BudExport
Забыли пароль?
OK

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

В ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Общие сведения о сфере строительства в Чешской Республике

Строительная отрасль в Чехии в период с 2008 по 2013 год и в 2016 году переживала падение, которое, хотя и не превышало 5-10%, тем не менее, на фоне общего роста экономики Чехии рассматривается как затяжной кризис.

В 2017 году строительная отрасль Чехии продемонстрировала рост на 2,1%, однако он сменился снижением в первом квартале 2018 года на 0,7%. Количество занятых в строительстве даже в благополучном 2017 году сократилось на 2%, а заработная плата увеличилась несколько менее чем в промышленности – на 4,6% до 34 478 крон (1720 долл.).

Основным сдерживающим фактором в Чехии является процедура получения разрешений на строительство. Так, Всемирный банк в отчете «Doing Business» поместил Чехию лишь на 125 место по параметру процедуры получения разрешения на строительство. При этом нормативно установленная длительность процесса получения разрешения на строительство в Чехии составляет 247 дней (165 место).

Регулятор в области строительства в Чехии

На национальном уровне, помимо Парламента Чешской Республики, который принимает наиболее концептуальные законы в сфере гражданско-правовых отношений и строительства, основным регулятором является Правительство Чешской Республики, которое в реальности распределяет государственные полномочия, прописанные в законах, за конкретными органами, а уже эти органы самостоятельно принимают решения в рамках переданной компетенции (конкретные наименования органов в законах Чешской Республики не указываются).

Общую политику в сфере строительства и строительных материалов (подготовка концепций и стратегий для утверждения Правительством, анализ проектов норм ЕС, решение оперативных вопросов управления строительной отраслью) осуществляет Министерство промышленности и торговли Чехии, в составе которого имеется специализированный департамент по строительству.

Отдельные нормы, затрагивающие строительство, в рамках своей компетенции принимают другие министерства (Министерство регионального развития, Министерство внутренних дел, Министерство труда и социальной защиты и т.д.).

В соответствии с Законом Чехии «О землеустройстве и строительной службе» (č. 183/2006 Sb.) в Чехии действует система органов землеустроительной и строительной службы, которые взаимодействуют между собой. Землеустроительные службы создаются на уровне районов и краев, каждые из которых утверждают землеустроительные планы своего уровня. Вышестоящий орган землеустроительной службы может внести обязательные предложения об изменении плана районного уровня.

Строительные службы создаются на уровне городов, районов, г.Праги и ее районных администраций, краев Чехии, в системе Министерства промышленности и торговли (ядерные объекты), Министерства обороны (военные объекты), Министерства транспорта (аэропорты, дороги) и Министерства юстиции (исправительные учреждения).

Высшим органом строительной службы универсального характера является строительная служба края. В малых районах и городах в целях экономии денежных средств допускается передача функции строительной службы по договору строительной службе соседнего района или города.

В декабре 2014 года решением Правительства Чехии №1062 был создан Совет Правительства по вопросам строительства Чешской Республики. Председателем совета по должности является Министр промышленности и торговли Чехии, как руководитель Министерства, обеспечивающего государственно-властные полномочия Чехии в строительной сфере.

В целях обеспечения межведомственного подхода и баланса интересов государства и бизнеса, помимо Министра промышленности и торговли, в Совет входят 18 членов: Министр регионального развития (заместитель председателя), Министр охраны окружающей среды (заместитель председателя), заместитель Министра промышленности и торговли по вопросам строительства (заместитель председателя), а также в качестве членов заместитель Министра регионального развития, заместитель Министра охраны окружающей среды, заместитель Министра внутренних дел, заместитель Министра труда и социальной защиты, заместитель Министра транспорта, заместитель Министра финансов, представители аппарата Правительства, профильных комитетов нижней палаты и Сената Парламента Чехии, Торговой палаты Чехии, Профсоюза строителей, (по предложению их руководителей), руководители Союза предпринимателей в сфере строительства, Чешской палаты авторизованных инженеров и специалистов в сфере строительства, Содружества юридических лиц в строительстве «SIA ČR – Rada výstavby».

