BudExport
Забыли пароль?
OK

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

В РЕСПУБЛИКЕ ВЕНГРИЯ

Общая информация о строительстве в Венгрии

При подготовке информационного блока базы данных экономико-правовых особенностей гражданского, архитектурно-строительного, налогового, финансового, трудового, миграционного законодательства, ценообразования Республики Венгрии были использованы следующие информационные источники.

Венгерское государство является унитарной парламентской республикой, чье управление осуществляется в соответствии с Конституцией, принятой 18 апреля 2011 г.

Географические преимущества Венгрии делают ее идеальным местом для международных распределительных центров и предлагают много преимуществ для компаний, которые хотят развивать свои логистические центры здесь в будущем.

Логистическая деятельность – на долю данного сектора приходится 5-6 % ВВП Венгрии. Благодаря своей инфраструктуре и центральному положению крупномасштабная деятельность по развитию и транзакции сосредоточены в окрестностях Будапешта. На сегодняшний день более 30 современных логистических центров и складских парков площадью около 1,3 миллиона квадратных метров функционируют в радиусе 30 километров вокруг столицы, в основном вдоль кольцевой дорогиM0. Более 200 индустриальных парков предлагают инвестиционные возможности по освоению инвестиций в различных отраслях экономики.

Строительство. Рост венгерской экономики в 2017 г. во многом был обеспечен за счёт строительной отрасли. Если в 2016 г. она показала спад в 18,8%, то в 2017 г. – прирост на 29,8% (только за 4-й квартал рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 38,1%). Главным фактором роста стали государственные заказы, число которых выросло в 2 раза, а объём превысил 3 млрд. фор. Дополнительным стимулом для жилищного строительства стало сохранение до 2019 г. ставки НДС на новое жильё на уровне 5%.

В целом, перспективы строительной индустрии здесь оцениваются достаточно оптимистично, что связано с планируемым строительством АЭС Пакш-2, продолжающейся реализации крупных проектов по реконструкции 3-й линии будапештского метро, стадиона Ференца Пушкаша, железной дороги Будапешт-Белград. Несмотря на незначительный объём венгерского строительного рынка (18-е место среди стран ЕС) его динамика роста впечатляет. Определённое беспокойство вызывает несоответствие между размером портфеля заказов на последующие два года и величиной нынешних мощностей строительной индустрии. К текущим проблемам здесь также относят дефицит кадров в отрасли (по оценкам, нехватка составляет 20-30 тыс. чел.) и недостаточная механизация строительных работ.

В целях содействия международной деловой активности венгерских малых и средних предприятий, стимулирования иностранных компаний для инвестирования в Венгрию на территории республики функционирует Венгерское агентство по содействию инвестициям (Hungarian investment promotion agency, далее – HIPA).

Деятельность HIPA направлена на широкое внутреннее и международное сотрудничество с различными министерствами, профессиональными ассоциациями и союзами. Создание новых рабочих мест является важным приоритетом его деятельности.

Агентство участвует в подготовке справочных исследований и анализов, необходимых для разработки среднесрочных и долгосрочных стратегий внешней торговли, координирует сеть дипломатов, специализирующихся на внешней торговле, работающих в 63 представительствах в 50 странах, и сотрудничает с различными контрактными партнерами.

Значительную роль в содействии создания, распространения, передаче, принятию и практическому использованию интеллектуальных продуктов играет Венгерская ассоциация инноваций – профессиональная и предпринимательская федерация бизнеса. В состав ассоциации входят различные университеты, исследовательские институты, инновационные компании, некоммерческие институты (305 членов), а также 6 менее крупных ассоциаций, общей численностью 452 человека. В их числе:

Венгрия заметно выделяется среди центрально-восточноевропейских государств масштабным привлечением иностранного капитала. Накопленный объем прямых зарубежных капиталовложений к концу 2016 года составил 76,5 млрд. евро, что является самым высоким показателем в регионе Центральной и Восточной Европы по отношению к ВВП и немного ниже рекордного уровня 2014 года (81,4 млрд. евро). Подавляющее большинство инвестиций было направлено на сферы услуг и конкурентоспособные перерабатывающие отрасли (автомобилестроение, вычислительная техника, электроника, производство оптических изделий). Из всех прямых иностранных инвестиций в Венгрию 76,4 % приходится на страны Европейского союза и 23,2 % на Германию.

