BudExport
Забыли пароль?
OK

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

В РЕСПУБЛИКЕ ВЕНГРИЯ

Гражданское законодательство в Венгрии

Основным республиканским органом государственного управления, обеспечивающим формирование и реализацию государственной правовой политики в Венгрии, является Министерство юстиции.

Министерство юстиции Венгрии является одним из 8 министерств Венгрии и отвечает за гармонизацию работы правительства и развитие государственного управления на федеральном и региональном уровнях, а также кадровую политику в данной области. В число приоритетных задач министерства входит подготовка, координация и осуществление работы правительства в области правосудия. Министерство также контролирует вопросы гражданства, регистрации рождаемости, смертности и заключения браков, установления личности и регистрации места жительства, а также сбора и контроля за безопасностью персональных данных граждан. Министерство осуществляет законопроектную деятельность, связанную как с разработкой законопроектов, так и с соответствующей гармонизацией законодательства страны с нормами Евросоюза.

В структуре министерства работают 4 государственных секретаря, отвечающих за руководство соответствующими департаментами министерства:

Основным источником права в Венгрии являются законы и другие нормативные акты. Во главе иерархии стоит Конституция, за ней следуют законы парламента, правительственные декреты, декреты Премьер-министра и членов правительства, акты местных самоуправлений. Определенную роль в качестве источника права традиционно играет судебная практика.

В Венгрии в систему судов общей юрисдикции входят: Верховный суд, столичный и областные суды, а также местные суды.

Верховный суд дает принципиальное направление деятельности всех судов. Его директивы и принципиальные решения для судов обязательны. В Верховном суде существует палата единообразного судопроизводства, специализирующаяся в уголовной, гражданской, экономической, трудовой и административной сферах.

Конституционный суд Венгрии является органом конституционного контроля. Учрежден в 1989 г. вместо включенного в Конституцию в 1983 г. Конституционно-правового совета. Основы статуса этого органа урегулированы параграфом 32 Конституции.

Отличительной особенностью правовой системы Венгрии является активность Конституционного суда в процессе нормотворчества. Он не только аннулирует множество законодательных норм, но и самостоятельно формулирует важнейшие правовые принципы, фактически создавая новые нормы права.

В целях повышения уровня образования судебных работников, развития новых компетенций на постоянной основе функционирует Венгерская Академия правосудия. Академия тесно сотрудничает с университетами, отечественными и зарубежными организациями.

Произошедшие в стране общественно-экономические преобразования, подготовка и вступление в 2004 г. в Европейский Союз способствовали принятию нового Гражданского Кодекса (предыдущий был принят в 1959 г.), в котором были урегулированы отвечающие современным условиям развития страны гражданско-правовые отношения, личные и имущественные права как физических, так и юридических лиц. Кодекс представляет собой свод актов, включающих отдельные нормы различной отраслевой принадлежности.

Целью нового ГК является регулирование основополагающих имущественных и неимущественных отношений лиц на основе принципа координации и равноправия.

Согласно Кодексу, его положения подлежат толкованию в соответствии с конституционным строем Венгрии, а толкование нормативных актов, устанавливающих гражданско-правовые отношения, должно осуществляться на основании положений Гражданского кодекса. Основными принципами гражданского права, урегулированными в новом ГК, являются: принцип добрых нравов, принцип честности, принцип ожидаемого поведения и принцип недопустимости злоупотребления правом.

На правительственном портале Венгрии можно ознакомиться как с действующей национальной правовой системой, так и с нормативными правовыми актами утратившими и не вступившими в силу.

Полезные ссылки

Министерство юстиции Венгрии Верховный суд Венгрии Конституционный суд Венгрии Венгерская академия правосудия Правительственный портал Венгрии

Строительное законодательство в Венгрии

Основным источником права является Гражданский кодекс Венгрии, который содержит общие положения, регулирующие контракты на проектирование и проведение строительных работ в целом.

Существует несколько других законов, непосредственно регулирующих закон о строительстве. Наиболее важными из них являются Закон о строительстве (Закон LXXVIII от 1997 года), также известный как Закон о создании и защите встроенного окружения, Постановления правительства № 191/2009, 194/2009, 312/2012 и 266/2013.

Для выполнения строительных работ имеется несколько официальных разрешений, лицензий и согласий, например:

Следует отметить, что для специальных строительных проектов могут потребоваться дополнительные разрешения (например, разрешения на электростанции и промышленные объекты).

Налоговое законодательство в Венгрии

Налоговое законодательство Венгрии основывается на постулатах Конституции, положениях Налогового и Таможенного кодексов, законов по вопросам таможенного дела, действующих международных договорах, нормативно-правовых актах.