Совет работает в рамках календарных планов, пересматриваемых не реже двух раз в год, и может рассматривать любые проекты нормативных правовых актов, концепций и стратегий Чехии и ЕС, затрагивающих сферу строительства, а также практику их применения. По итогам рассмотрения Совет может напрямую вносить в Правительство свои предложения. Кроме того, ежегодно Совет направляет в Правительство отчет о своей деятельности. Созыв очередных заседаний Совета обеспечивается председателем, либо, при его отсутствии заместителем председателя не позднее, чем за 10 дней до проведения заседания с одновременным направлением материалов к такому заседанию. Созыв внеочередных заседаний возможен по инициативе Правительства Чехии, председателя Совета, или трети его членов не ранее, чем через 3 недели с момента направления приглашения.

Заседания Совета носят закрытый характер, если иное не определено самим Советом, но решения Совета являются гласными. Решения принимаются открытым голосованием, если иное не определено Советом. Также существует процедура «тихого согласия», когда проект решения и материалы рассылаются секретариатом Совета всем его членом и, в случае отсутствия до определенного срока возражений, документ считается одобренным.

Функции секретариата Совета обеспечиваются Министерством промышленности и торговли Чехии. Также в рамках Совета функционирует 6 рабочих групп: по строительным материалами конструкциям, по законодательству и разрешительной системе, по жилищному строительству и энергоэффективности, по энергетической и транспортной инфраструктуре, по государственным закупкам и фондам, по техническим требованиям и квалификации.

Полезные ссылки

Министерство промышленности и торговли Чехии, департамент по строительству Министерство регионального развития Чешской Республики Министерство иностранных дел Государственное управление по стандартизации и метрологии, испытательная служба Ассоциация строительных компаний Чехии

Ценообразование в строительстве в Чехии

В Чешской Республике после процесса либерализации, прошедшем в девяностые года, были отменены положения, регулирующие бюджетирование. Таким образом, требование о том, чтобы проектная документация строительства должна содержать бюджет (Декрет № 43/1990 Coll.), была отменена. Указ № 43/90 Coll. был отменен 1 июля 1992 года законом № 262/1992 Coll. (изменение Закона о строительстве), и с тех пор ни обязательство, ни порядок бюджетной или бюджетной калькуляции не были заменены каким-либо обязательным стандартом. Прейскуранты строительных работ и материалов и другие публикуются частными компаниями, и они имеют рекомендуемый характер. Цены в обеих странах определяются как контракт между поставщиком и покупателем. Цены на здания, финансируемые из государственных средств, регулируются в форме открытых торгов.

Вместе с тем, в Чешской Республике и России существует национальная рекомендованная классификация. Текущая методология расчета и бюджетирования в Чешской Республике основана на структуре и содержании ценовой системы ÚRS Praha.

Система ценообразования URS представляет собой комплексную систему оценки стоимости строительства. Он представляет собой наиболее используемые и самые современные документы для оценки строительной продукции в Чешской Республике. Включает каталоги описаний и ориентировочных затрат на строительные работы, материалы о ценах на закупку материалов и другие документы для бюджетов и калькуляторов, которые включают не только цены и описания строительных работ, но также прямые тарифы и другую уникальную информацию. База данных системы ценообразования URS содержит более 170 000 наименований строительных работ и материалов и другую важную информацию об использовании элементов, методологию бюджетирования, индексы цен, тарифы, тарифы и т.д.

Как правило, бюджет в Чешской Республике структурирован в соответствии с TSKP (Списки кодов – TSKP, Классификация структур и работ) на девять строительных компонентов, имеющих серийный код. В настоящее время он включен в большинство баз данных для составления бюджета и расчета всех систем ценообразования в Чешской Республике. Но система сортировки не является обязательной для строительной отрасли. На уровне расчета используется единая классификация строительных объектов - JKSO для классификации строительных конструкций и индикаторов цен.

Классификация JKSO уже заменена для нужд статистики строительства на новые – SKP (Стандартная классификация продукции), CZ-CC (Классификация строительных работ), однако до сих пор используется в некоторой степени в области оценки. Несмотря на то, что некоторые недостатки можно найти в системе сортировки и номенклатуры строительных объектов JKSO, по сравнению с «новыми» классификаторами, классификация строительных объектов JKSO по-прежнему является наиболее подробной.

