Авторизация
X

Пошаговая модель выхода на рынок Республики Венгрия

Поэтапная схема выхода на строительный рынок Венгрии приведена на рисунке ниже.

Поэтапная схема выхода на строительный рынок Венгрии, заключение и реализация внешнеэкономического контракта на строительство объектов на данной территории белорусской подрядной организацией

Этап 1: Принятие решения о возможности экспорта строительных услуг на территорию Венгрии

В Венгрии на сегодняшний день наблюдается серьезный рост строительного сектора.

Объем строительных работ Венгерского строительного рынка, в млн. форинтов в текущих ценах представлен на рисунке ниже. Прирост объема строительных работ за 2017 год составит 36,9%, для которых непосредственно предприятий строительного сектора рост составил 35%, строительные работы предприятий не строительного сектора - 45%, а непосредственно осуществляемые домохозяйствами - 72%.

Объем строительных работ Венгерского строительного рынка, в млн. форинтов в текущих ценах

В первую очередь такой подъем обусловлен выделяемыми финансовыми средствами Европейского союза, полноправными членами которого Венгрия является с 2004 года, но стоить отметить и большую активность частного сектора экономики страны, активно инвестирующего в строительство.

Экономический рост, в том числе в сфере строительства, делает приводит к нехватке квалифицированных технических специалистов и рабочей силы. Также существует потребность в импорте строительных материалов, это, в первую очередь: кирпича, тепло- и гидроизоляционных материалов, арматурной стали, оконных и дверных блоков, стеклянных стеновых конструкций, что делает данный рынок потенциально перспективным для предприятий Республики Беларусь. Для ознакомления с экспортными возможностями белорусских организаций для венгерских компаний организуются визиты на строительные объекты в Беларуси и ответные визиты представителей отечественных компаний в Венгрию.

Этап 2: Регистрация юридического лица в Венгрии

Регистрация организации в Венгрии состоит из следующих шагов:

  • Шаг 1. Подготовка корпоративных документов венгерским юристом. Учредители компании подписывают учредительный документ, который должен быть скреплен печатью венгерского адвоката. Время выполнения: один день.
  • Шаг 2. Открытие банковского счета. Время выполнения: один день.
  • Шаг 3. Регистрация компании в Регистрационном суде (находится в ведении Минюста) и получение идентификационного номера налогоплательщика. Компания создается на основании решения Регистрационного суда. Все компании и предприятия, индивидуальные предприниматели должны зарегистрироваться в соответствующем Регистрационном суде по адресу офиса компании. Заявки на регистрацию должны быть представлены в электронном виде через полномочного представителя. Регистрационный суд электронном виде регистрирует документы, относящиеся к компании и предоставляет электронное свидетельство о регистрации. Принцип «одного окна» при регистрации компании и индивидуальных предпринимателей означает, что Регистрационный суд самостоятельно получает налоговый номер и статистический код компании, используя электронную систему, созданную для этой цели. Время выполнения: в случае компаний, созданных с использованием стандартных учредительных документов –в течение часа с момента выдачи идентификационного номера налогоплательщика компании (это упрощенная процедура регистрации не распространяется на публичные акционерные компании), в противном случае процедура регистрации занимает 15 рабочих дней.
    Расходы, регистрационные сборы:
    • для товариществ с ограниченной ответственностью: HUF 50,000 (EUR 170);
    • для обществ с ограниченной ответственностью и для частных компаний с ограниченной ответственностью акций: HUF 100 000 (EUR 335);
    • для публичных акционерных компаний: HUF 600 000 (EUR 2070).
  • Шаг 4. Регистрация в налоговых органах, муниципалитетах, торговых палатах, Главном управлении Национального пенсионного страхования Время выполнения: один день. Налогоплательщики, которые обязаны зарегистрировать свою компанию также должны одновременно представить государственной налоговой службе в течение 15 дней с момента подачи заявки на регистрацию компании информацию, которая не указа в заявке на регистрацию компании. Кроме того, все налогоплательщики обязаны сообщить местным налоговым органам в течение 15 дней о начале деятельности налогоплательщика (в отношении местных налогов).
  • Шаг 5. Предоставление данных о сотрудниках в налоговый орган.