С 1990 по 2000 гг. в страну поступило более половины всех направленных в ЦВЕ зарубежных инвестиций. Однако затем приток капитала стал снижаться. В 2013 – 2016 гг. зарубежные инвестиции составили лишь около 26 % всех капиталовложений в стране (в 2008 г. – почти 40%). В целом предприятия с иностранным участием обеспечивают около 49 % валового дохода Венгрии, а также порядка 78 % экспорта. На компании с 75 – 100 процентным зарубежным участием приходится 2/3 экспорта).

В географической структуре внешнеэкономических связей Венгрии главное место занимает Европейский союз (https://europa.eu/european-union/index_en). На Европейский союз в минувшем году пришлось около 75 % венгерского внешнеторгового товарооборота (в 2015 г. – 78 %). Доля не входящих в ЕС европейских стран составила 12 %, азиатских – 10 %, остальных государств – 3 %. Наиболее важными торговыми партнерами являлись Германия, Австрия, Словакия, Франция, Италия, Польша, Чехия, Румыния, Нидерланды и Китай.

Экспорт не является главным двигателем венгерской экономики. ВВП страны формируется главным образом за счет внутреннего спроса. Основные экспортные позиции включают: механические изделия (39,6%); транспортные средства (16,3%); продукция химической промышленности (8,2%); пластик и каучук (6,2%); металлы (5,0%).

К крупнейшим странам – экспортным партнерам Венгрии относятся: Германия (26,4%), Румыния (5,6%), Италия (5,2%), Австрия (5,0%), США (4,6%).

Основные импортные позиции включают: механические изделия (36,8%); вооружение (16,5%); транспортные средства (11,6%); полезные ископаемые (10,7%); продукция химической промышленности (9,0%). В число крупнейших стран-импортеров входят: Германия (25,2%), Россия (7,1%), Австрия (6,8%), Польша (5,2%), Китай (5,1%).

В целом регулирование венгерской экономики гармонизировано с законодательной базой Европейского союза. Наряду с этим, имеется определенная национальная специфика. Дальнейшее совершенствование государственного регулирования хозяйственной деятельности связано в значительной мере с изменением внешних и внутренних условий развития.

На текущем этапе организационная структура государственного управления выстроена в соответствии с осуществленной пять лет назад административной реформой. Главные функции хозяйственного регулирования относятся к Министерству национальной экономики, созданному на основе бывшего Министерства финансов с приданием ему дополнительных компетенций в сфере макроэкономического регулирования, координации внешнеторговых связей, поддержки малого бизнеса, обеспечения занятости населения и ряда других (указанные компетенции ранее относились к Министерству экономики). Государственное регулирование важнейших отраслей сконцентрировано в Министерстве национального развития. Вопросы социальной политики регулирует Министерство человеческих возможностей. Функции непосредственного регулирования отдельных сфер осуществляют специализированные ведомства, комитеты и агентства. В территориальном разрезе задачи государственного регулирования хозяйственной деятельности выполняют органы местного самоуправления.

Полезные ссылки

Конституция Венгрии Национальное собрание Венгрии Правительство Венгрии Венгерское агентство по содействию инвестициям Венгерская ассоциация инноваций Европейский союз

Ценообразование в Венгрии

Венгерское законодательство о ценообразовании на строительство включает важные принципиальные требования:

Первый документ направлен на «обеспечение чистоты конкуренции на рынке и, в частности, на то, что запрещается конкурировать, если нет соглашения между предприятиями и согласованной практикой. Документ исходит из предотвращения, ограничения или искажения конкуренции если наличия такого эффекта позволяет злоупотреблять экономическим доминирующим положением.

