BudExport
Забыли пароль?
OK

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Гражданское законодательство в Казахстане

Гражданское законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского Кодекса, принятых в соответствии с ним иных законов Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан, имеющих силу закона, постановлений Парламента, постановлений Сената и Мажилиса Парламента (законодательных актов), а также указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан.

Иностранные физические и юридические лица, а также лица без гражданства вправе приобретать такие же права и обязаны выполнять такие же обязанности, какие предусмотрены гражданским законодательством для граждан и юридических лиц Республики Казахстан, если законодательными актами не предусмотрено иное.

Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в гражданском законодательстве Республики Казахстан, применяются правила указанного договора. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, к гражданским отношениям применяются непосредственно кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

Также в Республике Казахстан действует Предпринимательский Кодекс, который определяет правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу предпринимательства в Республике Казахстан, регулирует общественные отношения, возникающие в связи с взаимодействием субъектов предпринимательства и государства, в том числе государственным регулированием и поддержкой предпринимательства.

Полезные ссылки

АО «Национальная компания «KAZAKH INVEST»

Строительное законодательство в Казахстане

Строительная деятельность в Республике Казахстан осуществляется в соответствии с нормами Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон) и государственными строительными нормативами.

В соответствии с Правилами организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 750 (далее - Правила), реализация проектов по строительству осуществляется на основании соответствующего права на земельный участок и следующими этапами:

  1. Получение исходных материалов для разработки проектов строительства.

    Исходные материалы для разработки проектов строительства включают:

    • архитектурно-планировочное задание;
    • технические условия на подключение к источникам инженерного и коммунального обеспечения;
    • поперечные профили дорог и улиц;
    • вертикальные планировочные отметки;
    • выкопировку из проекта детальной планировки;
    • схему трасс наружных инженерных сетей.

    Заявление о предоставлении исходных материалов подается по форме согласно приложениям 1,2,3 к Правилам в адрес структурного подразделения местного исполнительного органа (далее - МИО), осуществляющего функции в сфере архитектуры и градостроительства посредством веб-портала «электронного правительства» или Государственной корпорации.

  2. Согласование эскиза (эскизного проекта).

    После получения исходных материалов и разработки эскиза (эскизного проекта), заявитель осуществляет его согласование со структурным подразделением МИО, осуществляющим функции в сфере архитектуры и градостроительства, путем подачи заявления по форме согласно приложению 4 к Правилам.

  3. Проектирование и экспертиза проектов строительства.

    Разработка предпроектной и проектной (проектно-сметной) документации осуществляется физическими и юридическими лицами, имеющими лицензии на соответствующие виды работ.

    Порядок разработки проектов строительства регламентированы СН РК 1.02-03-2011 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство».

    В соответствии со статьей 64-4 Закона, комплексную вневедомственную экспертизу на технически и технологически сложные объекты осуществляет государственная экспертная организация.

    Согласно статьи 64-5 Закона, на проекты технически и технологически несложных объектов обязательная комплексная вневедомственная экспертиза проводятся аккредитованными экспертными организациями.

  4. Осуществление строительно-монтажных работ.

    До начала производства строительно-монтажных работ заказчик уведомляет органы, осуществляющие государственный архитектурно- строительный контроль и надзор о начале производства строительно- монтажных работ.

    Строительство объектов, за исключением случаев, предусмотренных Законом, осуществляется:

    • с обязательным сопровождением авторского и технического надзоров;
    • в соответствии с прошедшей в установленном порядке экспертизу проектной (проектно-сметной) документацией.

    При осуществлении подготовительных работ на строительной площадке размещается вывеска с паспортом строительства, в котором отражаются информация о заказчиках, подрядчиках, авторах проекта, лицах, осуществляющих авторский надзор и технический надзор, сведения о производимых строительно-монтажных работах (в том числе о сроках начала и завершения строительства).

    Контроль за соответствием выполняемых строительно-монтажных работ градостроительным регламентам, государственным нормативам в области архитектуры, градостроительства и строительства осуществляется органом государственного архитектурно-строительного контроля и надзора.

  5. Приемка и ввод в эксплуатацию построенного объекта.

    Приемка построенных объектов регулируется Гражданским кодексом Республики Казахстан и Законом.

    Приемка и ввод в эксплуатацию построенного объекта производятся заказчиком при его полной готовности в соответствии с утвержденным проектом и наличии декларации о соответствии, заключений о качестве строительно-монтажных работ и соответствии выполненных работ утвержденному проекту.

    Приемка построенного объекта в эксплуатацию оформляется актом.