Налоговый кодекс Венгрии регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц, а также ответственность за нарушение налогового законодательства.

Контролирующим органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и таможенную политику, политику по администрированию единого взноса, государственную политику в сфере борьбы с правонарушениями при применении налогового и таможенного законодательства, законодательства по вопросам уплаты единого взноса и другого законодательства, является Национальная налоговая и таможенная служба Венгрии (www.nav.gov.hu), положение о деятельности которой утверждено Законом Венгрии, вступившим в силу 1 января 2011 г.

Основными функциями Национальной налоговой и таможенной службы является:

Ознакомиться с основными нормативными правовыми актами действующего в Венгрии законодательства в области налогового и таможенного управления можно здесь.

Таможенно-тарифное регулирование. В настоящее время в Венгрии действуют следующие законодательные акты, составляющие основу нормативно-правовой базы регулирования внешнеэкономической деятельности: З акон XCIII от 2001 года «Об отмене валютных ограничений и внесении изменений в некоторые связанные с этим акты», Закон CXXVI от 2003 года «О применении таможенного права Евросоюза», Закон ХХIХ от 2004 года «О внесении изменений в некоторые законы в связи с вступлением страны в Евросоюз» и Закон CLXIV от 2005 года «О торговле».

В соответствии с положениями Закона CXXVI от 2003 года на территории Венгрии в полном объёме действует таможенное право Евросоюза, под которым понимается Таможенный кодекс Евросоюза, а также директивы ЕС о его исполнении, системе таможенных преференций, таможенной и статистической номенклатуре и общем таможенном тарифе. Наряду с этим, упомянутый закон содержит ряд положений, которые относятся к компетенции национального законодательства, провозглашая при этом приоритет таможенного права вросоюза. Кроме того, согласно параграфа 140 Закона ХХIХ от 2004 года экспорт, импорт и транзит товаров и услуг могут быть ограничены венгерским правительством, как в гармонизированных с нормами Евросоюза сферах, так и в негармонизированных.

Венгрия адаптировала Соглашение ВТО о таможенной стоимости и применяет в своей практике Single Administration Document (SАD) – единый таможенный документ. В 1996 году Венгрия присоединилась к конвенциям ЕС о процедуре общего транзита и упрощении таможенных правил. Благодаря этому, в случае поставок товаров они не подвергаются таможенному досмотру при транзитном пересечении границ, что значительно сокращает сроки доставки.

В результате перехода Венгрии на общий таможенный тариф ЕС уровень таможенного обложения в Венгрии значительно снизился. В 2016 г. средневзвешенный уровень импортных таможенных пошлин в стране равнялся по промышленным товарам – 1,5%, по аграрной продукции – до 2,2%. В стране действует система электронных таможенных процедур. Национальное управление по налогам и таможенным сборам Венгрии связывается с заявителем лишь в том случае, если существует необходимость в осмотре проходящих таможенное оформление товаров, либо в получении оригиналов соответствующих документов поставщика.

В соответствии с венгерским законодательством, экспорт и импорт отдельных товаров и услуг и представляющих материальную ценность прав интеллектуальной собственности – согласно правилам ЕС, международным экономическим соглашениям, а также специальным подзаконным актам – могут подлежать лицензированию, ограничению, либо осуществлению в рамках льготных таможенных контингентов. Относящиеся к этим задачам функции выполняет Венгерское управление по регулированию торговли и лицензированию, которое является национальной венгерской организацией, официально уполномоченной Евросоюзом на выдачу экспортных или импортных разрешений. Оно же призвано осуществлять практическую реализацию в Венгрии решений ЕС в области защиты внутреннего рынка Евросоюза. Управление осуществляет учёт и мониторинг всех участников внешнеэкономической деятельности. Внешнеторговый оборот радиоактивных и взрывчатых веществ, огнестрельного и холодного оружия, а также военной техники требует обязательного получения в Управлении специального разрешения. Одной из основных функций Управления является участие в выработке официальной позиции страны по конкретным антидемпинговым, специальным защитным и компенсационным мерам, принятие которых отнесено к компетенции Евросоюза. Венгерское управление по регулированию торговли и лицензированию имеет статус самостоятельного юридического лица и напрямую подчинено министру национальной экономики.

В результате на территории Венгрии осуществляются те же 8 процедур таможенной обработки товаров, что и в остальных странах-участницах ЕС (до 2004 г. в венгерской практике существовало 10 видов таможенных процедур). Под выпуском товаров в свободное обращение, например, понимается таможенная очистка товара, импортированного из третьих стран, с применением к нему мер торговой политики ЕС и уплатой импортных таможенных пошлин.