Закон о ценообразовании устанавливает, что основным регулятором цен является рыночная и экономическая конкуренция». Далее говорится, что «Прямое государственное вмешательство в цены является оправданным только там, где закон о запрете недобросовестной коммерческой практики недостаточен для предотвращения неблагоприятного ограничения конкуренции и злоупотребления экономическим доминирующим положением».

Постановление Правительства о деятельности по осуществлению строительства предусматривает в Разделе 3(5) постановления о содержании цены за строительство:
Цена должна включать:

  1. прямые издержки: стоимость материалов и стоимость оборудования (машин и механизмов) вместе с расходами на их перевозку и погрузку; стоимость труда, рассчитанная на основе строительных расценок по строительным специальностям и трудозатратам;
  2. общие (косвенные) расходы, не включенные в прямые затраты; плановую прибыль.

Полезные ссылки

Закон 191/2009 о деятельности по осуществлению строительства (ix.15.) Указ Правительства

Системы поддержки экспорта в Венгрии

Действующая в Венгрии нормативно-правовая база государственной поддержки экспорта и инвестиций в целом гармонизирована с требованиями Европейского Союза. Наряду с этим, используемые в стране методы нередко отличаются своей спецификой.

В области поддержки экспорта венгерское правительство использует, главным образом, лишь те формы и методы, которые соответствуют принципам Евросоюза, ВТО и общепризнанной мировой практике. Согласно оценкам, на господдержку национальной индустрии и промышленного экспорта расходуется около 1,5 % валового внутреннего продукта страны. Более 60 % этих средств выделяется на обрабатывающую промышленность. Большая часть этой поддержки (до 60 %) осуществляется в рамках программ регионального развития, что не противоречит действующим в ЕС нормам. Кроме того, примерно 28 % господдержки выделяется через программы развития малого и среднего предпринимательства, порядка 12 % – в рамках отраслевых программ. Среди конкретных форм государственной поддержки до 80 % занимают различные льготы, порядка 20 % – безвозвратная помощь.

В интересах подъема национальных компаний в Венгрии создан Целевой фонд экономического развития. Среди конкретных целей предоставляемой им господдержки существенное место занимает экспортная деятельность. Средства фонда распределяются между заявителями по конкурсу, основная часть средств направляется в машиностроение. Так, в рамках поддержки мелких и средних фирм реализуется программа развития предприятий-субпоставщиков деталей для крупных иностранных компаний, создавших в Венгрии свои производства. Условием поддержки является обязательство компании-производителя увеличить локализацию и, соответственно, долю венгерских субпоставщиков. Находящийся в государственной собственности Венгерский банк развития предоставляет участвующим в программе малым и средним фирмам льготные кредиты.

Кроме того, упомянутый выше фонд по конкурсу выделяет венгерским предприятиям на безвозвратной основе средства для участия в зарубежных выставках, проведения маркетинговых исследований и рекламных акций, внедрения систем контроля за качеством выпускаемой продукции и т.д. Наряду с этим, предоставляются информационно-консультационные и посреднические услуги.

Важную роль в поддержке экспорта в Венгрии играет система государственного кредитования и страхования экспортных поставок, а также венгерских инвестиций за рубежом. Решение этих задач обеспечивают ЭКСИМБАНК и МЕХИБ (страховая компания), объединенные в компанию ЭКСИМ. В функции ЭКСИМА входит предоставление венгерским экспортерам льготных кредитов и займов, банковских гарантий, проверка кредитоспособности контрагентов по поручению клиента, а также страхование экспортных сделок.

В области государственной поддержки инвестиций действует целый ряд программ. Особо выделяется упомянутый ранее Фонд экономического развития с ресурсами в объеме 2,7 трлн. форинтов, одной из главных задач которого является стимулирование капиталовложений мелких и средних венгерских предприятий через предоставление им льготных кредитов.

