BudExport
Забыли пароль?
OK

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

В ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Гражданское законодательство в Чехии

Согласно совместному отчету Всемирного банка и Европейской комиссии (ссылка) особенности ведения бизнеса варьируются среди регионов Чешской Республики. Так Прага занимает первое место в двух областях исследования (легкость подключения к электроэнергии и исполнение контрактов), в то время как Брно занимает первое место в простоте получения разрешения на строительство, а Острав по показателю регистрации собственности. Это демонстрирует потенциал крупных городов Чехии для достижения эффективности и качества регулирования, используя капиталовложения в масштабах экономии и инвестировании в административную модернизацию, что является важным при ведении бизнеса в строительном секторе.

Особенность Чехии в наибольшей разнице значений показателей характеризующих особенности ведения бизнеса для различных регионов – высокая региональная дифференциация: Прага отражает самый высокий совокупный показатель легкости ведения бизнеса среди крупных городов, а Либерец самый низкий.

Наибольшая вариация заключается в получении разрешений на подключении к энергосетям (рисунок). Это в основном связано с различиями в типе и возможностях подключения. В пяти из семи городов для обычного подключения к сети среднего напряжения требует больше затрат времени и большая стоимость процедур, чем в среднем по ЕС. Завершение такого процесса подключения может занять почти восемь месяцев (как в Усти-над-Лабем). Задержки обусловлены главным образом затраченным временем. Кроме того, предприниматель должен покрыть все первоначальные затраты, в том числе покупку подстанции, которая может достигать 283,2% дохода на душу населения (как в случае с г.Острав). Только в Брно и Праге отмечается относительная легкость возможности подключиться к низковольтной сети. Это имеет существенное экономическое значение: в Праге процесс может быть завершен через два месяца при стоимости 25,9% дохода на душу населения.

Заметные различия внутри страны также возникают при регистрации бизнеса, получении разрешений на строительство и заключении контрактов. Во всех трех обозначенных направлениях чешские города отстают от своих соседей по ЕС. В этих трех областях даже лучшие показатели среди чешских городов имеют показатели, которые ниже, чем в среднем по ЕС.

Временные затраты для реализации бизнес процессов являются основным источником различий между чешскими городами в простоте открытия бизнеса. Регистрация подоходного налога обычно занимает от одного до пяти дней. Но для регистрации налога на добавленную стоимость (НДС) заявители могут потратить от 10 дней в Оломоуце и Усти-над-Лабеме до 18 дней в Праге, где объемы заявок самые высокие. Все города требуют одинаковое число административных процедур (восемь) для открытия бизнеса; среди государств-членов ЕС только Германия требует большего числа (девять).

Для получения разрешения на строительство в Чехии требуется от 20 или 21 процедуры, при этом дополнительная процедура является информационной, чтобы инвесторы могли прояснить потенциальные требования к оценке воздействия на окружающую среду. Количество предварительных согласований, требуемых в Чешской Республике вызывает значительные временные задержки. В Оломоуце, например, данные процессы более медленнее. Процесс быстрее в Брно, благодаря более эффективной коммуникации и более быстрому времени обработки запросов инстанциями для получения разрешений. Обращение в инстанции в Брно занимает меньше времени, например, чтобы определить потенциальные точки подключения к электроэнергии, поскольку город имеет более современную инфраструктуру, чем в других городах Чехии.

Строительство (исполнение контракта) занимает наименьшее количество времени в Праге, чем в других крупных городах Чехии, но даже там временные затраты на строительство дольше, чем в среднем по ЕС. Более того, среди стран-членов ЕС только Соединенное Королевство (на момент отчета член ЕС) имеет более высокую стоимость обеспечения исполнения контрактов, чем чешские города.

В показателе регистрация собственности чешские города показывают однородные результаты - и все они имеют показатели выше, чем в среднем по ЕС. Значения временных затрат отдельных процедур регистрации собственности, однако, могут варьируются, что зависит от эффективности налаженности регистрационных процессов в различных городах Чехии.

Строительное законодательство в Чехии

В Чешской Республике в вопросах проектирования и строительства исходят из первоочередной ответственности проектировщика, который в соответствии с законодательством несет всю ответственность за соответствие проекта действующим нормам и правилам.

Проектирование может осуществлять только физическое лицо - авторизованный архитектор, являющийся членом Чешской палаты архитекторов. В случае сложных проектов, предусматривающих решения, которые выходят за рамки познаний ведущего проект архитектора, на основании соглашения к проектированию должны привлекаться другие архитекторы, инженеры (конструкторы) и технические специалисты в строительстве. При этом архитекторы должны быть членами Чешской палаты архитекторов, а иные специалисты – членами Чешской палаты авторизованных инженеров и технических специалистов в строительстве.

