BudExport
Забыли пароль?
OK

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

В ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Гражданское законодательство в Латвии

Латвия — государство — член Европейского союза, где действует собственное законодательство, которое оказывает непосредственное влияние на правовое регулирование страны и имеет приоритетное значение по отношению к национальному законодательству.

На законодательном уровне иностранный инвестор (PI) имеет такие же права и обязанности, что местные предприниматели. Латвия обеспечивает защиту иностранных инвестиций.

Сегодня Латвия идет по пути открытой экономики, рост которой основывается на повышении конкурентоспособности, привлекательности для иностранных инвестиций, увеличении удельного веса промышленности, повышении сложности и добавленной стоимости экспортных товаров и услуг.

В современных условиях одним из приоритетов развития Латвии является создание и поддержание благоприятного климата для предпринимательства и инвестиций.

По данным Всемирного банка за последний год Латвия улучшила свои показатели, упростив процедуру создания предприятий, позволив подавать заявки на регистрацию компании и налога на добавленную стоимость в Коммерческий регистр одновременно. Страна также облегчила процесс получения разрешений на строительство благодаря внедрению новых сроков для выдачи разрешений на строительство, а также благодаря исключению Агентства общественного здравоохранения из органов, участвующих в утверждении разрешений на строительство и проведении проверок. Латвия также улучшила свою кредитную информационную систему путем принятия нового закона, регулирующего государственный кредитный реестр, и упростила осуществление внешнеторговой деятельности путем сокращения количества документов, необходимых для импорта.

Латвия стремится войти в число самых конкурентоспособных стран мира с благоприятными условиями для бизнеса и добиться конкурентоспособных налогов на рабочую силу в Балтии. Одной из основных целей государственных программ поддержки является привлечение иностранных инвестиций в развитие экспорта, производственных и высокотехнологических отраслей. Министерством экономики Латвийской Республики в сотрудничестве с Латвийским агентством инвестиций и развития (LIAA) была разработана новая стратегия под названием процесс POLARIS. Процесс POLARIS – новая стратегия стимулирования прямых иностранных инвестиций в Латвии.

Латвийский совет по иностранным инвестициям (FICIL) является неправительственной организацией, которая объединяет крупнейшие иностранные компании в латвийских и зарубежных торгово - промышленных палатах и Стокгольмская школе экономики (Стокгольмская школа экономики в Риге). Цель FICIL - улучшить латвийскую деловую среду, поддерживая диалог с правительством Латвии.

Иностранным инвесторам предоставлено право на судебную защиту в случае нарушения их прав и законных интересов. Инвестиционные споры между иностранными инвесторами и Латвией с согласия сторон рассматриваются судами Латвии, международными арбитражами или иными органами. В случаях инвестиционных споров зарубежным инвесторам предоставлено право обращаться непосредственно в Международный центр по решению инвестиционных споров.

Латвия подписала двусторонние договоры о взаимном содействии и защите инвестиций с 42 странами. Эти соглашения гарантируют безопасность и защиту инвестиций в недвижимость, интеллектуальную собственность, акции или любые другие формы инвестиций, запрещают прямую или косвенную экспроприацию или национализацию средств, а также запрещают применение необоснованных, дискриминационных или своевольных мер странами, заключившими договор.

Полезные ссылки

Балтийский международный третейский суд Министерство юстиции Третейский суд Латвийский государственный орган по стандартизации Латвийский совет по иностранным инвестициям

Строительное законодательство Латвии

Одним из наиболее важных средств для достижения стратегических целей страны в строительстве является гармонизированная законодательная база, согласованная с директивами ЕС. Правовая основа для строительства теперь состоит из нормативных актов, принятых в разное время.

Правовой основой строительной отрасли в Латвийской Республике является Закон о строительстве. Он устанавливает отношения между строительными субъектами, их права и обязанности в процессе строительства и ответственность за соответствие структуры, вытекающей из строительства, ее задаче, экономическим преимуществам, ожидаемому сроку службы и соответствующим нормативным актам, а также компетенции органов государственного управления и местных органов власти в области строительства.

Процедурный порядок строительства регулируется Кабинетом министров 19 августа 2014 года. Правила № 500 «Общие строительные нормы».