Информация о действующих тарифах по импорту товаров и услуг на таможенную территорию Венгрии доступна на интернет-сайте Евросоюза (на английском и большинстве других европейских языков).

Кроме того, аналогичную информацию представляет Национальное управление по налогам и таможенным сборам (сайт поддерживается только на венгерском языке).

Полезные ссылки

Национальная налоговая и таможенная служба Венгрии Венгерское управление по регулированию торговли и лицензированию Всемирная торговая организация Национальное управление по налогам и таможенным сборам

Финансовое законодательство в Венгрии

Венгерская нормативно-правовая база регулирования банковского сектора и биржевой торговли адаптирована к нормам Евросоюза и является в целом достаточно развитой. Наиболее важными документами в сфере нормативно-правового регулирования банковского сектора являются: Закон CXII от 1996 года «О кредитных организациях и финансовых институтах», Закон CXX от 2001 года «О фондовом рынке», Закон LXXXV от 2007 года «О предоставлении финансовых услуг», Закон CLVIII от 2010 года «О ведомстве по финансовому надзору», Закон CXCL от 2011 года «О государственных финансах», Закон CXXXIX от 2013 года «О Венгерском Национальном Банке» и ряд других. Задачи выработки государственной политики и основных направлений регулирования банковского сектора и биржи относятся к Министерству финансов. Эмиссионные функции выполняет Венгерский Национальный Банк (www.mnb.hu), который является независимым в своей деятельности. Национальный банк является членом Европейской системы центральных банков и Европейской системы финансового надзора. Важнейшей задачей экономической политики банка в целом является обеспечение устойчивого экономического роста. Основной целью – достижение и поддержание стабильного уровня цен. К основным функциям Национального банка относятся:

Важную роль в разработке предложений и рекомендаций в области регулирования финансового рынка играет Венгерская банковская ассоциация – орган заинтересованных сторон венгерских банков, координатор и представитель официальной позиции банковского сообщества. Важнейшей задачей ассоциации является представление профессиональных интересов ее членов. Целями ассоциации являются: развитие банковского сектора, участие в разработке необходимого нормативного правового поля, повышение качества услуг банковских организаций и доверия клиентов.

Компетенции надзора за деятельностью финансовых институтов переданы Венгерскому Национальному Банку, который стал саморегулятором (раньше эти задачи выполняло Управление по надзору за финансовыми организациями – PSZÁF). Данное изменение непосредственно связано с очередным этапом реформы банковской сферы Евросоюза. Наряду с этим, действует Совет по финансовой стабильности. Его участниками являются представители руководства Венгерского Национального Банка, Министерства финансов и ряда других ведомств. Главные задачи этого органа – координация деятельности регуляторов, обеспечение мониторинга, выработка рекомендаций для правительства.

На сайте Национального банка Венгрии в рубрике «законодательство» можно ознакомиться с действующими нормативными правовыми актами и основными международными стандартами.

Полезные ссылки

Национальный банк Венгрии Венгерская банковская ассоциация Совет по финансовой стабильности Венгрии

Трудовое законодательство в Венгрии

Важнейшим результатом интеграционной деятельности государств-членов ЕС и Венгрии в частности в юридической сфере стало формирование в его рамках новой наднациональной правовой системы, – «права Европейского союза», которая со временем приобрела автономный характер, обособившись от международного (публичного) права.

Именно посредством и на основе норм этой правовой системы реализуются интеграционные проекты ЕС во всех областях общественной жизни: начиная от принципов единого экономического пространства («общего», затем «внутреннего» рынка ЕС) и заканчивая законодательством о визах, убежище, борьбе с преступностью или иных мерах в рамках «пространства свободы, безопасности и правосудия» ЕС. Право Европейского союза, таким образом, предстает перед участниками общественных отношений как юридический инструмент объединения Европы, как «интеграционное право».

В силу внутренних особенностей, присущих этой правовой системе (в частности, в силу принципа прямого действия права ЕС, сформулированного Судом Европейских сообществ), ее нормы наделяют правами и обязанностями не только государства-члены ЕС, но и непосредственно граждан, иных физических и юридических лиц, проживающих, находящихся или осуществляющих свою деятельность в Европейском союзе.

Источниками права Европейского союза, выступают, с одной стороны, учредительные документы ЕС и документы, вносящие в них изменения или дополнения («первичное право»), с другой стороны – законодательство и иные акты институтов и органов Союза («вторичное», или «производное» право). Правотворческую роль в ЕС играет также судебная практика, формулируемая в решениях Суда Европейских сообществ и подчиненных ему трибуналов ЕС.