    Акт приемки построенного объекта в эксплуатацию подписывается заказчиком, подрядчиком (генеральным подрядчиком), лицами, осуществляющими технический и авторский надзоры, на основании декларации о соответствии и заключений о соответствии выполненных работ проекту и качестве строительно-монтажных работ.

    Эксплуатация построенного объекта без утвержденного акта приемки объекта в эксплуатацию не допускается.

Полезные ссылки

Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан "Әділет" Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»

Налоговое законодательство в Казахстане

Основным законодательным актом, устанавливающим и регулирующим налогообложение в Казахстане, является кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

В соответствии с налоговым законодательством в Республике Казахстан взимаются налоги, которые являются регулирующими источниками государственного бюджета (суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определяемом законом о республиканском бюджете на очередной год), сборы, платы и таможенные платежи, являющиеся доходными источниками как республиканского, так и местных бюджетов.

К налогам относятся:

Сборы включают:

К платам относятся:

Таможенные платежи подразделяются на таможенную пошлину, таможенные сборы, плату, сборы.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан. В Республике Казахстан существуют два объекта налогообложения: обороты по реализации товаров (работ, услуг) и их импорт.

Плательщиками НДС являются юридические и физические лица, которые встали или обязаны встать на учет по НДС в Республике Казахстан, а также нерезиденты Республики, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, имеющие объекты налогообложения.

Размер облагаемого НДС оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ или услуг.

Определены обороты и импорт, освобожденные от НДС:

Установлен также порядок обложения НДС при экспорте и импорте товаров (работ, услуг). Экспорт товаров облагается по нулевой ставке, за исключением случаев наличия международных договоров, участником которых является Республика Казахстан, а также случаев экспорта товаров в государства, которые при экспорте товаров в Республику применяют цены с учетом НДС.

Ставка НДС установлена в 16%.

Сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет по облагаемому обороту, определяется как разница между суммой начисленного налога по облагаемым оборотам и суммой налога, относимого в зачет.

Отчетным периодом по фактическим расчетам с бюджетом по НДС является календарный месяц. Если среднемесячные платежи за квартал по НДС составляют менее 1000 месячных расчетных показателей, то отчетным периодом является квартал.

Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты НДС осуществляется налоговыми и таможенными органами.

В части подтверждения экспорта в страны СНГ в налоговом законодательстве Республики Казахстан имеется следующая особенность: документами, подтверждающими экспорт товаров в государства-участники СНГ, с которыми Республикой Казахстан заключены международные договоры, предусматривающие обложение НДС экспорта товаров по нулевой ставке, является (помимо перечисленных выше) копия ГТД, оформленной в стране импорта товаров, вывезенных с таможенной территории Республики Казахстан в режиме экспорта.

В соответствии с международным договором, уполномоченным государственным органом Республики Казахстан может быть установлен иной порядок подтверждения экспорта товаров в государства-участники СНГ.

Акцизы - являются косвенным налогом, взимаемым с подакцизных товаров, и включаются в стоимость реализации товаров.

Акцизами облагаются товары, произведенные на территории Казахстана и импортируемые на территорию Республики. Не облагаются акцизами экспортируемые подакцизные товары при условии подтверждения товаропроизводителем вывоза товаров на экспорт, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, участником которых является Республика Казахстан.

Плательщиками акцизов являются юридические и физические лица:

  1. производящие подакцизные товары на территории Республики Казахстан;
  2. импортирующие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Казахстан;
  3. осуществляющие оптовую, розничную торговлю бензином (за исключением авиационного) и дизельным топливом;
  4. осуществляющие реализацию конфискованных бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государству, если по вышеуказанным товарам акциз на территории Республики Казахстан ранее не был уплачен;
  5. осуществляющие подакцизные виды деятельности на территории Республики.

На всей территории Республики действуют единые ставки акцизов. Ставки акцизов на подакцизные товары, произведенные или импортируемые на территорию Республики, утверждаются Правительством Республики Казахстан в процентах к стоимости товара или в установленном размере к физическому объему в натуральном выражении.

На объекты игорного бизнеса устанавливаются максимальный и минимальный пределы базовой ставки акциза из расчета на год.

Объектами обложения акцизами являются:

  1. следующие операции, осуществляемые плательщиками акцизов с произведенными и (или) добытыми, и (или) розлитыми ими подакцизными товарами:
    • реализация подакцизных товаров;
    • передача подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
    • передача подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческих сырья и материалов, в том числе подакцизных;
    • взнос в уставный капитал;
    • использование подакцизных товаров при натуральной оплате;
    • отгрузка подакцизных товаров, осуществляемая товаропроизводителем своим структурным подразделениям;
    • использование товаропроизводителями произведенных и (или) добытых, и (или) розлитых подакцизных товаров для собственных производственных нужд;
  2. оптовая реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;
  3. розничная реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;
  4. реализация конфискованных и (или) бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государству подакцизных товаров и т.д.

