архитектурной комиссии и др. (e-mail: sekretariatDPR@miir.gov.pl).

При Министерстве инвестиций и развития функционирует ряд подведомственных организаций:

Кроме того, в Польше работает ряд общенациональных и международных организаций:

К крупнейшим строительным компаниям на территории Польши относятся Skanska Group, Budimex Group, контролируемая испанской компанией Ferrovial, Strabag Group, Torpol Group и Polimex Mostostal Group, а также Мота-Энгиль S.A. и Hochtief Polska S.A.

Полезные ссылки

Министерство инвестиций и развития Республики Польша Польская ассоциация строителей-работодателей Ассоциация строителей польско-американских подрядчиков

Ценообразование в Польше

Польша является страной с развитой рыночной экономикой, членом Европейского союза. Ценообразование в стране основывается на рыночных принцах.

Формирование цен на строительную продукцию в ЕС вытекает из рыночного механизма определения цен и существования свободной конкуренции, а также тесно связано с европейской системой проведения строительных тендеров. Согласно директивам Европарламента и Европейского совета №2014/24/ЕС, 2014/25/ЕС обо всех планируемых крупнейших строительных торгах, финансируемых из общественных фондов, инвесторы стран — членов ЕС должны информировать Учреждение официальных публикаций Европейского сообщества.

Система формирования стоимости строительства направлена на определение стоимостных показателей в составе проектной документации (инвесторская смета), а также определение исполнителем работ цены тендерного предложения (оферты) при проведении тендеров и ставит в равные условия всех участников тендера. Инвесторская смета (расчет стоимости строительства, учитывающий принятые архитектурно-планировочные и конструктивные решения по конкретному объекту) составляется по заказу инвестора (заказчика) на основании методических документов. В некоторых странах ЕС имеется общая методика составления инвесторской сметы лишь для строительства, финансируемого за счет бюджетных средств и средств предприятий государственной формы собственности. Остальные инвесторы, хотя законы не заставляют их руководствоваться этой методикой, тоже должны ее применять для рационального распоряжения капитальными вложениями. Стоимость строительства состоит из стоимости подрядных работ, средств на приобретение оборудования, устройств и мебели, разработку проектной документации и ее экспертизу, затрат заказчика по организации и проведению строительства, содержанию его службы.

При расчетах сметной стоимости подрядных работ отсутствует нормативная база для всех расходов, которые несет подрядчик при строительстве объектов. Существующая система ценообразования на строительную продукцию дает полную свободу в подборе данных всех элементов расчетов, необходимых при составлении сметы. Подрядные организации приспосабливают стоимость своего предложения к требованиям рынка посредством принятия определенной величины процентных надбавок к полной стоимости и калькуляционной прибыли, а также индивидуально составляя единичные ресурсные нормы. Такой свободный способ формирования цены на строительство объекта становится основой стоимости оферты подрядчика на тендере и дает предприятию возможность приспособиться к рыночным ценам. Определение сметной стоимости инвестиций и составление сметной калькуляции требует больших трудозатрат и проводится с использованием информационных систем. На европейском рынке функционирует много программ расчета, которые обеспечивают сбор необходимой ценовой информации и проведение расчетов: NORMA — фирмы ATHENASOFT, WINBUD — фирмы Chandney Software, Rodos 6.0, Viking 1.0 и др. Эти программы позволяют составлять сметы разными методами и оптимизировать стоимость объекта, проводить варьирование применения разных строительных материалов, применять прейскуранты (ценовую базу) доступных на рынке каталогов, использовать нормативную базу единичных материальных расходов из каталогов польских (KNR, KNSR) или немецких (DBD — Bauteile и STLB — Bau), а также собственной базы, подготовить смету согласно требованиям европейской системы управления инвестиционным проектом FIDIC. Системы составления смет могут применяться с инфосистемами управления инвестиционным процессом.