В сфере поддержки зарубежных капиталовложений на территории Венгрии действует практика «индивидуального» подхода к инвесторам с точки зрения предоставляемых им льгот. За последние годы была введена также практика заключения с наиболее крупными инвесторами договоров о стратегическом партнерстве. Наряду с этим, следует отметить поддержку депрессивных регионов через стимулирование инвестиций по территориальному принципу. На эти цели венгерские предприятия могут получать субсидии в размере до 50 % от объема планируемых капиталовложений. Размер поддержки напрямую зависит от уровня развитости соответствующей территории. Например, в центральной области Пешт субсидии не превышают 10 %, тогда как в отсталых восточных районах могут достигать 50 %. Кроме того, выделяются значительные государственные субсидии на инвестиции для производства экологически чистых и возобновляемых видов энергии. Особыми программами регулируется предоставление государственной поддержки расширения постоянной занятости граждан, в первую очередь – в современных и высокотехнологичных отраслях. Существенно расширена государственная поддержка капиталовложений в сферу научных разработок и инновационного развития.

Полезные ссылки

Целевой фонд экономического развития Венгрии Венгерский банк развития Эксимбанк Венгрии Венгерская компания по страхованию экспортных кредитов

Субсидии и дотации в строительстве в Венгрии

В соответствии с Указом Правительства № 94/2018 (V.22) «О задачах и полномочиях Правительства» Министерство инноваций и технологий является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по формированию законодательной политики, контроля и надзора в строительстве. В свою очередь жилищное управление и жилищная политика находятся в компетенции Министерства финансов.

Постановлением Правительства № 16/2016 (II.10) «О жилищных субсидиях, связанных со строительством и приобретением нового жилья» предусмотрено:

Постановлением Правительства № 17/2016 (II.10) «О семейном пособии на покупку нового или расширение имеющегося жилья» определен размер государственной поддержки на эти цели. Постановление предусматривает механизмы дотации государства на покупку и строительство новых домов, а также расширение имеющегося жилья. Под расширением понимается увеличение полезной площади дома путем увеличения объема здания или строительства чердака. В рамках этих целей размер доступной поддержки определяется количеством существующих или будущих (подтверждение 12-недельного срока беременности) детей. В случае расширения имеющегося жилья помощь может составлять до 50 % понесенных затрат, оправданных счетом.

Законом LXXVII от 2017 года «О внесении изменений в некоторые налоговые и другие законы» внесены изменения в правила получения пособия на жилье, которыми предусмотрено освобождение работодателя от уплаты налога. Законом CXVII 1995 года (в редакции от 26.07.2018) «О подоходном налоге с населения» определен размер ставки освобожденного налога.

Национальный План действий Венгрии по энергетической эффективности до 2020 года предусматривает реализацию государственной программы по финансированию обновления жилья и проведение энергоэффективной реконструкции жилых зданий, построенных с помощью промышленных технологий.

Стратегия проведения энергоэффективных мероприятий по жилому фонду Венгрии характеризуется следующим образом:

Одна треть городских многоквартирных домов в Венгрии была построена до 1960 г., а 21 % еще до Первой Мировой Войны. В связи с исторической и эстетической ценностью их внешнего вида, общая реконструкция и модернизация сложны для осуществления. Государственные требования к таким многоквартирным домам – внешний вид фасада не должен меняться. Поэтому усилия по модернизации сосредоточены на улучшении характеристик окон и крыш, а также на термоизоляции верхнего и нижнего этажей (включая подвал и потолки подвала), а не на теплоизоляции стен и фасадов;

Панельные дома, на которые приходится около 1,5 млн. квартир, строились в массовом порядке в период между 1960 и 1980 годами. Эти многоквартирные дома, возведенные с использованием сборных панелей, блоков, приготовленных на месте бетонных структур, литых стен, железобетонного каркаса или других сборных технологий являются особо проблемными из-за их низкой энергоэффективности, в результате чего потребление тепла на 70% выше, чем в среднем по ЕС. Кроме того, в большом количестве панельных домов окна, отделочные материалы и системы обслуживания зданий достигли конца своей физической жизни, что составляет около 30 лет.

В случае если товарищества собственников жилья или блок-хаус-кондоминимумов (далее ТСЖ и БХК) собирали денежные средства на ремонт в течение последних 4 лет, они получают право на субсидии по процентным ставкам, предоставляемым государством, и могут взять кредит в коммерческом банке на ремонт общих помещений здания. Процентная ставка в форинтах составляет около 4 % в первые 5 лет и 10 % в следующие 5 лет. Банки могут предоставлять кредиты с субсидированной процентной ставкой без внесения капитала со стороны ТСЖ или БХК, а также при наличии или отсутствии государственных/муниципальных грантов «1/3 – 1/3».