Не подлежат обложению акцизами:

  1. экспорт подакцизных товаров, если он отвечает требованиям, установленным налоговым законодательством Республики Казахстан;
  2. спирт этиловый в пределах квот, определяемых уполномоченным государственным органом по контролю за производством и оборотом этилового спирта, отпускаемый:
    • для изготовления лечебных и фармацевтических препаратов при наличии у товаропроизводителя лицензии Республики Казахстан на право производства вышеуказанной продукции;
    • государственным медицинским учреждениям;
  3. спиртосодержащая продукция медицинского назначения (кроме бальзамов), разлитая в потребительскую тару емкостью не более 0,1 л и зарегистрированная в качестве лекарственного средства.

Сумма акцизов определяется плательщиком самостоятельно исходя из стоимости реализуемых товаров и установленных ставок.

Отчетным периодом по расчетам с бюджетом по акцизам является календарный месяц.

Корпоративный подоходный налог - плательщиками являются юридические лица - резиденты, кроме Национального Банка Республики Казахстан, а также юридические лица - нерезиденты Республики, их филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения, имеющие налогооблагаемый доход в налоговом году.

Объектами обложения корпоративным подоходным налогом являются налогооблагаемый доход, исчисленный как разница между совокупным годовым доходом и вычетами, предусмотренными налоговым законодательством Республики Казахстан, доход, облагаемый у источника выплаты, и чистый доход юридического лица - нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение.

Ставки корпоративного подоходного налога установлены в следующих размерах:

Доход от реализации доли участия в юридическом лице - резиденте Республики, выплачиваемый юридическим лицам, подлежит обложению налогом у источника выплаты по ставке 15% и дальнейшему налогообложению не подлежит при наличии документов, подтверждающих удержание этого налога источником выплаты.

Кроме того, вознаграждение (интерес), выплачиваемое юридическим лицам, облагается у источника выплаты по ставке 15% от причитающейся суммы. При этом сумма удержанного налога при наличии документов, подтверждающих удержание этого налога источником выплаты, относится в зачет корпоративного подоходного налога, начисленного за налоговый год.

Предусмотрены льготы отдельным юридическим лицам - некоммерческим организациям и государственным учреждениям, а также международным организациям, перечень которых определен Правительством Республики, и т.д.

Налогоплательщики представляют декларацию о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах налоговым органам по месту налоговой регистрации до 31 марта года, следующего за отчетным.

Налогоплательщик осуществляет окончательный расчет и уплачивает корпоративный подоходный налог по истечении 10 дней со дня представления декларации о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах за отчетный год, но не позднее 10 апреля года, следующего за отчетным.

Индивидуальный подоходный налог - плательщиками являются физические лица - резиденты и нерезиденты Республики Казахстан, имеющие объекты налогообложения.

Объектами обложения индивидуальным подоходным налогом являются:

  1. доходы, облагаемые у источника выплаты;
  2. доходы, не облагаемые у источника выплаты.

Не подлежат налогообложению следующие виды доходов физических лиц:

Доходы налогоплательщика подлежат обложению индивидуальным подоходным налогом за налоговый год по ставкам, представленными в таблице ниже.

Доходы Ставки
До 15-кратного годового расчетного показателя 5% с суммы облагаемого дохода
От 15-кратного до 40-кратного годового расчетного показателя Сумма налога с 15-кратного годового расчетного показателя + 10% с суммы, превышающей его
От 40-кратного до 600-кратного годового расчетного показателя Сумма налога с 40-кратного годового расчетного показателя + 20% с суммы, превышающей его
От 600-кратного годового расчетного показателя и выше Сумма налога с 600-кратного годового расчетного показателя + 30% с суммы, превышающей его

Доходы в виде дивидендов, вознаграждений (за исключением вознаграждений по договорам накопительного страхования), выигрышей облагаются по ставке 15%.

Доходы адвокатов и частных нотариусов облагаются по ставке 10%.

К доходам налогоплательщика, облагаемым у источника выплаты, относятся:

  1. доход работника;
  2. доход от разовых выплат;
  3. пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов;
  4. доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей;
  5. стипендии;
  6. доход по договорам накопительного страхования.

К доходам налогоплательщика, не облагаемым у источника выплаты, относятся:

  1. имущественный доход;
  2. налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя;
  3. доход адвокатов и частных нотариусов;
  4. прочие доходы.