Нормативная база строительной отрасли в Латвии состоит из нескольких законов и положений Кабинета министров, которые суммируются в перечне нормативных актов в соответствии с процессом строительства, начиная с общих нормативных актов, дальнейшего планирования - проектной подготовки - проектирования - строительных работ - специальных строительных норм - действующих и, наконец, других обязательных правовых актов. На сайте Министерства экономики представлен актуальный список стандартов, применимых к оценке соответствия строительной продукции. В стране действуют следующие директивы и регламент Европейского союза:

Полезные ссылки

Министерство экономики Латвии Закон Латвии «Строительное право» Постановления Кабинета министров от 19.08.2014 № 500 «Общие правила строительства»

Налоговое законодательство Латвии

Государство имеет право облагать налогом ряд различных элементов, включая транспортные средства, обращения в суд, нотариальных заявлений, азартные игры, изменения в идентификационных данных, отведение участка для определенной цели в сельской местности, сделки с ваучерами и векселями, иммиграционные услуги, лицензии и разрешения на ведение коммерческой деятельности, регистрация предмета залога, заявки на патенты, торговые знаки, или сертификаты защиты растений. У муниципалитетов есть право применять льготы в отношении платежей, подлежащих уплате в бюджеты местных органов власти, в соответствии с принципами поддержки бизнеса, в том числе налога на недвижимость (Регламент комиссии (ЕС) № 1407/2013 о функционировании Европейского Союза o минимальной помощи).

К государственным налогам Латвии относятся:

В Латвии с 1 января 2017 года был введен отдельный закон для стартап-компаний. Согласно закону, оказывается государственная помощь следующим программам:

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Стандартная ставка НДС – 21%, сниженная – 12%. НДС взимается по всем транзакциям, совершенным в процессе ведения бизнеса. Физические и юридические лица, зарегистрированные в Латвии и имеющие общее количество товаров и услуг стоимостью свыше 50 000 евро в течение 12-месячного периода подлежат регистрации оплаты латвийского НДС. Общая сумма не включает стоимость любого капитала или нематериальных активов, предоставленных один раз в последующие 12 месяцев. Компании имеют право зарегистрировать оплату НДС и взимать НДС при поставках до превышения порогового значения. Также, юридические лица, необлагаемые налогом и физические лица, зарегистрированные в Латвии, которые осуществляют торгово-промышленную деятельность, подлежат регистрации НДС, если они совершают покупки товаров внутри Сообщества или предоставляют услуги, общая стоимость которых превышает 10 000 евро за календарный год. Налоги можно выплачивать ежемесячно или ежеквартально в зависимости от конкретных критериев налогоплательщика.

Налог на прибыль организаций (НПО)

Начиная с 2018 года ставка НПО на 0% применяется для реинвестированной прибыли или, другими словами, НПО будет выплачиваться только тогда, когда компания выплачивает дивиденды или другие платежи с целью фактического распределения прибыли (условно распределенная прибыль). НПО по ставке 20% будет выплачиваться только из доли прибыли, которая будет распределяться или выплачиваться в качестве дивидендов или использоваться для целей, не связанных напрямую с развитием бизнеса. Никакие другие налоги не взимаются с корпоративного дохода со стороны государства или муниципалитетов.

Компании-резиденты платят налоги по своим доходам во всем мире.

Компании-нерезиденты платят налоги по своим доходам из латвийских источников через представительство иностранной компании (ПИК) по стандартной ставке НПО. При отсутствии ПИК, нерезиденты могут облагаться удерживаемым налогом со ставкой 0–15% на должные платежи (например, плата за управление и платежи в «налоговые убежища»).

Подоходный налог

Резиденты Латвии платят подоходный налог с доходов по всему миру. Нерезиденты платят подоходный налог с доходов из латвийских источников. Подоходный налог может имеет дифференцированные ставки: с января 2018 года является 20%, 23% и 31,4% и взимается с трудовой деятельности и прочих доходов, за исключением доходов с капитала.

Дивиденды, процентная ставка и доходы от договоров страхования жизни и частных пенсионных фондов облагаются налогом в размере 10%. Прибыль от реализации основных средств (например, недвижимость, акции и облигации) облагаются налогом в размере 20%.

Налог на недвижимое имущество

Местные органы власти могут устанавливать ставку(-и) в пределах 0,2-3% от кадастровой стоимости земли и зданий. В случае если местные органы не используют право установить конкретную ставку, то применяется стандартная ставка в размере 1,5%.