После регистрации наниматель обязан представить данные о своих работниках (представляются в электронном виде на правительственном портале) Трудоустройство иностранных граждан (кроме стран-членов ЕС) возможно только после получения индивидуального разрешения на работу. Ходатайство на получение разрешения подается работником. Однако наниматель должен подтвердить, предпринимал попытки принять на работу венгерских граждан через центр занятости.

Этап 3: Получение лицензии и разрешений в Венгрии

Условия и порядок действий строительной организации по возведению объектов в Венгрии были детально проанализированы в 2017 году в рамках специального отчет Всемирного банка «Doing Business in the European Union 2017: Bulgaria, Hungary and Romania». В целом в Венгрии достаточно легко получить разрешение на строительство (в качестве объекта представителя был выбран склад, для него нужно было пройти 18 процедур, по сравнению с Болгарией (19 процедур), и Румынией (26 процедур), это хороший показатель). Однако страна отстает от многих в ЕС, где в среднем для аналогичных действий нужно по 13 процедур. Для сравнения в Республики Беларусь этот показатель равен 16 процедурам.

Компетентные органы ведающими вопросами разрешений на первой инстанции являются клерки муниципалитета в городах и клерки муниципалитета в районах столицы. В случаях, заявленных правительством как имеющие преимущественное значение, обязанности органов первой инстанции предоставляются районными строительными ведомствами. Компетентными органами второй инстанции являются Региональные ведомства по вопросам строительства и охраны наследия.

Следующие случаи подлежат выдаче разрешения от органа строительства: формирование участка, строительство, реструктуризация, расширение, реконструкция, реставрация, особенно модернизация, снос и использование. В порядке предоставления разрешения на строительство решение органа власти должно быть принято в течение 15 дней после подачи заявки. Если заявка является неполной или требуется участие экспертного органа, решение компетентного органа должно быть принято в течение 15 дней после последнего последующего документа или полученного экспертного отчета. Разрешение на строительство не освобождает строителя от обязанности получать другие разрешения, предусмотренные отдельными правовыми нормами.

Консолидированная процедура состоит из двух разделов: рамочная процедура предоставления теоретического разрешения и порядок предоставления разрешения на строительство. Внедрение такой процедуры может значительно сократить время, необходимое для изучения требований планирования и получения разрешения на строительство.

Строительная компаний должна подать заявку на получение лицензии - если иное не требуется по закону - до использования зданий и частей зданий, или должен заявить факт завершения строительства. Лицензия на использование должна быть предоставлена, если здание или часть здания - в случае конструкций, требующих разрешения, - соответствуют разрешению на строительство и построены таким образом, чтобы обеспечить его пригодность для безопасного использования в соответствии с его функцией,

В соответствии с соответствующим законодательством Венгрии требуется специальное разрешение на строительство и эксплуатацию определенной недвижимости. В этих случаях эксперты должны сообщать о так называемом предварительном отчете об оценке воздействия на окружающую среду о влиянии планируемого строительства и строительстве на окружающую среду. Отчет должен быть подан в компетентный орган по охране окружающей среды. Целесообразно координировать содержание предварительного отчета до подачи заявки. (Орган охраны окружающей среды определяет содержание отчета об оценке воздействия на окружающую среду в отношении различных видов деятельности, требующих разрешения). Орган по охране окружающей среды может после рассмотрения предварительного отчета потребовать от заявителя подготовить так называемый подробный экологический отчет об оценке воздействия.

Как описано выше, результатом этой процедуры является либо предоставление, либо отказ от разрешения на охрану окружающей среды. Разрешение на охрану окружающей среды должно быть подано в орган по строительству вместе с заявкой на разрешение на строительство. Это фактически означает, что процедура, относящаяся к разрешению на охрану окружающей среды, должна быть начата до процедуры, связанной с разрешением на строительство.