Уплата индивидуального подоходного налога по итогам налогового года с учетом внесенных авансовых платежей осуществляется налогоплательщиком самостоятельно не позднее 10 рабочих дней после срока, установленного для сдачи декларации по индивидуальному подоходному налогу.

Налог на имущество

Объектами обложения налогом на имущество являются:

Ставки налога на имущество также различны:

Отчетным периодом по фактическим расчетам с бюджетом по налогу на имущество является календарный год.

Юридические лица (в том числе нерезиденты), их филиалы и иные структурные подразделения, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, самостоятельно исчисляют налог на имущество и уплачивают его по месту нахождения объектов.

Среднегодовая остаточная стоимость амортизируемых активов исчисляется как одна тринадцатая суммы, полученной при сложении остаточных стоимостей таких активов на 1-е число каждого месяца отчетного налогового года и 1-е число следующего за ним года.

Если продолжительность отчетного периода составляет менее одного года (при образовании юридического лица в течение года, реорганизации, ликвидации и др.), усредненная остаточная стоимость амортизируемых активов исчисляется как сумма, полученная при сложении остаточных стоимостей этих активов на 1-е число каждого начинающегося в отчетном периоде месяца и на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, деленная на число слагаемых в этой сумме.

Земельный налог

Все физические и юридические лица независимо от форм собственности при наличии у них земельных участков на праве собственности, в постоянном пользовании или первичном безвозмездном временном пользовании обязаны уплачивать земельный налог. Юридические лица - нерезиденты, а также филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения юридических лиц признаются самостоятельными плательщиками земельного налога по земельным участкам, находящимся у них на вышеуказанных правах.

Земельный налог не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельца и землепользователя и исчисляется ежегодно путем применения установленных налоговым законодательством Республики ставок налога к площади земельного участка.

Особенностью при исчислении земельного налога являются ставки налога, которые установлены в зависимости от принадлежности земельных участков к следующим категориям земель, определенным земельным законодательством:

  1. земли сельскохозяйственного назначения;
  2. земли населенных пунктов;
  3. земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения;
  4. земли особо охраняемых природных территорий;
  5. земли лесного фонда;
  6. земли водного фонда.

Законодательством Республики Казахстан определены следующие базовые ставки налога:

  1. на земли сельскохозяйственного назначения ставки налога установлены в расчете на 1 га и зависят от показателя качества почвы земли (балл бонитета);
  2. на земли населенных пунктов ставки налога установлены в расчете на 1 кв. м площади и дифференцируются по земельным участкам, занятым жилищным фондом (включая строения и сооружения при них), и земельным участкам, занятым нежилыми строениями, сооружениями, участками, необходимыми для их содержания, а также санитарно-защитными зонами объектов, техническими и иными зонами;
  3. на земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения ставки налога установлены в расчете на 1 га и зависят от балла бонитета.

Кроме базовых ставок, установленных на земельные участки в зависимости от их принадлежности к определенной категории земель, в действующем налоговом законодательстве Республики предусмотрены следующие ставки земельного налога с учетом характера использования земельного участка:

  1. на земли, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства, включая земли, занятые под постройками:
    • при площади до 0,50 га - 20 тенге за 0,01 га;
    • на площадь, превышающую 0,50 га, - 100 тенге за 0,01 га;
  2. на придомовые земельные участки, за исключением земель, занятых жилищным фондом, включая строения и сооружения при них:
    • для г. Астаны, Алматы и городов областного значения при площади до 0,06 га - 20 тенге за 0,01 га, на площадь, превышающую 0,06 га, - 600 тенге за 0,01 га;
    • для остальных населенных пунктов при площади до 0,50 га - 20 тенге за 0,01 га, на площадь, превышающую 0,50 га, - 100 тенге за 0,01 га;
  3. на земли населенных пунктов, занятые под территории, на которых осуществляется деятельность со взиманием сбора за право реализации товаров на рынках Республики Казахстан, под автостоянки, автозаправочные станции, - по ставкам, установленным для земель, занятых нежилыми строениями, сооружениями, необходимыми для их содержания, а также санитарно-защитными зонами объектов, техническими и иными зонами, увеличенным в 10 раз.

Налог на транспортные средства - уплачивается всеми физическими и юридическими лицами независимо от форм собственности, если они имеют транспортные средства на праве собственности, доверительного управления собственностью, хозяйственного ведения или оперативного управления, состоящие на государственном учете.