За нарушение требований законодательства о строительстве, соответствующими палатами могут налагаться штрафы, либо приниматься решения о приостановлении членства в палате до нескольких лет, что исключает для такого специалиста возможность руководить проектом или его отдельными разделами. Такое решение может быть обжаловано в суде.

Применение дисциплинарных мер не снимает с архитектора и специалистов ответственности в гражданско-правовом или уголовном порядке. Кроме того, за деятельность, связанную с проектными работами, неуполномоченными лицами может быть наложен штраф в размере эквивалентном до 25 тыс. долл.

Требования к строительной документации, представляемой для получения разрешительной документации, содержатся в Постановлении Министерства регионального развития Чехии от 10 ноября 2006 года «О документации к строительству».

Особые требования к строительной документации объектов транспортной инфраструктуры (дорог и аэропортов) установлены постановлением Министерства транспорта Чехии №146/2008 Sb. от 9 апреля 2008 г.

В 2014 году велось активное обсуждение вопроса о введении обязательной государственной экспертизы проектов по строительству объектов транспортной инфраструктуры, прежде всего, с целью обеспечения эффективности расходования государственных средств, но фактически данная цель реализована не была.

Как таковой, экспертизы проектов в Чешской Республике не проводится. Проект заверяется авторизованным архитектором своей личной подписью и печатью и направляется для получения разрешения для строительства вместе с другой документацией. Законодательством не выделяется этап государственной экспертизы архитектурного или строительного проекта в процессе рассмотрения заявления на получение разрешения на строительство строительными службами.

Проект на практике рассматривается с точки зрения наличия необходимых коммуникаций и инфраструктуры, планов развития территории, местных требований к концепции (включая иногда визуальную) застройки. Какого-либо утверждения отдельно именно проекта государственными органами не предусмотрено.

На чешском рынке действуют как чешские, так и иностранные проектные компании из стран ЕС, которым не обязательно иметь в штате авторизованных архитекторов и специалистов (при наличии такой авторизации в государстве постоянного пребывания или гражданства). В связи с этим количество программных продуктов, используемых для автоматизации процессов проектирования, исчисляется десятками. Необходимо отметить широкое применение подключаемых модулей, содержащих библиотеки предлагаемых на рынке материалов, систем и, оборудования, разрабатываемые с участием производителей строительных материалов, которые упрощают конструкторские и инженерные расчеты, что, в свою очередь, существенно уменьшает вероятность использования строительных материалов и изделий, отсутствующих в имеющейся у проектировщика библиотеке.

Законодательство допускает использование на стройке проектной документации в электронном виде, однако требование о наличии печати и личной подписи на таких документах означает необходимость ведения документации и в бумажном виде. Вся документация, поданная в строительную службу, тем не менее, переводится в электронный формат для целей хранения.

Нормативно-техническое и правовое обеспечение

Помимо норм ЕС, в Чехии относительно строительства применяется более сотни чешских технических регламентов и требований и около 40 требований по пожарной безопасности. Также есть несколько десятков норм, устанавливающих требования к водообеспечению и канализации, электрооборудованию, отопительным системам. Разработку таких норм осуществляет Управление по нормализации, метрологии и государственной экспертизе Чехии (подчинено Министерству промышленности и торговли Чехии).

Среди правовых актов к наиболее важным можно отнести:

Полезные ссылки

Технические стандарты Чехии

Налоговое законодательство в Чехии

Налоговая система Чешской Республики аналогична налоговым системам других европейских стран. Как правило, налоги делятся на прямые налоги, связанные с доходами субъекта, и косвенные налоги, связанные с потреблением или покупкой товаров и услуг.

Налоговая система Чешской Республике состоит из следующих налоговых категорий: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, налог на недвижимое имущество, налог на приобретение недвижимого имущества, дорожный налог, акцизы и экологические налоги. Каждый вид налога определяется в конкретном законодательном акте. Управление и сбор налогов находится в ведомости Министерства финансов Чешской Республики и ему подчиненных административных органов, прежде всего, местных налоговых органов.

Налог на прибыль

Налог на прибыль представляет собой главную налоговую обязанность. Он делится на налог на доходы физических лиц и налоги юридических лиц с разными ставками. Ставка налога на прибыль для физических лиц составляет 15 %. Ставка одинакова как для работающих, так и самозанятых лиц. Ставка налога на доходы юридических лиц составляет 19 %. С пенсионных и инвестиционных фондов взимается 5 % налог для юридических лиц. С января 2014 года налог на прибыль также включает в себя налог на наследство и налог на дарение, которые ранее были отдельными налогами.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Чешский закон об НДС основывается на принципах общей системы налога на добавленную стоимость, изложенной в европейской директиве об НДС. НДС - это косвенный налог. НДС является предмeтом налога по самым многочисленным налогооблагаемым операциям в Чешской Республике. Существуют две ставки данного налога: базовая ставка (21 %) и пониженные ставки (15 % и 10 %).