Участие заграничных компаний, экономически сильных и опытных в конкурировании путем неценовых инструментов (высокое качество строительных услуг, широкая информация о рынке, доступ к дешевым кредитам) обостряет конкуренцию на польском строительном рынке и дает им более выгодную позицию по сравнению с местными фирмами. (В настоящее время основной потенциал крупных строительных фирм Польши находится в руках заграничных корпораций, а роль отечественных фирм часто ограничивается выполнением услуг субподрядчика.) Среди действующих сегодня в Польше зарубежных компаний — французские Eurovia и Colas Groop, австрийские Strabag, Porr и Habau, немецкие Hochtief и Kirchner, шведская Skanska, португальские Mota и MSF Portugal.

Полезные ссылки

Индекс цен в строительстве в Республике Польша на сайте государственной статистики Индекс цен в строительстве на сайте Евростат Главное Управление по контролю за строительством

Системы поддержки экспорта в Польше

В настоящее время программной основой региональной политики в Польше является «Национальная стратегия регионального развития 2010-2020: регионы, города, сельские территории», принятая правительством 13 июля 2010 г. В ней определены следующие три главных цели:

Ранее упор в региональной политике делался на выравнивании социально-экономического положения регионов за счет перераспределения доходов и привлечения средств из структурных фондов Евросоюза. В настоящее время сделана попытка перенести центр тяжести на повышение эффективности использования регионами получаемых средств.

Вопросы регионального развития затрагиваются в таких программных документах как:

В целях согласования разработки, реализации и мониторинга различных стратегий в Польше создан Координационный комитет по политике развития при Председателе Совета министров (на основании распоряжения главы правительства от 4 июля 2012 г.).

Особое место в стратегических программах экономического характера занимает Национальный план реформ. В Польше, как и в других странах – членах Евросоюза, этот документ был принят на основании стратегии ЕС «Европа-2020».

В рамках финансового периода Евросоюза 2014-2020 гг. на уровне воеводств будет распределено 31,3 млрд евро, т.е. почти 40% средств из ЕС для Польши.

В целях эффективного продвижения товаров и услуг на польский рынок целесообразно участие зарубежных предприятий и организаций в крупных международных специализированных выставочных мероприятиях, проводимых в Польше.

Информация об основных выставках и условиях участия в них размещается на сайте экспоцентра Expo Silesia Exhibition Centre в Катовице, расположенного в городе Сосновец Силезской агломерации, международный выставочный и конгресс-центр Expo Krakow в Кракове. Poznan International Fair Grounds (МТР - Międzynarodowe Targi Poznańskie) - лидер польского выставочного рынка и второй по величине организатор выставок в Центральной и Восточной Европе. Она занимает 33-е место в мировом рейтинге торгово-выставочных центров. MTP входит в UFI (Всемирная ассоциация выставочной индустрии) и Centrex (Международный союз выставочных центров).

Полезные ссылки

Экспоцентр Expo Silesia Exhibition Centre Международный выставочный и конгресс-центр Expo Krakow Poznan International Fair Grounds

Субсидии и дотации в строительстве в Польше

Основные решения, реализующие новую жилищную политику в Польше, называются программой «Mieszkanie Plus» (Жилье плюс) базирующейся на трех принципах:

Mieszkanie Plus - это, в первую очередь, новая программа для строительства доступных квартир для семей в рамках системы аренды с возможностью целевого имущества, реализованная с использованием рыночного финансирования. С этой целью будут использоваться инструменты Государственного казначейства и рыночные инструменты, в частности формула закрытого инвестиционного фонда. Mieszkanie Plus создает давление для снижения цен на жилье. Программа реализуется в сотрудничестве с местными органами власти, а также с другими организациями, включая государственные компании.

Строительство доступных квартир в аренду с использованием государственных земель, основанных на рыночных механизмах, использует институциональную и финансовую структуру Банка Gospodarstwa Krajowego. Субъекты, заинтересованные в таком сотрудничестве (муниципалитеты, девелоперы, компании с земельным участком для жилищного строительства), должны направлять предложение о сотрудничестве в Mieszkanie Plus компании BGK Nieruchomości - подробная информация здесь.