Полезные ссылки

Standardní klasifikace produkce - SKP - N Klasifikace stavebních děl (CZ-CC)

Системы поддержки экспорта в Чехии

В целях эффективного продвижения товаров и услуг на чешский рынок целесообразно участие зарубежных предприятий и организаций в крупных международных специализированных выставочных мероприятиях, проводимых в Чехии.

Международная строительная выставка FOR ARCH - самая большая международная строительная выставка в Чешской Республике с международным участием. Представление всех строительных профилей (по финансированию и осуществлению строительства, строительные технологии и ремесла, строительные материалы и изделия, строительная техника, строительные конструкции, строительное оборудование и др.)

Основные разделы выставки:

Полезные ссылки

Официальный сайт Международной строительной выставки FOR ARCH Выставки Брно

Субсидии и дотации в строительстве на территории Чехии

Правительство Чехии направило 100 млн крон (около 4 млн долл. США) на строительство жилых зданий с низким уровнем энергопотребления, а также «зеленую» реконструкцию уже существующих домов. Средства выделены в рамках программы Nová zelená úsporám (Новая зеленая экономика), принятой в стране три года назад. Она проводится Министерством по охране окружающей среды совместно с Государственным экологическим фондом Чехии.

Программа адресована физическим и юридическим лицам и покрывает 15% расходов на строительство жилых домов с низким энергопотреблением. На субсидию можно претендовать, если проект будущего дома предусматривает использование тепла от сточных вод, установку солнечных батарей на фасаде или крыше и другие «зеленые» технологии.

Государственная поддержка жилья в Чехии делится на дотационную и кредитную.

Дотационные программы:

Кредитные программы – программы государственного фонда развития жилья:

Экспортное кредитование в Чехии

На основании Указа Президента Республики Беларусь от 21.06.2011 № 261 "О создании открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь" одной из важнейших задач Банка развития является содействие развитию экспорта через его финансовую поддержку.

Финансовая поддержка экспорта Банком развития осуществляется в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 534 "О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)" посредством финансирования:

Условия реализации современных внешнеторговых контрактов предполагают использование гибких форм расчета, в первую очередь различных форм кредита. Заключенный договор страхования обеспечит покрытие убытков, понесенных экспортером в случае неисполнения зарубежным покупателем своих обязательств по оплате продукции (работ, услуг), поставленной на условиях отсрочки платежа, в установленный контрактом срок.

Сотрудничая со страховыми компаниями, экспортеры получают страховой продукт, обеспечивающий успешное и своевременное завершение сделки и включающий также проведение риск-менеджмента проекта, консультативную помощь по существенным условиям экспортного контракта на стадии его заключения и сопровождения. А выплата страхового возмещения освобождает от длительной процедуры по взысканию долгов за рубежом.

Страховой взнос может относиться на себестоимость продукции, оплачиваемую зарубежным клиентом белорусского предприятия, тем самым привлекая дополнительные валютные средства в нашу страну.

На стоимость кредитования экспорта могут влиять различные факторы. Так может учитываться принадлежность страны назначения экспорта по уровню риска.

Кроме того, важно учитывать оценку кредитного рейтинга страны назначения экспорта. Кредитные рейтинги рассчитываются на основе прошлой и текущей финансовой истории вышеперечисленных участников рынка, а также на основе оценок размера их собственности и взятых на себя финансовых обязательств (долгов). Основное предназначение подобных оценок — дать потенциальным кредиторам / вкладчикам представление о вероятности своевременной выплаты взятых финансовых обязательств.

Крупнейшими рейтинговыми агентствами (которые работают во всём мире) являются Moody's и Standard and Poor's.

Ниже представлена таблица кредитного рейтинга Чешской Республики.

  Moody's Standard and Poor's
  Текущий Прогноз Текущий Прогноз
Чешская Республика AA- Stable AA- A1↑
Источник https://ru.tradingeconomics.com/country-list/rating

Чешская Республика относится к странам с высокой кредитоспособностью.

Полезные ссылки

Moody's Standard and Poor's Wikipedia о текущих рейтингах

Трудовые ресурсы Чешской Республики

Чехия – государство с населением в 10,6 млн. человек. Для страны характерно увеличение численности населения - в период с 2013 по 2017 год население увеличилось с 10510,7 до 10589,5 тыс. человек. Сводные показатели рынка труда Чешской Республики представлены в таблице.