Стимулирование инвестиционной деятельности

Не уплачивается подоходный налог с предприятий на сумму до 25% от суммы инвестиций (минимальная сумма – 10 миллионов евро) в определённых областях промышленности. Данная льгота предоставляется до 2020 года; инвестиции должны быть произведены в течение 5 лет с момента одобрения правительством; суммы, сэкономленные за счёт уменьшения налоговых сборов, должны быть заявлены в течение 16 лет.

В особых экономических зонах и свободных портах могут быть получены налоговые льготы (после инвестиций в производство на экспорт) в отношении: налога на недвижимость (80-100%), подоходного налога с предприятий (80%), НДС – 0%.

Специальные корабельные сборы для латвийских судоходных компаний и налоговые льготы для моряков.

Гербовый сбор при передаче права собственности на недвижимость

От кадастровой стоимости недвижимости составляет 2% и 1%, если недвижимое имущество внесено в качестве вклада в уставный фонд. Отсутствует гербовый сбор при реорганизации компании. Сборы за услуги нотариуса несущественные.

Налог за использование природных ресурсов

Взимается за использование и загрязнение природных ресурсов, а также за использование упаковочных материалов.

Налоговые проверки

Налоговые проверки обычно охватывают период в 3 года, за исключением проверок в отношении трансфертного ценообразования (сделки с зависимыми предприятиями за пределами Латвии), для которых такой период составляет 5 лет.

Согласно закону «О Службе государственных доходов», Служба государственных доходов является учреждением прямого управления, подчиненным министру финансов, которое обеспечивает учет налогов и налогоплательщиков, сбор государственных налогов, сборов и других государственных обязательных платежей на территории Латвийской Республики, а также взимает налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет Европейского союза.

Службой государственных доходов разработан стандарт, который предусматривает предоставление индивидуального консультанта каждому большому иностранному инвестору. Вебсайт учреждения содержит разделы Invest in Latvia (на английском языке) и Инвестируй в Латвию (на русском языке).

Специалисты предприятий могут связаться со Службой государственных доходов, используя Систему электронного декларирования (СЭД) с переводом на английский и русский языки на бесплатной основе.

Обязательства Латвии, связанные с членством в ЕС и ВТО, а также подписанные на уровне ЕС договоры о свободной торговле с третьими государствами препятствуют появлению возможностей применения в одностороннем порядке национальных таможенных пошлин или других мер, ограничивающих импорт. Таким образом, реализуется принцип свободной торговли. Помимо этого, Латвией поощряется слаженное развитие международной торговли, постепенное уменьшение или отмена ограничений на прямые иностранные инвестиции, а также снижение таможенных пошлин и других торговых ограничений.

Условия доступа белорусских товаров на Латвийский рынок определяются органами Европейского союза в рамках общей внешнеторговой политики ЕС.

С 1 мая 2004 г. Латвия стала полноправным членом Европейского союза. При ввозе в Латвию товаров из третьих стран взимаются таможенные пошлины, установленные Общим таможенным тарифом Евросоюза (действуют во всех странах — членах ЕС). Информация о ставках ввозных таможенных пошлин Общего таможенного тарифа ЕС доступна в системе управления интегрированным тарифом TARIC на всех языках стран ЕС.

Определенные категории товаров могут реализовываться на латвийском рынке только после прохождения процедуры оценки соответствия стандартам и директивам Европейского союза (нанесение маркировки СЕ) или сертификации. Ведущим органом Латвии в области оценки соответствия продукции требованиям ЕС является Латвийский сертификационный центр LATSERT.

Избежание двойного налогообложения

В практике налогообложения нерезидентов, любое государство требует подтверждения постоянного местопребывания получателя доходов, чтобы определить, может ли данное лицо пользоваться налоговым режимом, предусмотренным соглашением об избежании двойного налогообложения. Государство, подтверждая постоянное местопребывание своей компании или физического лица, тем самым принимает на себя ответственность за его правильное применение, так как только резиденты двух договаривающихся государств имеют право пользоваться такими льготами. Льготы не распространяются на резидентов третьих стран.

Для резидентов нашей республики весьма актуальным является вопрос подтверждения уплаченных за рубежом налогов. Такого рода справки также существуют в других странах, и их налоговые органы подтверждают факт уплаты налогов.