Что касается продолжительности процесса выдачи разрешений, то в Венгрии это 164 дня (для объекта-представителя, которым был склад), хотя это лучше, чем относительное среднее значение ЕС в 169 дней. Что касается стоимости разрешения на строительство, то в Венгрии 0,5% от стоимости склада - объекта-представителя в анализе Всемирного банка.

Венгерские правила осуществления строительства доступны в Интернете и четко определяют требования к разрешению на строительство. Кроме того, страна имеет сильные механизмы контроля качества здания и строгие требования к квалификации для специалистов, ответственных за выдачу разрешений. С другой стороны, в Венгрии процедура разрешения строительства намного более обременительна, чем в большинстве других стран-членов ЕС. Основными препятствиями для повышения эффективности являются:

  • количество необходимых разрешений до подачи заявки на фактическое разрешение;
  • отсутствие прозрачности в требованиях;
  • отсутствие оптимизированных процессов для предварительных одобрений и слабые электронные платформы.

Этап 4: Участие в тендере (конкурсных торгах) на строительство объектов (оказание строительных услуг). Заключение внешнеэкономического контракта в Венгрии

В Венгрии порядок проведения закупок, том числе в строительстве, в зависимости от вида заказчика, источника финансирования, сумм, выдаваемых на закупку, регулируется:

  • закупки для обеспечения государственных нужд - нормами Закона CXLIII от 2015 года «О государственных закупках» (далее – Закон), который приведен в соответствие с действующими Директивами ЕС в области закупок, принятыми в 2014 году;
  • закупка товаров, работ и услуг за средства кредитов, займов, предоставленных в соответствии с международными договорами Венгрии, Международным банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком, а также другими международными валютно-кредитными организациями, осуществляется согласно правилам и процедурам, установленным этими организациями, в частности рекомендациями и типовыми договорами ФИДИК, а в случае неустановления таких правил и процедур - в соответствии с Законом;
  • иные процедуры закупок осуществляются в соответствии с обычной коммерческой практикой в соответствии с законодательством Венгрии, в частности гражданским законодательством;

Законом предусмотрены следующие виды процедур закупок:

  1. открытые процедуры;
  2. ограниченные процедуры;
  3. инновационные партнерства;
  4. согласованные процедуры;
  5. конкурентные диалоги;
  6. согласованные процедуры без предварительной публикации уведомления о контракте.

Пороговые значения для проведения процедур государственных закупок устанавливаются ежегодно в соответствии международными соглашениями и Законом о Центральном бюджете и публикуются, например для ЕС, в Официальном журнале Европейского союза Европейской комиссией.

В частности, в соответствии с Директивами ЕС пороги стоимости контракта, над которыми должно быть опубликовано приглашение к участию в тендере по всему ЕС:

  • Общественные работы - 5 548 000 евро;
  • Сервисные контракты - 221 000 евро;
  • Контракты на поставку - 221 000 евро;
  • Поставки и услуги в секторах водоснабжения, энергетики и транспорта - 443 000 евро.

Все публичные закупки, превышающие вышеуказанные значения, должны быть опубликованы в Дополнении к Официальному Журналу Европейского Союза (S series, Official Journal S или OJ S) и опубликованы на всей территории ЕС на трех языках: английский, немецкий и французский.

Официальный журнал S доступен исключительно в электронном формате и доступен на веб-сайте TED. Доступ к TED предоставляется бесплатно. Один интерфейс поиска позволяет пользователю выбирать или вводить несколько критериев поиска, включая географические данные, тип документа, характер контракта, ключевые слова и многое другое.

Закупки ниже пороговых значений размещаются на национальном веб-портале закупок.

Нормами Закона CXLIII установлены общие требования к участникам закупки, в том числе их квалификационным данным, допуска участников к процедурам закупок, порядку создания и функционирования комиссии по закупкам и иные вопросы.