Жилой фонд страны в настоящее время на 98 % находится в частной собственности. Закон о кондоминиумах успешно урегулировал передачу собственности и создание новой институциональной структуры (общее собрание, выборы менеджера кондоминиума, процедуры принятия решений, плата за кондоминиум). С принятием нового закона «О кондоминиумах» в 2004 году кондоминиумы получили статус юридического лица, а также был усовершенствован процесс принятия решений. Теперь кондоминиумы могут воспользоваться как помощью государства, так и льготными кредитами. Создание кондоминиума в многоквартирном доме стало обязательной нормой.

Значительную роль в решении социальных вопросов играет Государственное казначейство Венгрии (http://www.allamkincstar.gov.hu/), которое вносит свой вклад в профессиональное управление и контроль за созданием и выплатой пособий по социальному обеспечению, пособий на семью, денежных пособий по медицинскому страхованию, возмещению расходов на поездки, несчастным случаям и другим льготам, содействует единообразному применению законодательства.

Одной из главных задач венгерского государства является оказание многосторонней помощи семьям, как важнейшего национального ресурса Венгрии.

Законом LXXXIV от 1998 г. «О поддержке семей» (в редакции от 01.07.2018) предусмотрены различные формы государственной поддержки: семейный капитал, пособие на образование, по уходу за детьми, по воспитанию детей, по беременности и родам.

Полезные ссылки

Министерство инноваций и технологий Венгрии Министерство финансов Венгрии Государственное казначейство Венгрии

Экспортное кредитование в Венгрии

За последние два с половиной десятилетия в Венгрии принят комплекс мер, направленных на развитие малых и средних предприятий. Однако достигнутые в этой области результаты большинство экспертов оценивает на сегодняшний день как противоречивые. Такая оценка связана с особенностями развития страны на современном этапе, а также со спецификой экономического курса нынешнего венгерского руководства.

В настоящее время в Венгрии сложилась «двухкомпонентная» структура экономики. Один из компонентов – крупные предприятия с числом занятых свыше 250 человек. Таких предприятий в стране зарегистрировано 919, в том числе 90 наиболее крупных (с численностью занятых свыше 500 человек). Значительная часть этих предприятий появилась в 90-е годы, когда Венгрия привлекала свыше половины всех зарубежных капиталовложений, направляемых в регион Центральной и Восточной Европы (далее – ЦВЕ). Поэтому большинство этих предприятий находится в руках зарубежных собственников.

Другой компонент – малые и средние предприятия, находящиеся преимущественно в собственности венгерских граждан. Согласно официальным данным национальной статистики, общее число всех предприятий в Венгрии превышает 1,7 млн. Из них порядка 600 тыс. зарегистрированы в форме юридического лица, а остальные осуществляют свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей и, соответственно, относятся к категории микро-предприятий. Кроме того, порядка 400 тыс. мелких предпринимателей, по официальным статистическим данным, вообще не имеет наемных работников, либо не предоставляет об этом сведений. Наконец, среди указанных выше предприятий более половины осуществляют хозяйственную деятельность лишь время от времени, официально числятся как разного рода бизнес-партнерства, либо являются фактически банкротами.

Согласно имеющимся оценкам, эффективность венгерских малых и средних хозяйственных компаний примерно в 2,5-3 раза ниже аналогичных показателей, действующих в стране крупных фирм. Причем этот разрыв за последние два десятилетия преодолеть не удалось. Одна из главных причин – недостаток у малых предприятий средств для модернизации и технического переоснащения. Вследствие этого общая производительность труда в Венгрии остается примерно в два раза ниже, чем в ведущих индустриально развитых странах. Большинство соседних государств ЦВЕ по данным показателям опережают Венгрию.