Ставки налога установлены в месячных расчетных показателях (МРП) и дифференцируются в зависимости от вида транспортных средств:

  1. по легковым автомобилям - в зависимости от рабочего объема двигателя в куб. см;
  2. по грузовым автомобилям - в зависимости от грузоподъемности;
  3. по самоходным машинам и механизмам на пневматическом ходу (кроме находящихся на гусеничном ходу) - 3 МРП с каждого объекта;
  4. по автобусам - в зависимости от количества посадочных мест;
  5. по мотоциклам, мотороллерам, мотосаням, маломерным судам (мощностью двигателя менее 55 кВт) - 1 МРП с каждого объекта;
  6. по катерам, судам, буксирам, баржам, яхтам - в зависимости от лошадиных сил двигателя;
  7. по летательным аппаратам - 8% от МРП с каждого киловатта мощности.

При этом к приведенным выше ставкам применяются поправочные коэффициенты. В случаях регистрации и перерегистрации транспортных средств уплата налога производится до совершения вышеуказанных действий по месту регистрации и учета транспортных средств.

При перерегистрации транспортных средств в связи с изменением владельца или переменой места жительства на территории Республики Казахстан в текущем году налог вторично не уплачивается. При отчуждении права собственности на транспортное средство в течение года внесенные плательщиком суммы налога возврату не подлежат.

Транспортные средства, не подлежащие обложению налогом на транспортные средства, являются объектами обложения налогом на имущество.

Социальный налог - плательщиками являются:

  1. юридические лица - резиденты, а также нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение;
  2. индивидуальные предприниматели;
  3. частные нотариусы, адвокаты.

Объектом налогообложения являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам в виде доходов.

Социальный налог взимается по ставке 21%.

Юридические лица - резиденты, а также нерезиденты, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, уплачивают социальный налог за иностранных специалистов административно-управленческого, инженерно-технического персонала по ставке 11%.

Индивидуальные предприниматели, за исключением применяющих специальные налоговые режимы, частные нотариусы, адвокаты уплачивают социальный налог в размере 3 МРП за каждого работника.

Сумма социального налога, подлежащая уплате по структурным подразделениям, рассчитывается исходя из исчисленного социального налога по доходам работников данного структурного подразделения.

Декларация по социальному налогу представляется в налоговые органы ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Специальные налоговые режимы

В Республике Казахстан специальные налоговые режимы предусматриваются в отношении:

  1. субъектов малого предпринимательства;
  2. крестьянских (фермерских) хозяйств;
  3. юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции;
  4. отдельных видов предпринимательской деятельности.

Документом, удостоверяющим право применения специального налогового режима, является разовый талон, который подтверждает факт расчета с бюджетом по индивидуальному подоходному налогу. Патент удостоверяет право применения специального налогового режима и подтверждает факт уплаты в бюджет сумм налогов.

Крестьянские (фермерские) хозяйства и юридические лица производители сельскохозяйственной продукции могут осуществлять расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме для субъектов малого предпринимательства.

Объектом налогообложения является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных (подлежащих получению) на территории Республики Казахстан и за ее пределами.

Не являются объектом налогообложения имущественный доход и прочие доходы индивидуального предпринимателя, не облагаемые у источника выплаты.

Налоговым периодом для индивидуального предпринимателя, осуществляющего расчеты с бюджетом на основе патента, является календарный год; для субъекта малого предпринимательства, осуществляющего расчеты с бюджетом на основе упрощенной декларации, - квартал.

Для субъектов малого предпринимательства, применяющих специальный налоговый режим и являющихся плательщиками НДС, в доход за налоговый период сумма этого налога не включается.

Субъекты малого предпринимательства вправе самостоятельно выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним:

  1. общеустановленный порядок;
  2. специальный налоговый режим на основе разового талона;
  3. специальный налоговый режим на основе патента;
  4. специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

Специальный налоговый режим на основе разового талона применяют физические лица, деятельность которых носит эпизодический характер. Под предпринимательской деятельностью, носящей эпизодический характер, понимается деятельность, осуществляемая в общей сложности не более девяноста дней в году.

Стоимость разовых талонов устанавливается решением местных законодательных органов на основе среднедневных данных хронометражных наблюдений и обследований, проведенных налоговым органом, с учетом месторасположения, вида, условий осуществления деятельности, качества и площади объекта извлечения дохода, а также других факторов, влияющих на эффективность занятия деятельностью.

Физические лица, осуществляющие деятельность эпизодического характера на основе разового талона без применения наемного труда, не являются плательщиками социального налога и освобождаются от государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Специальный налоговый режим на основе патента применяют индивидуальные предприниматели, выполняющие следующие условия:

  1. не используют труд наемных работников;
  2. существляют деятельность в форме личного предпринимательства;
  3. доход за год не превышает 1,0 млн тенге.

