BudExport
Забыли пароль?
OK
Еженедельная аналитическая газета "Белорусы и рынок", 25.08.2018, №32

ФОНД ДЛЯ СТРОЙЭКСПОРТЁРОВ

Бахмат Андрей Борисович

Сокращение внутреннего строительного рынка подталкивает Беларусь к тому, чтобы заняться формированием государственной политики поддержки экспорта в этой сфере.

Андрей Бахмат, заведующий лабораторией экономических проблем в строительстве ОАО «НИИ Стройэкономика»

Стройглобализация

Как и другие отрасли, строительство принимает участие в глобализационных процессах. Ключевые позиции на мировых рынках строительства занимают транснациональные корпорации (ТНК), причем их влияние усиливается с каждым годом. В последнее время среди них резко увеличилось представительство китайских корпораций. Например, семь компаний в первой десятке по объему выручки от подрядной деятельности представляют именно Поднебесную.

Правда, в лидерах по объему экспортной выручки пока держатся европейцы (Испания – ACS, Германия – Hochtief, Франция – Vinci), однако с каждым годом их становится все меньше. Американские ТНК также сдают свои позиции на мировом строительном рынке: в десятке лидеров по экспортной выручке лишь одна компания из США – Bechtel. По данным за 2016 год, общий объем экспортной выручки 250 крупнейших мировых строительных компаний составлял 468 млрд долларов.

При этом нельзя сказать, что все транснациональные корпорации борются на одном «ковре». Усиление международной конкуренции приводит к формированию устойчивой страновой специализации.

Американские компании делают акцент на управлении инвестиционным процессом и сооружении промышленных объектов с высокой долей затрат на монтаж сложного технологического оборудования; японские – на крупные, капиталоемкие проекты (строительство тоннелей, заводов по сжижению газа) и предоставление финансирования; скандинавские – на элитное жилищное строительство, в том числе малоэтажное; турецкие – на объекты коммерческой недвижимости, преимущественно на торговые центры, отели и др.

Объединяющим все ТНК фактором является то, что они делают основной акцент на контракты под ключ и с фиксированной ценой. При полной ответственности за все стадии проектирования, строительства и обеспечения поставок оборудования они совмещают роли строительной и эксплуатирующей организаций.

Бизнес-модель транснациональной корпорации включает в себя все этапы реализации инвестиционно-строительных проектов – от проектирования, строительства, создания соответствующей инфраструктуры, управления, эксплуатации недвижимости и до ее сноса. Поэтому тенденция к интеграции в руках подрядчика функций сооружения объекта с одной стороны и последующей его эксплуатации с другой будет проявляться все чётче. К этому надо стремиться и нашим строительным организациям.

Выбрать специализацию

Нет никаких оснований думать, что белорусам ничего не достанется при дележе мирового строительного пирога. Усиление роли ТНК дает понять, что стоит обратить внимание на страны, в которых есть сильное государственное регулирование строительной отрасли: Туркменистан, Эквадор, Азербайджан. Именно на этих рынках (с учетом ряда политических факторов) мы можем реализовать крупные инвестиционные проекты.

В перспективе экспортной специализацией отечественных подрядных организаций может стать реализация инвестиционно-строительных проектов, связанных с возведением социально-культурных объектов (детских садов, школ и др.) на территории Российской Федерации и других стран. Причем необходимо дифференцировать рынки сбыта и не бросать все силы на один из них, повторяя ошибки прошлых лет. Работу, связанную с оказанием строительных, инженерных и архитектурных услуг за пределами страны, надо вести в четырех направлениях: дальнее и ближнее зарубежье, российский рынок, оказание услуг нерезидентам Беларуси на внутреннем рынке. В каждом сегменте при соблюдении определенных правил отечественные подрядные организации могут быть конкурентоспособны.

Первый сегмент – рынки Латинской и Южной Америки (Венесуэла, Бразилия, Эквадор), ряд стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины), Северной Африки (Алжир, Египет и др.). Специфическим преимуществом в данном сегменте можно считать традиционные связи экономического и политического характера. Помимо прочего, могут быть востребованы инженерные и архитектурные услуги.

Второй сегмент – рынки стран СНГ (без учета РФ): Туркменистан, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и др. На этих рынках отечественные строительные организации имеют устоявшиеся связи, заработали репутацию и накопили опыт работы.

Третий сегмент – Россия, преимущественно Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Перспективным является участие в тендерах на строительство жилых районов на землях Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (фонд «РЖС»). Он является основным оператором земель, находящихся в собственности Российской Федерации.

Четвертый сегмент – иностранные проекты в Беларуси. Перспективы связаны в основном с заинтересованностью зарубежных заказчиков в привлечении отечественных субподрядчиков, поскольку зарубежные подрядные и инжиниринговые компании зачастую неспособны решить проблемы, которые возникают перед ними как проектировщиками и подрядчиками в Беларуси.

Кредитование и банковские гарантии

При создании комплексной государственной системы поддержки экспортной деятельности отечественных подрядных организаций полезно изучить турецкий опыт. Правительство Турции активно стимулирует строительные компании к экспорту услуг, кредитуя из внебюджетных фондов до 30% сметной стоимости строительства, осуществляемого турецкими компаниями в странах СНГ.

В Турции действует более десятка нормативных правовых актов, направленных на стимулирование экспорта услуг. В частности, турецким компаниям возмещается часть средств, израсходованных на участие в международных выставках и форумах, которые помогают увеличить экспортные продажи и привлечь новых клиентов.

Программы стимулирования экспорта услуг в Турции можно разделить на две группы. Первая из них – программы стимулирования улучшения качества продукции для повышения конкурентоспособности турецких товаров и услуг на международном рынке (поддержка при обучении кадров, трудоустройстве, патентировании и получении соответствующих лицензий). Вторая – программы, направленные на развитие экспортной деятельности и изучение международных рынков (участие в выставках, поддержка исследований рынков). Третья – программы, нацеленные на поддержку маркетинговых исследований, создание положительного имиджа турецких брендов на мировых рынках (открытие представительств, складских помещений за границей).

Экспортная планка для белорусских организаций установлена постановлением Совета министров от 16.06.2016 №469 «Об установлении заданий по экспорту строительных, инженерных и архитектурных услуг на 2016-2020 годы». В документе указано, что к 2020 году экспорт должен составить 1,225 млрд долларов. Выполнить задание в условиях уменьшения объемов экспорта строительных услуг в связи с завершением строительства БелАЭС будет очень трудно.

Считаю, необходимо обеспечить соответствующее финансовое сопровождение внешнеэкономических контрактов в области строительства через ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Одним из вариантов является создание централизованного фонда поддержки экспортеров строительных материалов, работ и услуг для развития системы финансовых гарантий и поручительства. Мировой опыт свидетельствует о высокой эффективности такого рода поддержки. Думаю, увеличить стройэкспорт без их помощи Беларуси не удастся.

Доступ к кредитным ресурсам и предоставление банковских гарантий – то, что сейчас очень нужно белорусским экспортерам строительных услуг. Сегодня почти все российские заказчики (а рынок РФ остается приоритетным) не авансируют подрядные организации, в том числе белорусские, а требуют выполнения работ по государственным и муниципальным заказам за счет собственных ресурсов и рассчитываются по факту реализации, введения в эксплуатацию построенных объектов.

Исходя из практики экспортной поддержки турецких подрядных организаций, следует разработать пошаговые организационно-экономические и правовые модели в части заключения и реализации контрактов на строительство объектов на зарубежных рынках для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности отечественных подрядных организаций.