Обзор строительного рынка Республики Казахстан
Общие сведения о стране Казахстан на карте
Флаг Казахстана Республика Казахстан
Площадь 2 724 902 км2
Население (2021) 19.085 млн. чел.
ВВП по ППС (2019) 508.5 млрд. долл. США
Доля сектора F
«Строительство» в ВВП
6.0 %
ВВП на душунаселения по ППС (2019) 27 292 долл. США
Средняя заработная плата (2020) 508 долл. США
Средняя заработная плата в строительстве (2020) 578 долл. США
Ввод жилья (2020) 15.3 млн. м2
Обеспеченность жильем (2020) 22.6 м2

Стройкомплекс в экономике Казахстана

Строительный сектор в Казахстане остается одним из наиболее привлекательных направлений для инвестирования. На долю местного строительного комплекса приходится до 6% всего ВВП Казахстана. В плане занятости строительный сектор обеспечивает около 700 тыс. рабочих мест, или 7,9% от общей занятости в экономике.

Объем инвестиций за 12 месяцев 2020 года составил 12,3 трлн тенге (28,2 млрд.долл.США) — на 1,8% меньше по сравнению с январем–декабрем 2019 года. Индекс физического объема относительно предыдущего года составил лишь 96,9%, что указывает на спад реальных объемов капвложений. Ранее инвестиции демонстрировали спад в сопоставимых ценах лишь в 2010 году (ИФО — 97%).

Индексы физического объема инвестиций в основной капитал (в % к предыдущему году)

Индексы физического объема инвестиций в основной капитал (в % к предыдущему году)

Около четверти всех инвестиций в основной капитал в 2020 года пришлось на Атыраускую область: 3 178 960 млн тенге (7,2 млрд.долл.США). Следом идут Нұр-Сұлтан и Алматы. На тройку лидеров приходится 43% всего объема инвестиций в стране.

Индексы физического объема строительных работ по регионам (в % к предыдущему году)

Индексы физического объема строительных работ по регионам (в % к предыдущему году)

Сведения по вводу жилья

С 2010 году в Казахстане существенно вырос такой показатель строительного сектора как ввод общей площади жилья. Если в 2010 года этот показатель составлял 6,4 млн. м2, то к 2021 году он вырос почти в три раза и составил более 17 млн. м2.

Строительство в Казахстане активно развивается, реализуются государственные программы по обеспечению населения жильем. По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития, индустрия строительных материалов в объеме обрабатывающей промышленности занимает 6%. В республике производством строительной продукции занимается почти 2 тысячи предприятий с численностью работников свыше 29 тысяч.

Ввод жилья в Казахстане характеризуется территориальной неравномерностью. Причем данная неравномерность имеет место как в общих показателях (доля ввода жилья в общем объеме), так и в относительных (ввод на душу местного населения).

Региональная структура ввода в эксплуатацию жилых зданий в 2020 году (в % к общереспубликанскому объему)

Региональная структура ввода в эксплуатацию жилых зданий в 2020 году (в % к общереспубликанскому объему)
Ввод в эксплуатацию общей площади жилых домов в расчете на 1000 человек населения в 2020 году
Ввод в эксплуатацию общей площади жилых домов в расчете на 1000 человек населения в 2020 году, м2

Перспективные направления

Задачи, стоящие перед строительной отраслью Казахстана на среднесрочную и долгосрочную перспективу, отражены в широком перечне государственных программ развития страны.

Стратегия развития Республики Казахстан до 2050 года главной целью ставит создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда, вхождение Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира. В рамках программы строительной отрасли ставится задача по модернизации транспортной и социальной инфраструктуры.

Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020 – 2025 годы направлена на создание эффективной и конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, развитие транзита и транспортных услуг, совершенствование технологической и институциональной среды. В рамках Программы до 2025 года планируется реализация 112 инфраструктурных проектов на общую сумму 5,5 трлн тг. В предстоящие 6 лет в рамках программы планируется строительство и реконструкция 10 тыс. км автодорог, а также капитальный и средний ремонт 11 тыс. км дорог республиканской сети. Общий объем финансирования автодорожной отрасли составит 3,5 трлн тг. Реализация программы позволит довести долю автодорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии до 100%, увеличить протяженность дорог I и II-технической категории до 60%, долю платных дорог до 45%, со 100% обеспечением объектами придорожного сервиса.