Патент выдается индивидуальному предпринимателю на срок не менее одного месяца в пределах одного календарного года. Исчисление стоимости патента производится индивидуальным предпринимателем путем применения ставки в размере 3% к заявленному доходу. Стоимость патента подлежит уплате в бюджет равными долями в виде индивидуального подоходного и социального налогов.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяется субъектами малого предпринимательства, выполняющими следующие условия:

  1. для индивидуальных предпринимателей:
    • предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет 15 человек, включая самого индивидуального предпринимателя;
    • предельный доход за налоговый период составляет 4500, 0 тыс. тенге;
  2. для юридических лиц:
    • предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет 25 человек;
    • предельный доход за налоговый период составляет 9000, 0 тыс. тенге.

Доход индивидуального предпринимателя подлежит налогообложению в зависимости от уровня доходности дифференцировано в пределах 4-18% с суммы дохода, а доход юридического лица - в пределах 5-19% с суммы дохода.

Упрощенная декларация представляется в налоговый орган ежеквартально не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога и распространяется на деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции, переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства и ее реализации, за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизной продукции.

Налоговым периодом по единому земельному налогу является календарный год.

Крестьянские (фермерские) хозяйства, применяющие специальный налоговый режим на основе уплаты единого земельного налога, не являются плательщиками следующих пяти видов налогов: индивидуального подоходного налога, НДС, земельного налога по деятельности, налога на транспортные средства, налога на имущество.

Налоги с недропользователей

Единственным нормативным актом, устанавливающим налоговый режим, является контракт на недропользование.

Налогообложение недропользователей осуществляется согласно двум моделям.

Первая модель предусматривает уплату недропользователями всех видов налогов и других обязательных платежей, определенных Налоговым кодексом.

Вторая модель предусматривает уплату (передачу) недропользователями доли Республики Казахстан по разделу продукции, а также уплату налогов и других обязательных платежей, установленных Налоговым кодексом, за исключением:

Первая модель налогового режима устанавливается во всех контрактах, за исключением контрактов о разделе продукции, для которых применяется вторая модель налогового режима.

Уровень налоговых обязательств недропользователя должен быть равным независимо от применения одной из двух моделей налогового режима.

Специальные платежи и налоги включают бонусы (подписные и коммерческие), роялти, налог на сверхприбыль, долю Республики Казахстан по разделу продукции.

Все виды бонусов и роялти являются вычетами при определении облагаемого дохода для исчисления подоходного налога и налога на сверхприбыль.

Все контракты, заключаемые между договаривающимися сторонами, до момента их заключения должны проходить обязательную налоговую экспертизу в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

Данное положение распространяется и на изменения и дополнения, вносимые в ранее заключенные контракты. При этом согласованный налоговый режим подлежит обязательному включению в окончательный текст контракта.

Налогообложение иностранных юридических лиц

Под доходом из казахстанского источника понимаются следующие виды доходов:

Постоянным учреждением нерезидента в Республике Казахстан признается постоянное место деятельности, через которое он полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность, включая деятельность, осуществляемую через уполномоченное лицо.

Строительная площадка, монтажный или сборочный объект, проведение проектных работ образуют постоянное учреждение независимо от сроков осуществления работ.

При этом под строительной площадкой (объектом), в частности, понимается место осуществления деятельности по возведению и (или) реконструкции объектов недвижимости, в том числе строительство зданий, сооружений и (или) проведение монтажных работ, строительство и (или) реконструкция мостов, дорог, каналов, укладка трубопроводов, монтаж энергетического, технологического или иного оборудования и (или) осуществление прочих схожих работ.

Строительная площадка (объект) прекращает свое существование со дня, следующего за днем подписания акта приемки объекта в эксплуатацию (объемов выполненных работ) и полной оплаты строительства.

Нерезидент также образует постоянное учреждение в Республике Казахстан, если:

Временные или сезонные перерывы при осуществлении деятельности, указанной выше, не приводят к ликвидации постоянного учреждения.

Нерезидент, осуществляющий предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан через независимого посредника [брокера и (или) иного независимого агента, действующего на основании договора поручения, комиссии, консигнации или другого аналогичного договора], не уполномоченного подписывать контракты от имени этого нерезидента, не рассматривается как образующий постоянное учреждение.

Под независимым посредником понимается лицо, действующее в рамках своей обычной (основной) деятельности и являющееся как юридически, так и экономически независимым от нерезидента.

Доходы юридического лица - нерезидента, которые не связаны с постоянным учреждением в Республике Казахстан, подлежат обложению подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов по следующим ставкам.

Под выплатой дохода понимается передача денег в наличной и (или) безналичной формах, ценных бумаг, товаров, имущества, выполнение работ, оказание услуг.

