BudExport
Забыли пароль?
OK

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

В ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Гражданское законодательство Литвы

Правовая система Литвы признает общепринятые принципы правового регулирования инвестиций и строительства. Принцип равного отношения означает, что согласно Закону об инвестициях и другим законам, литовским и иностранным инвесторам гарантируются одинаковые условия деятельности. Принцип равной защиты означает, что права и законные интересы как литовских, так и иностранных инвесторов защищаются законодательством Литвы.

Кроме того, в Литве действует принцип свободного доступа инвестиций во все области хозяйственно-коммерческой деятельности, за исключением тех областей, на которые законодательством Литвы установлены ограничения. Закон об инвестициях запрещает осуществлять иностранные инвестиции в сфере обеспечения государственной безопасности и обороны (за исключением инвестиций, осуществляемых хозяйственными субъектами, соответствующими выбранным Литвой критериям европейской и трансатлантической интеграции, при условии, что эти инвестиции утверждены Государственным советом обороны). Также существуют определенные сферы, при инвестировании в которые необходима лицензия, выданная уполномоченным государственным органом. Установленные законодательством ограничения применяются и к иностранным инвесторам при приобретении права собственности на землю.

Иностранным инвесторам предоставлено право на судебную защиту в случае нарушения их прав и законных интересов. Инвестиционные споры между иностранными инвесторами и Литвой с согласия сторон рассматриваются судами Литвы, международными арбитражами или иными органами. В случаях инвестиционных споров зарубежным инвесторам предоставлено право обращаться непосредственно в Международный центр по решению инвестиционных споров.

С целью привлечения в промышленность и сферу услуг Литвы прямых иностранных инвестиций, особенно в производства с высокой добавленной стоимостью, в стране создана государственная организация Invest Lithuania. В своей деятельности она специализируется на помощи иностранным инвесторам, международным компаниям, ориентированным на экспорт и создающим в Литве рабочие места для квалифицированных специалистов. Приоритетными отраслями экономики для учреждения являются сервисные центры, производство, технологии и медико-биологическая и фармацевтическая отрасль. Кроме того, выполняя маркетинговую функцию, Invest Lithuania проводит исследования по оценке потенциала литовского рынка.

Полезные ссылки

Портал Invest Lithuania

Строительное законодательство Литвы

Основным документом, устанавливающим требования к строительству зданий в Литовской Республике, порядок проведения проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, ввода в эксплуатацию, использования и сноса сооружений, отношений между юридическими и физическими лицами, участвующих в процессе строительства, и принципов функционирования государственных учреждений в этой области, является Закон Литвы о строительстве № I-1240 от 19 марта 1996 г.

Основные требования к строительству в данном документе оговаривают, что здания (или его часть) должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы в рамках срока службы его использование соответствовало Регламенту (ЕС) № 305/2011 основных требований для строительных работ.

Регламент устанавливает условия для размещения или обеспечения доступности на рынке путем установления согласованных правил по выражению оценки характеристик качества строительной продукции в отношении ее основных характеристик и использования маркировки СЕ на эту продукцию, а также устанавливает определенные методы проверки и оценки параметров строительного оборудования и изделий.

Действие Регламента распространяется на строительную продукцию. Под определение строительной продукции подпадает любой товар или комплект товаров, произведённый и размещённый на рынке для постоянного использования в строительных работах, который напрямую влияет на качество этих строительных работ.

Таким образом, поскольку Литовская Республика является частью Европейского союза, то основные требования к строительным работам базируются на общих для стран ЕС директивах и регламентах.

Техническое регулирование строительной деятельности в Литве базируется на действующих Технических регламентах.

Актуальный перечень данных нормативно-правовых документов представлен в разделе действующих на определенную дату технических регламентах сайта Министерства окружающей среды Литовской Республики.

Полезные ссылки

Страница Еврокомиссии касательно Регламента (EU) No 305/2011 (CPR) Закон Литвы о строительстве № I-1240 от 19 марта 1996 г.