Статьей 288 Договора о функционировании Европейского Союза установлено, что в качестве правовых актов ЕС выступают пять видов документов. К ним относятся:

Рекомендация и заключение ЕС, в отличие от вышеперечисленных актов, не обладают юридически обязательной силой. Рекомендация служит инструментом для выдвижения предложений, заключение – для изложения официальных позиций институтов ЕС по определенным вопросам.

При осуществлении социальной политики Европейский союз подтверждает приверженность целям и принципам Европейской социальной хартии (статья 151 Договора о функционировании ЕС). Однако сама по себе Европейская социальная хартия, в отличие от Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, не имеет обязательной юридической силы для органов Союза.

Процессы расширения Союза приводят к тому, что его гармонизированное и унифицированное право постепенно, закономерно, как косвенно, так и непосредственно, влияет на правовые системы сопредельных государств.

Министерство национальных ресурсов является центральным органом исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере труда и социальной политики, занятости населения и трудовой миграции, трудовых отношений, общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, социального диалога, социальной защиты и иным. Отвечает за социальные стандарты, пенсионную, семейную, детскую и юношескую политику, образование, культуру и здравоохранение. Кроме того, полномочия данного министерства также включают такие аспекты как защита детей и молодежи, защита потребителей, профессиональная подготовка и обучение взрослых, интеграция цыганского населения.

Министерство по согласованию с другими республиканскими органами определяет максимальное количество разрешений на трудоустройство, которые могут быть оформлены иностранным гражданам в любой определенный момент, включая перечень профессий. Реализация соответствующих законов находится в компетенции Государственной службы занятости.

Департамент связей с Европейским Союзом, находящийся в структуре Министерства национальных ресурсов, отвечает за координацию в таких областях, как применение права Европейского Союза, выполняет задачи по посредничеству и координации политики по образованию и подготовке, осуществляет деятельность по распространению информации.

Государственная служба занятости состоит из Национального управления занятости и социальной защиты и семи региональных центров занятости. Региональные центры занятости отвечают за оформление пособий по безработице, за биржу труда и другие отрасли в сфере занятости, в том числе за курсы подготовки для взрослых и оформление разрешений на трудоустройство гражданам третьих стран.

Особо следует отметить развитие социального партнерства на уровне Европейского союза (ЕС). ЕС использует при этом первую, т. е. трехстороннюю модель. В трехсторонних переговорах на уровне созданного Экономического и Социального совета ЕС участвуют также представители объединений работодателей (ассоциация UNICE) и представители объединения профсоюзов ЕС. В 1992 г. в Маастрихте социальными партнерами стран ЕС был подписан протокол, признавший работодателей и работников партнерами, с которыми Союз должен согласовывать свои меры.

На сайте инспекции по условиям труда в рубрике «трудовое законодательство» можно ознакомиться с действующими нормативными правовыми актами, основным из которых является Трудовой кодекс, утвержденный Законом I в 2012 году.

Полезные ссылки

Министерство национальных ресурсов Венгрии Департамент связей с европейским союзом Государственная служба занятости Инспекция по условиям труда Мировая конфедерация профсоюзов (world federation of trade unions) Международная организация труда (international labour organization) Международная конфедерация Свободных профсоюзов Всемирная конфедерация труда Всемирный банк Международный валютный фонд

Миграционное законодательство в Венгрии

Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, сохранения устойчивого экономического роста. В условиях стремительного сокращения численности европейского трудоспособного населения совершенствование миграционной политики в странах Европы приобретает особую актуальность, особенно в современных условиях, когда миграционные процессы носят стихийный характер.

Правовое регулирование миграционных процессов в Венгрии, как и в других странах Европейского Союза строится на двух уровнях:

  1. национальное миграционное законодательство;
  2. наднациональная нормативная правовая база Европейского Союза. Учитывая тот факт, что единая миграционная политика в ЕС так и не выработана, национальные правительства самостоятельно разрабатывают и реализуют политику по отношению к мигрантам.

Законом I от 2007 г. (в редакции от 01.07.2018 г.) предусмотрены правила въезда и проживания лиц, имеющих право на свободное перемещение и проживание. Лицами, попадающими под действие этого закона, являются граждане стран ЕЭП и члены их семей, не имеющие венгерского гражданства, а также граждане третьих стран, являющиеся членами семей граждан Венгрии.

Законом II от 2007 г. (в редакции от 26.07.2018 г.) урегулирован въезд и пребывание граждан третьих стран.