Размеры ставок подоходного налога приведены в таблице ниже.

Дивиденды, доходы от доли участия и вознаграждения 15%
Страховые платежи, выплачиваемые по договорам страхования рисков 10%
Страховые премии, выплачиваемые по договорам перестрахования рисков 5%
Доходы от оказания транспортных услуг в международных перевозках 5%
Доходы, определенные ст.178 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 1-4 настоящей статьи Кодекса 20%

Налогообложению у источника выплаты не подлежат:

Налогообложение доходов нерезидента у источника выплаты производится независимо от распоряжения данным нерезидентом своими доходами в пользу третьих лиц и (или) своих подразделений в других государствах.

Порядок исчисления и удержания подоходного налога у источника выплаты с вознаграждений по долговым ценным бумагам устанавливается уполномоченным государственным органом.

Подоходный налог у источника выплаты, удерживаемый с доходов юридического лица - нерезидента, подлежит уплате в государственный бюджет:

Исчисление корпоративного подоходного налога производится юридическим лицом - нерезидентом самостоятельно, и налог подлежит уплате в течение десяти рабочих дней с момента получения дохода с обязательным представлением декларации по корпоративному подоходному налогу в налоговый орган по месту регистрации эмитента.

Суммы уплаченного за пределами Республики Казахстан подоходного налога засчитываются при уплате подоходного налога в Республике. При этом размер засчитываемых сумм не должен превышать суммы, начисленные в Республике Казахстан к этому доходу по ставкам, действующим в Республике. Если резиденту Республики Казахстан принадлежит прямо или косвенно более 10% уставного капитала иностранного юридического лица или он имеет более 10% голосующих акций этого юридического лица, которое, в свою очередь, получает доход в стране с льготным налогообложением, то в этом случае часть дохода юридического лица, относящаяся к резиденту, включается в его налогооблагаемый доход. Данное положение применяется также к участию резидента в других формах организации предпринимательской деятельности, не образующих юридическое лицо.

Специальные положения по международным договорам

Положения международного договора об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения доходов или имущества (капитала), одной из сторон которого является Республика Казахстан, применяются к лицам, которые являются резидентами одного или обоих государств, заключивших такой договор.

Если положениями международного договора при определении налогооблагаемого дохода юридического лица - нерезидента от деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение допускается вычет управленческих и общеадминистративных расходов, понесенных в целях получения такого налогооблагаемого дохода как в Республике Казахстан, так и за ее пределами, то сумма таких расходов определяется по одному из следующих методов:

  1. метод пропорционального распределения расходов;
  2. метод непосредственного (прямого) отнесения расходов на вычеты.

Юридическое лицо - нерезидент самостоятельно выбирает один из вышеуказанных методов отнесения управленческих и общеадминистративных расходов на вычеты.

Выбранный метод отнесения управленческих и общеадминистративных расходов на вычеты постоянному учреждению (включая порядок исчисления расчетного показателя, используемого при методе пропорционального распределения расходов) применяется ежегодно и может быть изменен только по согласованию с налоговым органом.

Специальная экономическая зона "Астана - новый город" (далее - СЭЗ) расположена на левом берегу реки Ишим в пределах территориальной границы города Астаны и составляет 1052, 6 гектара.

СЭЗ создается с 1 января 2002 года по 2007 год в целях ускоренного развития левобережья реки Ишим путем привлечения инвестиций и использования передовых технологий в строительстве, а также создания современной инфраструктуры.

Налогообложение на территории СЭЗ регулируется налоговым законодательством. Вместе с этим на территории СЭЗ действуют специальные положения, предусматривающие льготное обложение НДС, земельным налогом, налогом на имущество.

Полезные ссылки

Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.07.2018 г.)

Финансовое законодательство в Казахстане

Одним из ключевых этапов развития финансирования жилищного строительства в Казахстане явилась разработка Концепции долгосрочного финансирования жилищного строительства и развития системы ипотечного кредитования в Республике Казахстан, одобренная Правительством страны в августе 2000 года. Основная роль Правительства и Национального банка Республики Казахстан в становлении системы ипотечного кредитования заключалась в создании законодательной базы и нормативного регулирования процесса с целью снижения финансовых рисков участников и повышения доступности жилья для граждан.

При этом государство работает над обеспечением доступности ипотечных займов в Казахстане. Льготную ипотеку в рамках госпрограммы «Нурлы жер» выдают 4 банка второго уровня: ЦентрКредит, АТФБанк, Сбербанк и Банк ВТБ. Конечная ставка для заемщика по субсидируемому займу составляет 10%, оставшуюся часть ставки погашает Казахстанская ипотечная компания. Но такой заем выдается лишь на покупку нового жилья.