На государственную поддержку бизнеса в Венгрии за последние годы расходуется около 0,4% валового внутреннего продукта. Подавляющая часть этой поддержки осуществляется в рамках программ регионального развития, что не противоречит действующим в ЕС нормам. Кроме того, примерно 1/3 господдержки выделяется через программы развития сектора МСП.

На сегодняшний день важную роль в развитии сектора МСП через осуществляемую финансовую поддержку венгерского экспорта играет государственная компания ЭКСИМ. Она занимается решением задач, связанных с поддержкой экспорта, а также венгерских инвестиций за рубежом, в форме государственного кредитования и страхования экспортных сделок. С 2014 г. компания объединяет в одной структуре ЭКСИМБАНК и МЕХИБ. В ее функции входит предоставление венгерским экспортерам льготных кредитов и займов, банковских гарантий, проверка кредитоспособности контрагентов по поручению клиента, а также страхование экспортных сделок.

Предлагаемые ЭКСИМом услуги в большей степени востребованы именно сектором МСП, в том числе, в связи с его высокой долей (более 99%) в общей структуре предприятий Венгрии.

Специализирующийся на экспортном финансировании ЭКСИМБАНК предлагает различные универсальные варианты кредитования, для которых направление экспорта или зарубежных инвестиций не имеет значения.

Венгерские производители и поставщики венгерской продукции используют варианты экспортного кредитования на общих основаниях при осуществлении экспортных поставок или инвестиций. В зависимости от целей кредита (для финансирования текущей деятельности в качестве субпоставщика для экспортных компаний, обеспечения экспортных торговых сделок, зарубежных инвестиций экспортного характера и т.п.) минимальный размер кредита варьируется от 10 до 100 млн. форинтов; максимальный размер кредита обычно составляет 85 % от суммы сделки; срок – от 1 месяца до 5лет. С 2012 года дополнительным источником средств для финансового наполнения предлагаемых ЭКСИМБАНКом кредитных решений выступают выпускаемые на международных рынках облигации банка.

Помимо МЕХИБа на венгерском рынке действуют и другие организации, предоставляющие гарантии по кредитам:

Другая группа инструментов стимулирования венгерского экспорта, в том числе через поддержку сектора МСП, реализуется через такие организации как «Венгерский Национальный Торговый Дом» (Magyar Nemzeti Kereskedőház Zrt.,) и «Национальное инвестиционное агентство» (Nemzeti Befektetési Ügynökség – HIPA).

На протяжении 2016 г. государственной поддержке малого и среднего предпринимательства уделялось особое внимание. Это было связано с нерешенностью целого ряда ключевых проблем в данной области: накапливающимся отставанием малого бизнеса по техническому уровню и эффективности, отсутствием полномасштабной интеграции между крупным и мелким производством и т.д. Одной из значительных мер поддержки малого и среднего предпринимательства явилось создание Фонда развития с целью выделения небольшим компаниям льготных кредитов. Благодаря этому, размеры поддержки малого и среднего бизнеса в стране значительно выросли (ранее уровень такой поддержки был примерно в два раза ниже, чем в среднем по Европейскому союзу). Кроме того, были приняты меры по снижению налогового бремени и административной нагрузки на малые и средние предприятия. Наряду с этим, активизировались усилия правительства в области поддержки малых и средних предприятий при осуществлении государственных закупок товаров и услуг, осуществлении программ стимулирования экспорта, проектов финансирования инновационной деятельности и т.д.

Одним из сравнительно новых элементов государственной поддержки малого и среднего бизнеса является создание торговых домов, в основу которых была положена модель государственно-частного партнерства, адаптированная с учетом национальных особенностей.

При разработке концепции торговых домов одной из важнейших целей было определено повышение эффективности внешнеэкономической деятельности малых и средних компаний при государственной поддержке. Учитывался тот факт, что менеджмент мелких компаний не имеет достаточной квалификации в сфере внешнеторговой деятельности и не располагает необходимыми финансовыми ресурсами. Поэтому было решено создать ориентированную на внешний рынок коммерческую организацию с госучастием, где малые и средние предприятия могли бы получать консультации квалифицированных специалистов, помощь в области маркетинга, организации экспортных поставок, а также другие необходимые услуги, вплоть до кредитования и страхования возможных сделок. В качестве примера предполагалось использовать опыт японских, британских, а также немецких и итальянских торговых домов.