Государство субсидирует органы местного самоуправления и общественные организации, которые создают жилищный фонд для самых бедных людей. Такие субъекты могут подать заявку на софинансирование части инвестиционных затрат (35-55% в зависимости от типа проекта), в результате чего будут созданы социальные квартиры, муниципальные квартиры, закрытые жилые квартиры или бездомные приюты. Информация о возможности получения поддержки.

Государственные субсидии предоставляются процентным ставкам по кредитам и облигациям в рамках льготной программы кредитования социального жилья, жилищных кооперативов и муниципальных компаний, находящихся в ведении Bank Gospodarstwa Krajowego. Информация о возможности получения поддержки.

Владельцы и менеджеры жилых зданий или общественных зданий, которые планируются к термомодернизации или ремонту, могут обратиться за поддержкой на данный сайт.

Полезные ссылки

Закон от 20 июля 2018 года о государственной помощи в покрытии расходов на жилье в первые годы аренды квартиры Национальная жилищная программа Польши

Экспортное кредитование в Польше

На основании Указа Президента Республики Беларусь от 21.06.2011 № 261 «О создании открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» одной из важнейших задач Банка развития является содействие развитию экспорта через его финансовую поддержку.

Финансовая поддержка экспорта Банком развития осуществляется в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» посредством финансирования:

Условия реализации современных внешнеторговых контрактов предполагают использование гибких форм расчета, в первую очередь различных форм кредита. Заключенный договор страхования обеспечит покрытие убытков, понесенных экспортером в случае неисполнения зарубежным покупателем своих обязательств по оплате продукции (работ, услуг), поставленной на условиях отсрочки платежа, в установленный контрактом срок.

Сотрудничая со страховыми компаниями, экспортеры получают страховой продукт, обеспечивающий успешное и своевременное завершение сделки и включающий также проведение риск-менеджмента проекта, консультативную помощь по существенным условиям экспортного контракта на стадии его заключения и сопровождения. А выплата страхового возмещения освобождает от длительной процедуры по взысканию долгов за рубежом.

Страховой взнос может относиться на себестоимость продукции, оплачиваемую зарубежным клиентом белорусского предприятия, тем самым привлекая дополнительные валютные средства в нашу страну.

Согласно Классификационного перечня государств по уровню политического риска Белэксимгаранта Польша относится к группе стран с минимальным риском, как страна Еврозоны с высоким уровнем дохода.

Кроме того, важно учитывать оценку кредитного рейтинга страны назначения экспорта. Кредитные рейтинги рассчитываются на основе прошлой и текущей финансовой истории вышеперечисленных участников рынка, а также на основе оценок размера их собственности и взятых на себя финансовых обязательств (долгов). Основное предназначение подобных оценок — дать потенциальным кредиторам / вкладчикам представление о вероятности своевременной выплаты взятых финансовых обязательств.

Крупнейшими рейтинговыми агентствами (которые работают во всём мире) являются Moody's, Standard and Poor's и Fitch Ratings. Рейтинг «A-» отражает твердые макроэкономические основы, поддерживаемые надежной денежной структурой и здоровым банковским сектором в Польше.

В таблице ниже представлены рейтинги агентств*

  Moody's Standard and Poor's Fitch
  Текущий Прогноз Текущий Прогноз Текущий Прогноз
Польша A2 Stable A- Stable A- Stable