В основе законодательства данного механизма приобретения жилья лежит Закон Республики Казахстан от 23 декабря 1995 года № 2723 «Об ипотеке недвижимого имущества» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2018 г.).

Ставки вознаграждения по кредитам, выданным банками на строительство и приобретение жилья гражданам (ипотечное кредитование) и по ним за 2015-2017 гг. представлены на рисунке ниже.

Ставки по кредитам, выданным банками Казахстана на строительство и приобретение жилья гражданам

Согласно обобщенным данным Национального банка Казахстана ставки по выданным банками Казахстана на строительство и приобретение жилья гражданам на протяжении последних трех лет выраженные в национальной валюте изменялись, но волатильность данного показателя была незначительной. Так в период с 2015 по 2017 гг. ставки находились в коридоре от 8 до 11 % годовых.

Полезные ссылки

Информация по кредитам, выданным банками на строительство и приобретение жилья гражданам (ипотечное кредитование) и ставки вознаграждения по ним на сайте Национального банка Казахстана

Трудовое законодательство в Казахстане

Иностранный работник, в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона Республики Казахстан "О миграции населения" - это иммигрант, прибывший или привлекаемый работодателем для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан.

Определение понятия "иностранная рабочая сила" содержится в подпункте 5 пункта 2 Правил установления квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан. К иностранной рабочей силе относятся иностранцы и лица без гражданства, привлекаемые работодателем для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, включая сезонных иностранных работников, трудоустраивающиеся самостоятельно, а также временно переводимые в рамках корпоративного перевода.

Согласно статье 3 Закона "О правовом положении иностранцев" иностранцы в Республике Казахстан имеют все права и свободы, а также несут все обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных законами и международными договорами Республики Казахстан.

Статьей 6 Закона "О правовом положении иностранцев" предусмотрено право иностранцев на труд. Иностранцы могут осуществлять трудовую деятельность в Республике Казахстан на основании и в порядке, установленными законодательством и международными договорами Республики Казахстан. В целях обеспечения реализации конституционного права граждан Республики Казахстан на свободу труда законодательными актами могут быть установлены ограничения по осуществлению трудовой деятельности иностранцев в Республике Казахстан.

Указанной статьей предусмотрено также право иностранных работников на отдых. Иностранцы, находящиеся в Республике Казахстан, имеют право на отдых на общих основаниях с гражданами Республики Казахстан.

Статья 6 Закона РК "О правовом положении иностранцев" регламентирует, что иностранцы не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенным видом трудовой деятельности, если в соответствии с законодательством Республики Казахстан назначение на эти должности или занятие таким видом деятельности связаны с принадлежностью к гражданству Республики Казахстан.

Ограничения на занимаемые должности могут быть предусмотрены международными договорами.

Согласно подпунктам 4), 5), 6) пункта 1 статьи 26 Трудового кодекса Республики Казахстан не допускается заключение трудового договора:

Срок трудового договор с иностранцем, работающим на основании разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.

В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 29 Трудового кодекса трудовой договор с иностранным работником, осуществляющим трудовую деятельность на основании разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, не может быть заключен на неопределенный срок. Срок договора должен соответствовать сроку разрешения.

Дополнительные документы, необходимые для принятия на работу

Помимо обычного перечня документов, требуемых при приеме на работу, законом для иностранных работников установлены дополнительные требования.

Согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 31 Трудового кодекса иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории, для заключения трудового договора необходимо предоставить работодателю вид на жительство или удостоверение лица без гражданства.

Временно пребывающие на территории Казахстана иностранцы должны представить работодателю согласно подпунктам 4) - 6) статьи 26 Трудового Кодекса один из нижеперечисленных документов:

Дополнительное основание для расторжения трудового договора с иностранцем, работающим на основании разрешения на привлечение иностранной рабочей силы

В случае отзыва местными исполнительными органами разрешения на привлечение иностранной рабочей силы Трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон согласно подпункту 2-1) пункта 1 статьи 58 Трудового кодекса.

Полезные ссылки

Трудовой Кодекс Республики Казахстан

Миграционное законодательств в Казахстане

Общественные отношения в области миграции населения, правовые, экономические и социальные основы миграционных процессов регулирует Закон Республики Казахстан «О миграции населения».

На рисунке ниже представлен порядок регистрация иностранных граждан в Республике Казахстан.

Порядок регистрации иностранных граждан в Республике Казахстан

Полезные ссылки

Закон Республики Казахстан «О миграции населения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.07.2018 г.)