Налоговое законодательство Литвы

Современная налоговая система Литвы основана на Конституции Литвы. Перечень законов, составляющих литовскую систему налогообложения, приведен в статье 13 Закона о налоговой администрации Литовской Республики. Следующие налоги и пошлины считаются основными:

Налог на добавленную стоимость. Стандартная ставка НДС составляет 21%. Субъектом НДС является предложение товаров и услуг облагаемым лицом при осуществлении его / ее хозяйственной деятельности на территории страны, которые осуществляются для рассмотрения. Кроме того, предметом НДС является приобретение товаров для рассмотрения на территории страны от другого государства-члена. Предметом импортного НДС является импорт товаров, в которых товары рассматриваются как импортированные на территории страны.

Налог на недвижимость уплачивается литовскими и иностранными физическими и юридическими лицами. Налог наложен на недвижимое имущество в Литве, за исключением:

Стоимость ранее не облагаемого налогом недвижимого имущества физических лиц (жилого помещения, сада, гаража и т. д.), превышающего 220 000 евро, облагается налоговой ставкой 0,5 процента.

Налоговая ставка другой недвижимой собственности должна составлять от 0,3% до 3% от налогооблагаемой стоимости недвижимого имущества.

Закон о земельном налоге, № I-2675, принятый Верховным Советом (восстановительный сейм) Литовской Республики в 1992/06/25 году.

Частная земля, кроме лесных земель, является объектом земельного налога. Земельный налог должен быть уплачен собственниками частной земли (как физических, так и юридических лиц).

Налоговая база представляет собой среднюю рыночную стоимость земли, которая была создана за 5 лет массовой оценкой. Средняя рыночная стоимость земли рассчитывается в порядке, установленном Правительством Литовской Республики. В соответствии с Законом о земельном налоге коэффициент уменьшения стоимости 0,35 относится к земле сельскохозяйственного характера, за исключением пустынных земельных участков.

Начиная с 1 января 2013 года годовая ставка налога устанавливает муниципальные советы и может варьироваться от 0,01 до 4 процентов от рыночной стоимости земли. Налог уплачивается литовскими и иностранными физическими и юридическими лицами.

Налог с доходов корпораций Литвы. Основной правовой акт - Закон Литовской Республики о корпоративном подоходном налоге. Налог уплачивается литовскими и иностранными юридическими лицами.

Налоговой базой иностранной организации является:

Обязательства Литвы, связанные с членством в ЕС и ВТО, а также подписанные на уровне ЕС договоры о свободной торговле с третьими государствами препятствуют появлению возможностей применения в одностороннем порядке национальных таможенных пошлин или других мер, ограничивающих импорт. Таким образом, реализуется принцип свободной торговли. Помимо этого, Литвой поощряется слаженное развитие международной торговли, постепенное уменьшение или отмена ограничений на прямые иностранные инвестиции, а также снижение таможенных пошлин и других торговых ограничений.

Условия доступа белорусских товаров на литовский рынок определяются органами Европейского союза в рамках общей внешнеторговой политики ЕС.

Сборником информации о таможенных пошлинах ЕС и национальных налогах, а также о некоторых запретах и ограничениях на импорт и экспорт, служит Интегрированный таможенный тариф Литовской Республики (LITAR). LITAR составлен и администрируется в качестве компьютерной базы данных. В состав интегрированного таможенного тарифа входят действующие в Литовской Республике с 1 мая 2004 г. данные интегрированного таможенного тарифа Европейского сообщества TARIC, дополненные действующими с 1 мая 2004 г. данными об администрируемых таможней национальных налогах (акцизе и НДС). LITAR является инструментом, предназначенным для поиска тарифной и нетарифной информации ЕС, а также тарифов национальных налогов (акциза и НДС).

Обобщенная информация о тарифных и нетарифных мерах, применяемых в Европейском союзе, размещена в открытом доступе в базе данных «TARIC» на всех языках стран ЕС.

В практике налогообложения нерезидентов, любое государство требует подтверждения постоянного местопребывания получателя доходов, чтобы определить, может ли данное лицо пользоваться налоговым режимом, предусмотренным соглашением об избежание двойного налогообложения. Государство, подтверждая постоянное местопребывание своей компании или физического лица, тем самым принимает на себя ответственность за его правильное применение, так как только резиденты двух договаривающихся государств имеют право пользоваться такими льготами. Льготы не распространяются на резидентов третьих стран.

Для резидентов нашей республики весьма актуальным является вопрос подтверждения уплаченных за рубежом налогов. Такого рода справки также существуют в других странах, и их налоговые органы подтверждают факт уплаты налогов.