Показатель Единица измерения 2013 2014 2015 2016 2017
Численность населения тыс. чел 10510,7 10524,8 10542,9 10565,3 10589,5
Численность экономически активного населения (рабочая сила) тыс. чел 5306 5297,9 5309,9 5350 5377,1
Безработные тыс. чел 368,9 323,6 268,0 211,4 155,5
Уровень безработицы % 7,0 6,1 5,0 4,0 2,9
Номинальная среднемесячная зарплата Евро 963,7 935,9 974,6 1027,0 1120,6
Зарплата в стране минимальная Евро 308,0 308,7 337,2 366,2 417,9
Занятость населения в строительстве тыс. чел 218,1 210 208,3 205,4 204,5
Зарплата в строительстве Евро 850,1 821,7 865,5 908,9 975,4
Зарплата в строительстве Долл. США 1128 1092 961 1006 1165

В период с 2013 года уровень безработицы в Чехии снизился с 7,0% до 2,9%. В настоящее время это самый низкий уровень безработицы в Евросоюзе.

На фоне невысоким увеличением численности населения увеличивается и общее число рабочей силы в стране. Так за период с 2013 по 2017 общая численность рабочей силы в стране увеличилась с 5306 тыс. чел. до 5377,1 тыс. чел. или на 1%.

Номинальная среднемесячная зарплата в стране в период с 2013 по 2017 годы выросла с 963,7 до 1120,6 евро.

Минимальный уровень оплаты труда по отношении к уровню средней заработной плате в стране имеет тенденцию к росту. Так если в 2013 году отношение составляло 31,9%, то в 2017 уже 37,3%.

Занятость в строительном секторе Чехии составляет порядка 204,5 тысяч человек. Заработная плата в отрасли ниже чем в среднем по экономике. Так при среднем уровне оплаты труда в 2017 году в 1120,6 евро, в строительстве заработная плата составила 975,4 евро.

Кадровая политика и уровень подготовки специалистов

Строительные профессии, особенно низового уровня, не являются сегодня популярными в Чешской Республике, что приводит к нехватке рабочих в чешских строительных компаниях, а также узких специалистов. Профессионально-технические училища испытывают недобор студентов, которые ввиду бесплатности высшего образования и традиций чешской семьи предпочитают получать именно его.

Государство не регулирует число выпускников высших учебных заведений, набор на конкретные специальности, не занимается распределением выпускников, хотя иногда такие предложения поступают от представителей бизнеса из многих отраслей материального производства.

Попытка решения нехватки кадров за счет украинских рабочих пока не принесла желаемого результата.

В указанной ситуации компании вынуждены активно вовлекаться в процесс популяризации рабочих специальностей и участвовать в подготовке специалистов разного уровня, начиная с уровня профессионально-технического образования. Предлагаются стипендии, оплачиваемые производственные практики, стажировки, программы поддержки обучения в высших учебных заведения, включая учебу во Франции, Италии, Германии. В рамках такого обучения потенциальный работодатель закрепляет наставника, который оценивает качество знаний обучаемого, что позволяет нивелировать разрыв между теоретическим образованием, основывающемся на несколько отстающей материально технической базе учебного заведения, и практическими навыками, необходимыми на конкретных рабочих местах (конкретные программные продукты, оборудование, используемые материалы и конструктивные решения).

Для повышения интереса к рабочим профессиям с участием местных администраций для школьников, включая младших, организуются посещения интересных строительных объектов, интерактивные игры, музеи и кружки технического творчества.

С имеющимися специалистами компании реализуют систему непрерывного обучения. Во всех крупных компаниях Чехии созданы собственные обучающие центры, либо заключены соответствующие договоры с учебными заведениями, которые разрабатывают учебные программы под конкретные потребности. В частности, в рамках компании «Метростав» действует корпоративная школа управления и работы, включающая несколько образовательных программ и ряд отдельных узконаправленных курсов для отдельных малых групп сотрудников.

Полезные ссылки

Официальный сайт Чешского статистического управления (CZSO)