*Кредитный рейтинг компании является показателем для потенциальных инвесторов ценных бумаг (облигаций). Кредитный рейтинг — обычный финансовый инструмент для измерения степени надёжности облигаций, выпускаемых той или иной компанией, корпорацией или государством. Рейтинг назначается специальными агентствами, например, Standard & Poor's, Moody's или Fitch Ratings и имеет буквенные обозначения «A», «B», «C». Рейтинг Standard & Poor's, в котором, впрочем, как и в двух последующих, «A» обозначает самые платежеспособные компании, а «С» — противоположное: AAA, AA +, AA, AA-, А +, А, А-, BBB +, BBB, BBB-, BB +, BB, BB-, B +, B, B-, CCC +, CCC, CCC-, CC, C, D. Считается, что все компании, подпадающие под рейтинг ниже BBB-, торгуют спекулятивными или бросовыми облигациями Рейтинговая система Moody похожа по своей концепции, но наименования выглядят немного иначе. В данном случае градация от лучшего к худшему выглядит следующим образом: от Ааа, Аа1, Аа2 до Caa3, Ca, C.

Польша относится к странам с высокой кредитоспособностью, низким ожиданием по кредитным рискам, высокой способностью своевременно погашать финансовые обязательства.

Полезные ссылки

Moody's Standard and Poor's Fitch Wikipedia о текущих рейтингах

Трудовые ресурсы в Польше

Численность населения Польши (по состоянию на 2017 год) составляет 38,435 миллионов человек, ставя ее на седьмое место по численности населения среди наиболее крупных стран Европы (не считая Россию) и на шестое место среди стран Европейского Союза.

Хотя прирост населения за последние годы снизился (-0,03 - -0,06%), польские рабочие ресурсы все еще одни из самых молодых в Европе.

Примерно 62,3% поляков живут в городах и населенных пунктах городского типа. В Польше 98% составляют этнические поляки. Основными этническими меньшинствами являются немцы, белорусы, украинцы и румыны. Плотность населения составляет 123 человека на квадратный километр.

В последние годы население Польши постепенно уменьшается из-за роста эмиграции и падения рождаемости. После вступления страны в Евросоюз большое количество поляков эмигрировали в западноевропейские страны в поисках работы. Польские диаспоры представлены в соседних государствах: Украине, Белоруссии, Литве, Латвии, а также в других государствах.

Ниже представлена таблица сводных показателей рынка труда Польши.

Показатель Единица измерения 2013 2014 2015 2016 2017
Численность населения тыс. чел 38495 38479 38437 38436 38435
Численность экономически активного населения (рабочая сила) тыс. чел 17374 17421 17377 17282 17267
Безработные тыс. чел 2328 2143 1842 1659 1433
Безработные, от рабочей силы % 13,4 12,3 10,6 9,6 8,3
Зарплата в стране средняя Евро (брутто) 870 904 932 928 1010
Зарплата в стране минимальная Евро 400 418 442 458 496
Занятость населения в строительстве тыс. чел 625 624 630 652 667
Зарплата в строительстве Евро 888 929 974 974 1072
Зарплата в строительстве Долл. США 1179 1232 1081 1078 1200
Производительность труда по ВДС тыс. евро/чел. 41,44 45,83 48,36 40,28 43,05

На фоне со снижением численности снижается и общее число рабочей силы в стране. Так за период с 2013 по 2017 общее численность рабочей силы в стране сократилась с 17374 тыс. чел. до 17267 тыс. чел. или на 1%.

В 2017 году численность безработных в Польше составила 1433 тыс. чел или 8,3% от экономически активного населения. Данный показатель снижется: в 2013 году он составлял 13,4%.

В последние годы заработная плата в Польше только растет: за восемь лет она увеличилась на 40%, опережая зарплаты во многих европейских странах. Способствуют этому постоянное увеличение их минимального уровня, стабильная ситуация на трудовом рынке.

Занятость в строительном секторе Польши составляет порядка шестисот тысяч человек. Заработная плата в отрасли выше, чем в среднем по экономике. Так при среднем уровне оплаты труда в 2017 году в 1010 евро, в строительстве заработная плата составила 1072 евро.

Уровень производительности в Польше рассчитанный по валовой добавленной стоимости в 2017 году составил 43,05 тыс. евро.

Полезные ссылки

Центральное статистическое управление Польши