Полезные ссылки

Соглашения об избежании двойного налогообложения между Республики Беларусь и Латвийской Республикой Служба государственных доходов Латвии Латвийский центр сертификации (LATSERT) База данных, объединяющую все меры, относящиеся к таможенному тарифу ЕС

Финансовое законодательство Латвии

Строительство в Латвийской Республике ведется с привлечением банковских кредитов. В настоящий момент ставки банками устанавливают в следующих размерах: кредитование субъектов хозяйствования ведется по ставкам порядка 2,4-3,4%.

Динамика ставок для нефинансовых организаций приведена на рисунке ниже.

Ставки по новым кредитам для нефинансовых организаций

Для домохозяйств ставки по кредитам на покупку недвижимости в настоящий момент до года составляют - 2,29%, от года до 5 лет – 10,96%, от 5 до 10 лет - 11,28%, свыше 10лет - 4,93%.

Динамика ставок по новым кредитам на недвижимость для населения приведена на рисунках ниже.

Ставки по новым кредитам для населения на недвижимость (без гарантий и обеспечения)
Ставки по новым кредитам для населения на недвижимость (при наличии гарантий и обеспечения)

Полезные ссылки

Банк Латвии

Трудовое законодательство Латвии

Трудовые отношения в Латвийской Республике регулируются Конституцией Латвийской Республики, обязательными для Латвии нормами международного права, Законом о труде и иными нормативными актами, а также коллективным трудовым договором и правилами трудового распорядка.

Юридический статус работающего по найму и работодателя, права и обязательства обеих сторон, а также другие аспекты трудовых отношений регулируются «Законом о труде», который вступил в силу 1 июня 2002 года. Трудовые отношения с гражданами зарубежных государств регулируются законодательством Латвии, а также двусторонними соглашениями, заключенными Латвией с рядом стран.

Основным принципом трудового законодательства Латвии является принцип равноправия.

Работодатель имеет право нанимать граждан, постоянных жителей и иностранцев, имеющих разрешение на временное или постоянное проживание и разрешение на работу, выданные соответствующим органом власти Латвийской Республики. Для граждан ЕС получение разрешения на работу в Латвии не требуется.

Разрешение на работу в Латвии в обязательном порядке необходимо для трудоустройства иностранных граждан из третьих стран. Такое разрешение выдает Управление по делам гражданства и миграции к действующей шенгенской визе, выданной консульством Латвии или к действующему латвийскому временному виду на жительство.

Все процессы связные с трудоустройством и дальнейшим получение многократной визы сроком на один год или временного вида на жительство регулируют правила кабинета Министров Nr.55 (латыш. Ministru kabineta noteikumi Nr.55 — Noteikumi par ārzemnieku nodarbināšanu). Получение рабочей визы в Латвию, происходит через регистрацию вакансии на государственной бирже труда.

В Латвии создана и постоянно совершенствуется нормативно правовая база, которая включает в себя Законы и сопряженные с законами Правила Кабинета министров, а также нормативные акты, прямо или косвенно регулирующие вопросы связанные с безопасностью труда и защитой здоровья работающих. Главными законами, которые регламентируют решение вопросов, связанных с охраной труда, являются Закон о труде, Закон об охране труда, Закон о государственной

Полезные ссылки

Посольство Латвийской Республики в Республике Беларусь Необходимый пакет документов на визу в Латвию Управление по делам гражданства и миграции Латвийской Республики Государственная инспекция труда в Латвии Министерство охраны окружающей среды и регионального развития Латвийской Республики

Миграционное законодательство Латвии

Латвийская республика является страной Шенгенского соглашения.

Согласно требованиям и принципам Визового кодекса в рамках Конвенции о применении Шенгенского соглашения, Посольство Латвийской Республики в Минске для рассмотрения принимает заявление о выдаче Шенгенской визы только тогда, когда:

Посольство Латвийской Республики в г. Минске обслуживает всех жителей Республики Беларусь за исключением Витебской и Гродненской областей.

Прием документов на выдачу визы осуществляется по предварительной записи.

Документы на оформление визы в Латвию подаются не раньше, чем за 3 месяца до начала поездки.

Ходатайства для оформления Шенгенской визы рассматриваются Консульским отделом Посольства от 5 рабочих дней (не включая день подачи заявления).

Если въезд в Латвию осуществляется с одной из следующих целей, то необходимо запрашивать Деловой/Рабочий тип визы:

Полезные ссылки

Посольство Латвийской Республики в Республике Беларусь