Также Законом устанавливается обязанность заказчика о публикации предварительного информационного уведомления (плана закупок) в отношении общего количества запланированных ими государственных поставок, общественных работ или государственных услуг на соответствующий год или на последующие 12 месяцев.

Стоит отметить, что участие в процедурах закупок на территории Венгрии целесообразно осуществлять через местные представительства и прибегать к услугам венгерских юридических компаний, которые имеют соответствующую электронную подпись (ЕС или национальную) и могут оформить участие организации в такой процедуре закупки.

Этап 5: Строительство объектов (оказание строительных услуг) на строительном рынке Венгрии

В соответствии с венгерским законодательством осуществление строительных услуг на территории республики может осуществляться иностранными компаниями. Для этого необходимо регистрация филиала/ представительства иностранного субъекта хозяйствования.

Как компания, так и ее филиал подлежат регистрации регистрационным судом и становятся субъектом налогообложения Венгрии. После необходимо пройти процедуру регистрации в Венгерской торгово-промышленной палате (строительная секция).

Ответственным техническим руководителем должен быть венгерский инженер, зарегистрированный в Венгерской палате архитекторов. Строительный план объекта может быть разработан только архитектором, являющимся членом данной палаты.

Получение лицензии на строительную деятельность не предусмотрено. Лицензия может потребоваться на выполнение некоторых видов специальных работ. При реализации строительного проекта необходимо получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Также необходимо разрешение на строительство жилых объектов, площадь которых превышает 300 кв. метров. Указанные разрешение выдаются местными органами власти.

При реализации инвестиционного проекта в строительстве проводимые процедуры и мероприятия включают выбор проектировщика и заключение договора, подготовку строительной документации, осуществление надзора проектировщика за строительством, ведение и контроль электронного строительного журнала, процесс сдачи/приемки объекта, включая рабочую территорию, обеспечение финансового покрытия и расчетов за выполненную работу.

Этап 6: Сдача объекта в эксплуатацию и расчёты за выполненные работы (услуги) в Венгрии

Порядок приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта установлен статьей 32 Закона «О строительной деятельности» № 191/2009 (IX.15) (в редакции от 01.01.2018), а также Гражданским кодексом.

Процедура приемки предусматривает всестороннее изучение контракта с результатами осуществленной строительной деятельности, проведение соответствия выполненных строительно-монтажных работ требованиям проектно-сметной документации, иным техническим и нормативным правовым актам.

По результатам визуального осмотра, изучения технической документации составляется «электронный протокол», в котором фиксируются различные недостатки и недочеты. После устранения количественных и качественных дефектов и недостатков подрядчик получает «электронный технический сертификат», подтверждающий результативность выполнения работ. Заказчик, в свою очередь, в течение 30 дней с момента получения счета-фактуры обязан провести окончательный расчет за выполненные работы.

Навигация по странице
Актуально
Письмо МАиС РБ №04-4-02/3855 "О развитии торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами"

23.03.2022

Читать больше
ГРУЗИЯ. Зарубежная стажировка «Финансово-экономическое планирование, бюджетирование и отчетность»

20-26 июня 2022

Читать больше
ОАЭ. Деловая программа «Инновации в строительстве. Менеджмент на строительном предприятии»

21-28 июня 2022

Читать больше
ТУРЦИЯ. Деловая программа «Инновации в строительстве. Формирование комфортной городской среды»

22-26 июня 2022

Читать больше
ВЬЕТНАМ. Деловая программа «Инновации в строительстве. Опыт проектирования и строительства объектов»

25 июня-2 июля 2022

Читать больше
ВЕНГРИЯ. Деловые программы: «Проектирование и строительство. Кадровый менеджмент. Охрана труда»

16-22 июля 2022

Читать больше
РОССИЯ. «Комплексное развитие территорий в РФ. Межрегиональная строительная кооперация в рамках Союзного государства»

14-19 августа 2022

Читать больше
Курсы валют