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года акцентируется на осуществлении мер, направленных на повышение устойчивости национальной экономики к негативным последствиям мировых или региональных кризисов. Программа предусматривает, что гражданам с доходами, недостаточными для самостоятельного решения жилищных вопросов, будет оказываться эффективная социальная поддержка: по программе 2-10-20, 5-10-20, через внедрение механизмов субсидирования арендной платы с переориентацией части средств, предусмотренных на строительство арендного жилья в регионах (с обеспечением охвата не менее 100 тыс. семей) через «Отбасы банк». Предусмотрено субсидирование затрат работодателей при строительстве арендных домов на селе для работников, с которыми заключены трудовые договоры.

Программа предусматривает развитие механизма строительства индустриальных зон и индустриальных парков по принципу ГЧП. При этом создание новых индустриальных зон будет осуществляться с возможностью прямого применения зарубежных стандартов при строительстве объектов и наделения управляющей компании полномочиями по экспертизе проектов.

Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан, ставя главной целью стимулирование диверсификации и повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, среди задач обозначает необходимость модернизации инфраструктуры Казахстана.

На развитие строительного рынка Казахстана в настоящий момент влияет несбалансированность спроса и предложения, что существенно влияет на ценовые параметры рынка. Согласно данным официальной статистики, на первичном рынке за 4 месяца 2021 цены выросли на 5,5%, на вторичном — на 12,3%. При этом активизировался и спрос — число сделок купли-продажи с января по апрель 2021 увеличилось в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Влияние на ценовую ситуацию оказывают в том числе меры, которые были приняты руководством страны для обеспечения граждан собственным жильем. Большое влияние оказывает рост стройматериалов. Рост цен на материалы на местном рынке за январь-апрель 2021 составил 16%. При этом в структуре себестоимости квадратного метра 49% составляют затраты на строительные материалы. Еще 10% — это зарплаты, 9% — накладные расходы, 6% составляет прибыль. Причем в структуре затрат на стройматериалы большую часть составляет кирпич – 18%, железобетонные изделия – 17%, отделка – 11%, металлические конструкции и детали – 10%, раствор, смеси – 6%, бетон — 3%. Драйвером развития строительного комплекса Казахстана является его жилищный рынок. По данным Бюро национальной статистики, в 2020 на строительство жилья было направлено 1,9 трлн тенге (4,43 млрд. долл. США), построено 15,3 млн м2 жилья, из них государством – 16% (2,4 млн м2), населением – 42% (6,4 млн м2), иностранными субъектами – 1% (0,1 млн м2) и частными строительными компаниями – 41% (6,4 млн м2). Из 6,3 млн м2, построенных частными строительными компаниями, 26% построено в рамках законодательства о долевом строительстве за счет привлечения средств дольщиков, 24% за счет собственных средств, 3% — за счет жилищных строительных кооперативов и за счет иных источников остальные 47%. При этом 47% рынка, реализуемого частными застройщиками, построено за счет иных источников (через договоры бронирования, резервирования и других). Вместе с тем, существуют ограничения на рынке, «выстроенные» самим государством. В частности, речь идет о гарантировании, без которого строительные компании не могут привлекать деньги дольщиков. В стране есть единый оператор («Казахстанская жилищная компания»), который берет на себя обязательство достроить жилье, если наступит гарантийный случай. В 2021 планируется построить 17 млн м2 жилья в рамках программы «Нурлы жол».

Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020 – 2025 годы направлена на создание эффективной и конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, развитие транзита и транспортных услуг, совершенствование технологической и институциональной среды. До 2025 года программой планируется реализация 112 инфраструктурных проектов на общую сумму 5,5 трлн тг. (около 12 млрд. долл. США).

Навигация по странице
Актуально
Индивидуальный запрос информации в ОАО «НИИ Стройэкономика» на договорной основе
Индивидуальный запрос информации в ОАО «НИИ Стройэкономика» на договорной основе Подробнее
2-й конгресс и выставка «Цемент Центральная Азия: строительство и модернизация заводов»
2-й конгресс и выставка «Цемент Центральная Азия: строительство и модернизация заводов»

04/09/2024

Подробнее
Курсы валют