Акцизы

Акцизы - облагаются выбранные виды товаров (минеральные масла, спирт, пиво, вино и табачные изделия).

Дорожный налог

Дорожный налог - распространяется только на транспортные средства, которые используются или предназначены для предпринимательской деятельности. Транспортные средства, используемые исключительно для личного пользования, освобождаются от налога. Налоговые ставки определены как фиксированные ежегодные суммы.

Налог на недвижимое имущество

Налог на недвижимое имущество - (до 2013 года - налог на недвижимость) состоит из налога на земельные участки и налога на здания. Каждый из этих налогов определяется отдельно. Предметом налогообложения является недвижимое имущество (земельные участки, здания, единицы), которое в Чешской Республике зарегистрировано в Кадастре недвижимости. Под налоговым периодом понимается календарный год, и налогоплательщик обязан подать налоговую декларацию в компетентный орган до 31 января за налоговый период.

Налог на приобретение недвижимого имущества

Предметом налога на приобретение недвижимого имущества (до 2013 года - налог на продажу недвижимости) является приобретение права собственности на недвижимое имущество, которое может быть земельным участком, зданием, частью инженерных сетей, единицей, находящейся на территории Чешской Республики, или правом на здание или совместной долевой собственностью на недвижимое имущество.

Экологические налоги

Экологические налоги - взимаются с электроэнергии, природного газа и твердого топлива.

Административные процедуры - налоговый учет

Самозанятые лица должны зарегистрироваться в местном налоговом административном органе в течение 30 дней после получения лицензии на предпринимательскую деятельность. Требование регистрации закреплено в законе "Об управлении налогами и сборами".

Налог на добавленную стоимость регулируется законом "О налоге на добавленную стоимость". Согласно этому закону, налог должно уплатить физическое или юридическое лицо, самостоятельно осуществляющее хозяйственную деятельность, оборот по которой за непосредственно предшествующих 12 календарных месяцев превышает 1 млн CZK. Такие лица (налогоплательщики) должны подать заявку на регистрацию в течение 15 дней после окончания календарного месяца, в котором имело место превышение вышеуказанной суммы.

Подача налоговой декларации

Можно подать либо в традиционном печатном виде в компетентный местный налоговый орган, либо в электронном виде при помощи приложения "Электронная подача для налогового управления, сокращенно - EPO".

Полезные ссылки

Официальный портал для предпринимателей и экспортеров Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Чешской Республики Министерство финансов Чешской Республики Список налоговых органов с их контактами Палата налоговых консультантов

Финансовое законодательство в Чехии

Кредитование является распространенным способом финансирования жилищного строительства в Чехии. после кризиса 2008-2010гг. ипотечный рынок Чехии и Европы существенно сократился, но в настоящий момент можно видеть обратную ситуацию — количество выданных новых ипотечных кредитов в Чехии остается на высоком уровне. Отличительной чертой ипотечного рынка, помимо стабильного спроса на новые ипотеки, является то, что растет число и рефинансированных кредитов. Банки активно снижают процентную ставку и те, кто получил кредиты ранее, активно этим пользуются – дождавшись срока фиксации по своему кредиту, переходят в банк, предлагающий лучшие условия по ипотеке.

На территории Чешской Республики действуют 41 банк, большинство из которых учреждены совместно с крупнейшими иностранными банками Citibank, GE Capital Bank, Bank Austria Creditanstalt, BNP-Dresdner Bank, Raiffeisenbank, Deutsce Bank AG и т.д. При открытии счетов иностранным фирмам чешские банки не требуют от их владельцев банковских рекомендаций. При открытии счетов, банки в Чешской Республике руководствуются Торговым кодексом (закон #513/1991 Кодекса), в особенности § 708, а также некоторыми другими. В отличие от принятых в некоторых странах правил, в соответствии с которыми Центральный банк строго предписывает связанную с документацией форму, каждый чешский банк может решать этот вопрос по-своему.

Средний размер ставок по кредитам на приобретение жилья в Чехии существенно снижается, о чем свидетельствуют данные приведенные на рисунке ниже.

Средний размер ставок по кредитам на приобретение жилья в Чехии

На протяжении рассматриваемого периода ставки по кредитам на приобретение жилья снизились более чем в два раза с 5,17% до 2,38%. Размер ставок по кредитам на приобретение жилья в Чехии в зависимости от продолжительности кредитования представлены на рисунке ниже.