Крупнейшими рейтинговыми агентствами (которые работают во всём мире) являются Moody's, Standard and Poor's и Fitch Ratings. Ниже представлена таблица рейтинга агентств*

  Moody's Standard and Poor's Fitch
  Текущий Прогноз Текущий Прогноз Текущий Прогноз
Венгрия Baa3 Stable BBB- Stable BBB- Positive

*Кредитный рейтинг компании является показателем для потенциальных инвесторов ценных бумаг (облигаций). Кредитный рейтинг — обычный финансовый инструмент для измерения степени надёжности облигаций, выпускаемых той или иной компанией, корпорацией или государством. Рейтинг назначается специальными агентствами, например, Standard & Poor's, Moody's или Fitch Ratings и имеет буквенные обозначения «A», «B», «C». Рейтинг Standard & Poor's, в котором, впрочем, как и в двух последующих, «A» обозначает самые платежеспособные компании, а «С» — противоположное: AAA, AA +, AA, AA-, А +, А, А-, BBB +, BBB, BBB-, BB +, BB, BB-, B +, B, B-, CCC +, CCC, CCC-, CC, C, D. Считается, что все компании, подпадающие под рейтинг ниже BBB-, торгуют спекулятивными или бросовыми облигациями Рейтинговая система Moody похожа по своей концепции, но наименования выглядят немного иначе. В данном случае градация от лучшего к худшему выглядит следующим образом: от Ааа, Аа1, Аа2 до Caa3, Ca, C.

Полезные ссылки

Эксимбанк Венгрии Венгерская компания по страхованию экспортных кредитов Целевой фонд экономического развития Венгрии Венгерский национальный торговый дом Венгерское агентство по содействию инвестициям

Трудовые ресурсы в Венгрии

Венгрия обладает сопоставимым с Беларусью потенциалом трудовых ресурсов.

Ниже представлена таблица сводных показателей рынка труда Венгрии.

Показатель Единица измерения 2013 2014 2015 2016 2017
Численность населения тыс. чел 9877,4 9855,6 9830,5 9797,6 9778,4
Численность экономически активного населения (рабочая сила) тыс. чел 4333,8 4444,2 4518,3 4586,2 4613,1
Безработные тыс. чел 441,0 343,3 307,8 234,6 191,7
Безработные, от рабочей силы % 10,2 7,7 6,8 5,1 4,2
Зарплата в стране средняя Евро 726,7 718,1 744,2 785,9 892,8
Зарплата в стране минимальная Евро 330,1 328,8 338,8 356,4 412,3
Занятость населения в строительстве тыс. чел 108,1 110 111,2 114,2 118,4
Зарплата в строительстве Евро 570,8 566,8 592,8 603 686,7
Зарплата в строительстве Долл. США 794 799 705 715 830
Производительность труда по ВДС тыс. евро/чел. 37,7 41,3 40,9 36,9 45

За прошедшие пять лет численность населения Венгрии сократилась незначительно (снижение на 1 п.п.), в то время как численность экономически активного населения увеличилась на 6 п.п. Одновременно с этим существенно снижается процент безработицы – с 10,2% до 4,2%.

Заработная плата, выраженная в евро, в Венгрии имеет тенденцию к росту – за пять лет показатель средней заработной платы прибавил 22,8% и достиг 892,3 Евро, при этом показатель минимальной заработной платы за аналогичный период вырос на четверть до 412,3 Евро.

Заработная плата в строительной отрасли Венгрии традиционно ниже, чем средняя по стране и составляет 75-80% от этого показателя. Тем не менее уровень оплаты труда в отрасли также имеет тенденцию к росту и за пять лет вырос на 20% до 686,7 евро. Производительно по валовой добавленной стоимости, рассчитанная по числу нанятых в строительных предприятиях, составила в 2017 году 45 тыс.евро на человека.

Полезные ссылки

Официальный портал статистики Венгрии