Закон LXXX от 2007 г. (в редакции от 01.07.2018 г.) «О предоставлении убежища» вводит в венгерское законодательство концепцию дополнительной защиты и упрощает правила признания в качестве получения временной защиты. Статус беженца и дополнительная защита определяются в единой унифицированной процедуре в соответствии с положениями квалификационных директив:

Венгрия является одной из немногих стран ЕС, где законодательно предусмотрено признание статуса лиц без гражданства (постановление Правительства № 114/2007).

Положения, касающиеся интеграции мигрантов, изложены в следующих отраслевых правовых актах:

Министерство внутренних дел несет основную ответственность в сфере миграции, интеграции и убежища. В рамках реализации данной работы этими вопросами занимается Департамент по делам миграции и гражданства, находящийся в компетенции заместителя государственного секретаря по международным делам и делам ЕС. Основан 1 января 2000 года в качестве общенационального независимого бюджетного органа при Министерстве внутренних дел. Как и в большинстве государств-членов ЕС, административные обязанности, связанные с вопросами обеспечения убежища, гражданства и защиты иностранцев, управляются одним учреждением с момента создания Департамента. В соответствии с проведенной в 2002 году административной реформой Департамент дополнен региональными органами, организованными на территориальном уровне. Министерство внутренних дел обеспечивает надзор за деятельностью Департамента.

В настоящее время семь региональных управлений и 24 офиса осуществляют работу с иностранными гражданами в Венгрии годовой оборот которых составляет более 1 миллиона человек.

Государственные должностные лица Департамента отвечают за въезд, пребывание и урегулирование вопросов иностранных граждан, ходатайств о предоставлении убежища. Кроме того, Департамент отвечает за принятие решений по делам иностранцев, которые незаконно остаются на территории Венгрии или совершают другие уголовные преступления, организуют возвращение иностранцев, вынужденных покинуть страну, и оказывают помощь в возвращении с гуманитарной точки зрения. В отдельных населенных пунктах работают закрытые центры приема беженцев. Эти объекты функционируют в полном соответствии с европейскими требованиями и стандартами, обеспечивающими надлежащее размещение, питание и базовое медицинское обслуживание. Признанным беженцам, проживающим на территории Венгрии, предоставляются различные предметы снабжения и субсидии, чтобы облегчить их успешную адаптацию.

Вступление Венгрии в ЕС в 2004 г. не привело к серьезным изменениям в миграционной политике страны, и до последнего времени число иммигрантов в Венгрии оставалось относительно низким. Согласно статистическим данным, около 65% иммигрантов, проживающих в Венгрии, являются европейскими гражданами, в первую очередь этническими венграми из Украины, Румынии и Сербии; 35% иммигрантов – выходцы из Азии. Миграция в Венгрию в основном вызвана спросом на трудовую миграцию на субрегиональном уровне, зачастую основанную на сезонной или временной занятости. Уровень образования иммигрантов в Венгрии, как правило, выше, чем у коренного населения, и большее число иммигрантов находится в активном трудоспособном возрасте.

Департамент по делам миграции и гражданства тесно сотрудничает с полицией, а также с гражданскими и военными службами безопасности. Налажено сотрудничество с Министерством иностранных дел и торговли и иностранными представительствами по выдаче виз для иностранных граждан; с учебными заведениями по зачислению иностранных студентов; с центрами занятости по найму иностранных работников и с профессиональными представительными органами по рассмотрению дел иностранных инвесторов.

Департамент продолжает совершенствовать свое сотрудничество с гражданскими организациями, которые оказывают помощь главным образом в области интеграции, жилья, обслуживания и правовой защиты иностранцев.

На сайте Департамента можно ознакомиться с подробной и актуальной информацией по вопросам миграции и гражданства, а также получить квалифицированную консультацию специалистов по интересующим вопросам в рубрике «вопросы и ответы».

В сфере миграции в Венгрии работают две основные международные организации: Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и Международная организация по миграции (МОМ). Кроме того, государственные органы Венгрии, занимающиеся миграцией, тесно сотрудничают с Международным центром по развитию миграционной политики путем реализации многих совместных проектов.

В Венгрии функционируют более сотни общественных организаций, которые оказывают различные услуги мигрантам, беженцам или лицам, нуждающимся в международной защите. Эти общественные организации отличаются по размеру, имеют различные цели и целевые аудитории. Основными и самыми активными участниками в этой сфере являются: Menedek – Ассоциация мигрантов, Фонд Artemisszio, Венгерский хельсинский комитет и Венгерский межцерковный фонд помощи.

Полезные ссылки

Министерство внутренних дел Венгрии Департамент по делам миграции и гражданства Министерство иностранных дел и торговли Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев Представительство международной организации по миграции в Венгрии Венгерская ассоциация мигрантов Фонд Artemisszio Венгерский Хельсинский комитет