Размер ставок по кредитам на приобретение жилья в Чехии в зависимости от продолжительности кредитования

Полезные ссылки

CNB - Центральный банк Чешской Республики и Управление финансового рынка

Трудовое законодательство в Чехии

По законодательству, работа в Чехии обязывает работодателя и сотрудника заключить трудовой договор, невзирая на то, будет это долгосрочное или краткосрочное сотрудничество, с установленной или открытой датой окончания срока действия.

Трудовой договор регулирует все отношения между работодателем и работником, включая решение спорных вопросов.

По закону в трудовом договоре должна быть указана продолжительность испытательного срока, обычно, это не более 3-х месяцев. В эти три месяца работодатель или работник, без объяснения причин, могут отказаться от трудового договора, тем самым закончить всякие трудовые отношения. По истечении испытательного срока, работник официально зачисляется в штат.

При истечении срока действия трудового договора в Чехии, работник и работодатель могут его продлить на определенный или неопределенный период. В случае, если договор не был продлен, а сотрудник продолжает работать, соответственно договор автоматически начинает действовать без срока действия.

При возникновении конфликтных ситуаций, сотрудник обязан обратиться к работодателю и ссылаться на свой трудовой договор. При выяснении обстоятельств, нарушающих трудовое законодательство, работодатель будет привлечен к ответственности, и на него будут возлагаться штрафные санкции.

Работа в Чехии по закону не должна превышать установленный восьмичасовой рабочий день или же 40-часовая рабочая неделя, при этом не учитывается перерыв на обед. Время работы устанавливает непосредственно сама организация или компания. Во многих организациях и компаниях существуют коллективные договоры, на основании которых, возможно, изменить время работы или увеличить количество часов, при этом оговариваются условия о поощрение каждого сотрудника: оплата работы сверх нормы, продление отпуска, оплата посещения детского сада и прочее.

Согласно законодательству основной трудовой отпуск длиться 4 недели в год. Продление отпуска может решиться на основании коллективного договора. По Трудовому кодексу за каждый отработанный месяц, полагается 1/12 часть периода, установленного законом трудового отпуска.

Полезные ссылки

Трудовой кодекс Чешской Республики Европейский портал EURES Страница EURES на портале Министерства труда Чешской Республики Министерства труда Чешской Республики Государственное ведомство инспекции труда

Миграционное законодательство в Чехии

Чешское законодательство позволяет белорусским предприятиям открывать на территории Чехии филиалы, которые могут быть использованы для оказания услуг. Тем не менее, жесткое иммиграционное законодательство серьезно ограничивает возможности привлечения белорусской рабочей силы, что является фактическим барьером для тех видов услуг, работы по реализации которых физически должны осуществляться на территории Чехии.

Министерство труда и социальных дел является уполномоченным органом по координации интеграционной политики иностранцев в ЧР. На своем официальном сайте оно предлагает ознакомиться с полезной информацией о трудоустройстве иностранных граждан в Чехии.

Несмотря на то что условия трудоустройства иностранцев для чешских работодателей и самих сотрудников более строгие и сложные, компании и предприниматели в Чехии продолжают принимать на работу иностранных граждан как из Евросоюза, так и из третьих стран.

Законодательной базой в ЧР для основных условий трудоустройства иностранцев является Трудовой кодекс и Закон о занятости. Э ти и другие сопутствующие законы определяют, понадобится ли иностранцу разрешение на трудоустройство и проживание в ЧР или его примут на работу на правах чешского гражданина.

С точки зрения трудового законодательства в Чехии различают три категории иностранцев:

Кому не требуется разрешение на трудоустройство в Чехии

Разрешение на трудоустройство (трудовая или синяя карта) не нужно иностранцам, которые получили ПМЖ или убежище в Чехии. Не нужно оформлять разрешение также тем иностранцам, которые будут работать в ЧР 7 календарных дней подряд или 30 дней в целом в календарном году, если речь идет о деятелях искусств, научном сотруднике, разработчике или исследователе, который является участником научного симпозиума.

Не требуется специальное разрешение иностранным учащимся и студентам в возрасте до 26 лет, спортсменам и лицам, которые обеспечивают в ЧР поставки товаров и услуг, осуществляют монтаж этих товаров на основании торговых договоров, а также проводят гарантийные и ремонтные работы.

Не требуется разрешение на работу иностранцам, которые систематически готовятся в Чехии к будущей профессии или находятся в командировке в Чехии в рамках оказания услуг компании в иной стране ЕС. Не нужно получать синюю карту также тем иностранцам, которые окончили среднюю школу или университет в Чехии.