Полезные ссылки

Соглашения об избежании двойного налогообложения между Республики Беларусь и Литовской республикой Налоги в Литве на сайте Министерства Финансов База данных, объединяющую все меры, относящиеся к таможенному тарифу ЕС

Финансовое законодательство Литвы

Строительство в Литовской Республике ведется с привлечением банковских кредитов. В настоящий момент ставки банками устанавливают в следующих размерах: кредитование субъектов хозяйствования ведется по ставкам порядка 2,5-3,6%.

Динамика ставок для нефинансовых организаций приведена на рисунке ниже.

Ставки по новым кредитам для нефинансовых организаций

Для домохозяйств ставки по кредитам в настоящий момент в среднем составляют 3,9%, в т.ч. на потребительские расходы 11,27%, на покупку недвижимости 2,22%, на другие цели 4,43%.

Динамика ставок для населения приведена на рисунке ниже.

Ставки по новым кредитам для населения

Полезные ссылки

Текущие размеры ставок по кредитам на сайте банка Литвы

Трудовое законодательство в Литовской Республике

В Литве трудовые отношения (как индивидуальные, так и коллективные) работников, нанятых по трудовым договорам, регулируются Трудовым кодексом. Действующий Трудовой кодекс вступил в силу 1 июля 2017 года. Он предусматривает гибкие рабочие отношения между работниками и работодателями и направлен на либерализацию регулирования работы.

Действующим законодательством регулируется возможность найма иностранной рабочей силы в Литве.

Положение на рынке труда в Литве контролируется Бюро биржи труда, которое консультирует как с лицами, находящимися в поиске работы, так и с лицами, предоставляющими работу.

Если работник из Европейского Союза, Европейской экономической зоны или Швейцарии и желает работать в Литве, ему не понадобится вид на жительство.

Если работник не является гражданином Европейского Союза и намереваетесь работать в Литве, ему необходимо будет получить разрешение на работу. Это должно быть сделано до приезда в Литву. Разрешение на работу выдается иностранцам на срок до двух лет.

Если работодатель желает нанять иностранца, необходимо подать заявку на местную биржу труда и зарегистрировать вакансию.

Следует также уточнять о необходимости иметь вид на жительство. Этот вид разрешения предоставляется Департаментом миграции.

В законодательстве Литвы безопасность и гигиена труда (БГТ) определяется как все превентивные меры, предназначенные для сохранения функциональной работоспособности, жизни и здоровья работающих работников. Эти профилактические меры следует использовать или планировать на всех этапах работы предприятия, стремящегося защитить сотрудников от профессиональных рисков или / или минимизировать этот риск.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими политику в области охраны труда в Литве являются Трудовой кодекс, Закон о безопасности и гигиене труда, рамочные директивы EC.

В строительной сфере вопросами разработки нормативно-правовой базы государственной политики в области территориального планирования и государственного надзора в данной области занимается Государственная служба территориального планирования и строительства (Valstybinė teritorijų planavimo ir statybos inspekcija) при Министерстве окружающей среды (Aplinkos Ministerija).

Полезные ссылки

Сайт посольства Литвы в Республике Беларусь Перечень документов для открытия виз в Литву Департамент миграции Литовской Республики Государственная служба территориального планирования и строительства

Миграционное законодательство в Литве

Литовская республика является страной Шенгенского соглашения. Согласно принципам, регулирующим компетенции в рамках Конвенции о применении Шенгенского соглашения, Посольство Литовской Республики в Минске для рассмотрения принимает заявление о выдаче Шенгенской визы только тогда, когда:

Посольство Литовской Республики в г.Минске обслуживает всех жителей Республики Беларусь за исключением Брестской и Гродненской областей.

Прием документов на выдачу визы осуществляется по предварительной записи.

Документы на получение визы могут быть приняты к рассмотрению не ранее, чем за три месяца до предполагаемой поездки.

Решение по ходатайству, которое является приемлемым, принимается в течение 15 календарных дней со дня его подачи.

В особых случаях, в частности, когда необходимо более обстоятельное изучение ходатайства или необходимы дополнительные документы, срок может продлеваться от 30 до 60 календарных дней.

Следует учитывать, что если въезд в Литву осуществляется с одной из следующих целей, то необходимо запрашивать Деловой/Рабочий тип визы:

Полезные ссылки

Сайт посольства Литвы в Республике Беларусь